Пагубность самочинного аскетизма



 

Господу ведомо, как я хлопочу о том, чтобы упокоить каждого из вас надлежащим образом, и как я всей душой отзываюсь на все, что с вами случается, как я страдаю со страдающими, изнемогаю, как сам немощный душой, с изнемогающими, малодушествую с малодушными, подвизаюсь с подвизающимися, обуреваюсь с обуреваемыми, разжигаюсь с искушаемыми (см. Рим. 12:15). Так почему же после этого вы не все мне подчиняетесь и не идете правильно и спокойно, по уставу? <117> Зачем же некоторые из вас выступают и заменяют все это собственными и – что хуже всего – вредными желаниями и гордыми планами, не сообразуясь с правилами послушания и общежительного порядка, но по самолюбию и самочинию выдумывая лучшие законы, сочиняя более святые правила и составляя новые учения, боговдохновеннее старых, и что на самом деле просто лишь нечестие и беззаконие? Одни из вас по собственному решению или, вернее, по диавольскому наущению тихонько и без моего ведома надевают на себя вериги (σίδηρα ΈθριθβάΧλθσθζ), допускают это делать и другим и таким образом сближаются со своим пособником по греху – диаволом. Другие прославляют пустынническое житие и обсуждают это дело с сатаной, которому хочется опустошить лишь ваши души. Иные тоже по своему усмотрению и (53) также с благословения на все диавола проделывают другие и еще новые вещи, я уже не буду говорить о них подробно. Зачем же вы все это делаете и не стараетесь, напротив, о том, что вам надлежит делать, <118> что к вам подходит, что богоугодно и спасительно для вас? Делали ли когда‑нибудь и какие‑либо святые что‑либо такое? Никогда! А если и делали, то в редких случаях и каждый раз по особенному видению и знамению от Бога или даже с отеческого разрешения. А вы еще не омылись даже от прежних согрешений (а если и омылись, так еще не исправили своего характера и не вкусили сладости рассуждения), но только, будучи ослеплены безрассудством и самочинием, словно как черви, уноситесь к пропасти увлекающим вас чрез обман змием.

 

Спасительность пребывания в общежитии

 

Никоим образом, чада мои, не следует оставлять своего дела в таком грустном положении. Поверьте мне, что это мудрее всякой мудрости, святее всякой святости и полезнее для вас всего полезного – пребывать вам в том состоянии, к какому призвал вас Господь, то есть оставаться в общежитии, с отцом, с братьями, в том дворе, где пастырем – Сам Бог. Ибо кто выходит отсюда, тот непременно делается добычей диких зверей. <119> Но, с другой стороны, водворившись здесь, усваивайте и исполняйте здешние порядки – единодушие, единомыслие, совместные подвижничество, мучение, труды и церковную службу.

 

Чем выделяться среди других

 

А если кто желает выделиться по своему преуспеянию из ряда других, так пусть он, если может (это приятно и Богу и нам), считает себя ниже всех, пусть не прекословит, да не обретается совсем во устах его ложь[962] (Ис. 53:9), пусть он совершенно не ропщет. Пусть он затем будет косен во гнев (Иак. 1:19), скор на послушание, еще более скор на то, чтобы во время горячего разговора сказать «прости» (συγχώρηησον); пусть будет он также светел лицом от внутреннего псалмопения, молитвы и упорядоченности, долу опустив очи и возводя ум к Богу. Пусть воздерживается он, далее, совершенно от смеха до простой улыбки, исполняя должное, пусть воздерживается он также от всякого, даже единственного какого‑либо гнилого и не приносящего назидания слова; <120> пусть будет он доволен пищей (54) на общей трапезе и даже тогда да не позволяет себе пресыщаться; пусть довольствуется он и положенными часами дня, за службой пусть он стоит трезво и бодро, исполняя точно все до одного стиха. Пусть он ежедневно полагает себе предел жизни лишь с утра до вечера и посему пусть да печалится, рыдает и готовится к концу жизни. Пусть он, наконец, ежедневно проливает слезы, а если это ему не по силам, так, по крайней мере, пусть хоть во время Причащения или вечером, когда ложится спать, да орошает свои щеки слезами, припоминая себе или то, что он по лености опустил, или же представляя себе небесные зрелища, а также ежедневно совершающиеся суды Божии, или, наконец, и особенно, воспоминая о смерти, как его душа разлучится с телом, как ее поведут Ангелы, как она встретится с демонами, как потом придется отвечать за все сделанное в уме, словом и делом. <121> Куда же и в какое место попадет такая смиренная душа? Не на благословенную ли правую сторону? Не в Авраамовы ли недра? Не в божественный ли чертог? Не избавится ли она от участи козлищ, которые услышат: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его (Мф. 25:41).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!