Настоящий праздник – в дарованиях Святого Духа



 

(37) Пришел мясопуст. Не поворачивайте своих уст и очей туда, где мы прежде работали суете. Замечается, что кое‑кто упитывает себя, аки в день заколения (Иак. 5:5). Кто служит чреву, для тех бог чрево, и слава в студе их (Флп. 3:19). <82> Посмотрите на такого человека после его неумеренности: от него [разит] вином, и так как оно еще бродит в желудке, то, конечно, от всего этого не остается ничего, кроме отрыжки, тошноты и дурных перемен в душе и в теле. Этого вам хочется? Об этом нужно стараться? Никоим образом! Напротив, всеми силами следует избегать такой гадости. Вы, чада мои, насыщайтесь в достаточной мере, сколько нужно для удовлетворения естественной потребности, избегая мяса и вина; насыщайтесь же лучше другого рода пищей, устройте себе настоящий праздник и мясопуст в дарованиях Святого Духа, в мире, любви, надежде, вере, псалмопении, стихословии, послушании, смирении, бдении, бодрости, чистосердечии, простоте, чистоте помыслов, сокрушении и в слезном очищении, – и вы увидите, какой прекрасный мясопуст вы устроили, как хорошо его отпраздновали, несравненно лучше царей, <83> князей и всех плотски живущих людей.

Ну, уже я достаточно поговорил об этом. Господь, по молитве моего с вами отца, да подаст вам силу не только просто слушать, но и воспринимать и проводить в дело, что говорится здесь в оглашении, – в Самом Христе, нашем Боге, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 13

<84> О том, чтобы нам не обнаруживать нетерпения и не жаловаться на вражеские испытания[953]

 

Братия мои, отцы и чада. (38) Так как вы в своем достойном многих похвал и наград послушании трудитесь и работаете над делом Божиим, то и необходимо постоянно предлагать вам наставления.

 

Духовное вооружение воина Христова

 

Если бы прервалась на некоторое время ваша борьба и война с ухищрениями диавола, то и я прервал бы свои наставления. Но так как эта война идет вечно и непрерывно, не прекращаясь ни днем ни ночью, то, конечно, <85> и я должен в соответственной мере напоминать, ободрять, обнадеживать вас, доставляя вам оружие, силу, помощь, опытность для разрушения невидимых твердынь. Вы знаете, что воину следует делать свое дело и неопустительно исполнять, что требуется его званием. Поэтому и вы, истинные воины Христовы, осмотрите, в порядке ли ваше вооружение, есть ли у каждого из вас меч послушания, броня веры, шлем спасения, щит смиренномудрия, лук молитвы, забрало надежды и, чтобы не перечислять всего в отдельности, вообще всякое другое, какое только требуется и полагается, оружие. Не так красив и не так вызывает восхищение обыкновенный воин в своем вооружении, как воин Христов (στρατιώτης του Χριστοΰ), когда он облечен в перечисленные выше доспехи. Поэтому‑то, чада мои, вооружайтесь, <86> стройте укрепления, [совершайте] вылазки, нападайте и побеждайте воюющего с вами диавола и не смущайтесь ничем, что обыкновенно при этом случается, получите ли вы удар или рану или вас свалят на землю, – только скорее вставайте.

Некоторые из вас досадуют, недоумевают и даже отчаиваются, что их мучат срамные помыслы, вражда, богохульство, недоброжелательство, соблазн сбежать из монастыря и т. п. Я же, со своей стороны, таким людям тоже удивляюсь. Ну, скажите мне, на самом деле, неужели вы думаете получить свои венцы без труда, без усилия, без войны, без победы? На это обыкновенно отвечают: «Я‑де, вот, прожил [в монастыре] столько‑то лет, сколько раз исповедовался и открывал свою душу, обнаружил вот такие‑то и такие добродетели, без счету (39) молился со слезами и рыданием, столько‑то вынес от братьев, которые нападали на меня, слабого». Ох, мудрость! Сколько лет, говорите вы, ведете войну? Три, пять, десять, еще побольше? Но блаженная матерь Сарра целых сорок лет с величайшим мужеством несла сильную войну с бесом блуда[954]. <87> Упомяну еще старца Пахомия, как он раз в церкви скинул с себя всю одежду и его одобрил за этот поступок авва Аполлон. Но к чему мне приводить бесчисленные примеры? Кто из вас читал об этом, знают, каковы были эти подвиги и преуспеяния.

 

Не бояться диавола

 

Не целых ли девять лет смущал бес двух братьев убежать [из пустыни], а они привязали себя за овчинные одежды друг к другу и перехитрили лукавого диавола[955]. Иной, дожив уже до пятидесяти лет, и все еще боролся с той же[956] страстью[957], другой – иначе, третий еще иначе, и нигде не слышно огорчения, не видно малодушия и трусости, доколе, отбив с поддержкою свыше вторжения врагов, они не возмогли от своих немощей (Евр. 11:34). А у нас, малодушных, и речи и поступки тоже какие‑то малодушные, нетерпеливые и невежественные. Посему‑то я и внушаю вам, чтобы мы оправились от стычек, стали твердо и непоколебимо, <88> с уверенностью в Боге, с песнью на устах: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю (Пс. 26:3). Так не бойтесь же всего этого, равно как не пугайтесь от ужасов и страхов, когда ночью демон возбуждает воображение, показывая разнообразные вещи, то принимая различные виды, а иногда даже испуская голоса и призывая вас по имени. Он слаб и бессилен, иначе бы он всех совсем погубил. Он принимает образ льва, а ты смело проколи его бесстрашием, и окажется, что внутри он набит соломой. Показывается он тебе (40) высоким, ростом до потолка, черным – ты встреть его молитвой и, подобно святому Антонию[958], увидишь, как он побежит от тебя прочь, кривляясь, словно обезьяна. И если бы даже он приблизился к тебе, готовый сейчас броситься на тебя или обрушить на тебя твое жилище, и таким образом вверг бы тебя в оцепенение, не робей в ту минуту, и все пролетит, как сон. От того именно все это с вами и случается, <89> что вы страшитесь там, где нечего страшиться, и опасаетесь, где нет никакой опасности.

 

Как можно устрашать диавола

 

Так вот, чада, не пугайтесь же там, где нечего пугаться, а лучше вы сами с надеждою и молитвою к Богу устрашайте того, кто пугает всех. Кстати, нужно еще прибавить для некоторых, чтобы они не фарисейничали: погоней за преждевозлеганиями и преждеседаниями (Мф. 23:6) они подпадают грозному горе вам (Мф. 23). Ибо Господь сказал: иже аще хощет в вас быти первый, да будет всем слуга (Мф. 20:26–27). Поэтому возноситесь посредством смирения, а также будьте первыми по готовности стать последними. Я удивляюсь, как это некоторые первенство любят, а к добродетелям, какие первым подобают, не стремятся – не ходят в церковь, сонливы, ропщут. <90> Уж если они гонятся за первенством, так пусть делают и дела первых, а то ведь дело выходит позорно. Господь Бог, по молитвам моего с вами отца, да утвердит и соединит всех нас и да удостоит не только слушать, но и на деле исполнять все, о чем говорится, ибо Ему подобает слава, честь, держава, поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 14

<91> О том, чтобы оберегаться от страстей, и о воздержании

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!