Много подвигов, но велики и награды



 

Братия мои, отцы и чада. Для меня нет никакой беды в том, чтобы напоминать вам о спасении. Правда, и это совершенно очевидно, я не в состоянии надлежащим образом питать ваши драгоценные души, ибо я нищ и убог (см. Пс. 85:1) и словом, и делом. Но так как все, что человек выполняет по мере силы своей, приятно Богу, то я и сегодня исполню свою обязанность. В чем же она состоит? В напоминании вам о том, чтобы вы, <104> по слову Господню, в терпении вашем стяжали души ваша (Лк. 21:19), чтобы вы переносили труд и зной подвижнического жития, не обнаруживая ни малейшей нетерпеливости, и чтобы вы в законе Господни поучались день и нощь и были яко древо насажденное при исходищих вод (Пс. 1:2–3). Действительно, у вас, много подвигов, но велики зато и награды; много нужно усилий, зато вечно и сокровище за них. Вы, я знаю, боретесь, сражаетесь, мучаетесь, получаете раны, распинаетесь отсечением своей воли, но радуйтесь также, ибо вам уготовляется за все это Царство Небесное, бессмертие, усыновление, наследие, изобильная всем жизнь, блаженство, ликование, успокоение без конца.

Ввиду таких‑то вот наград, разве может кто‑либо после этого еще оставаться беззаботным? Наоборот, не должен ли всякий устремиться и все подвизаться и подвизаться, не обращая никакого внимания на степень достигаемого им добра и совершенства, пока уже, наконец, сама смерть не (47) приведет его к осуществлению его надежд? Ведь мои оглашения не пустое же словоизлияние! Ведь я не стараюсь прельстить вас посредством обмана! Нет, братия мои, никоим образом! Ваш слух [и без моих оглашений] постоянно внимает словам святых. <105> Вы знаете, как восклицает апостол: недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18). Перенесем вот и мы, чада, и жар похоти, и тяготу уныния, и изнурение от работы, и голод от воздержания, и сверх всего прочего – скуку и тоску, и тогда мы будем в состоянии сказать вместе с апостолом: Тебе ради умерщвляемся есмы весь день, вменихомся якоже овцы заколения (Пс. 43:23; Рим. 8:36). Те из вас, кто и раньше преуспевал, и теперь преуспевает и восходит на высоту добродетелей, не должны пугаться ни демонских видений, ни замыслов похоти; говорить о всем этом мне нужно [лишь] для тех, кто ленится, спотыкается, кто колеблется, двоедушничает.

 

Какими надо быть

 

Впрочем, и вы преуспевшие, воспользуйтесь ободрением и советами, <106> чтобы блистательно закончить путь благочестия. Так станем же все мы вообще прилагать страх к страху, будем между собой обходительны, мягки, любящи, доверчивы, ласковы, приветливы, независтливы, нетщеславны, нехвастливы, тихи, безропотны, имея основанием и корнем своего благого жития терпение.

Конечно, с вами постоянно случается много скорбей, я не отрицаю этого. Но разве это случается не ради вашего спасения и не для того, чтобы вы наследовали вечные блага? Да, для этого; и против этого никто не может возразить. Если же, чада, все это: и изнурение, и усилие, и напряжение, и бег, и постоянная суета, и работа, и пот, и голод, и утомление, и смятение помыслов, и треволнение искушений, поднимаемых на нас в этом житейском море невидимыми врагами, – если все это именно ради тех благ, (48) так никоим образом, о чада, прошу вас, не позволим себе разлениться, пасть духом, <107> унывать, отчаяться. Христос Сам идет впереди нас, Он простирает руку и говорит этому морю: молчи, престани (Мк. 4:39). Только сами мы, со своей стороны, заставим себя еще двинуться вперед, сами еще постараемся поспешить, и мы достигнем своей цели. Я твердо уверен, что мы переплывем наше море и целы и невредимы войдем в пристань Царства Небесного, а тогда останется ли хоть какой‑либо след или даже воспоминание о понесенном труде? Совершенно ничего не останется: оттуда, как написано, воистину отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35:10).

 

Путь мучеников и преподобных

 

Так может ли быть что‑либо блаженнее такого дела и труда, из которых проистекают свет, жизнь, радость, мир, нескончаемое веселие и радование! Если кто так рассуждает и затем идет вослед добродетели, то такой человек действительно не ослабевает, не опускает рук, не уклоняется с прямого пути, не поворачивает назад не только пред указанными различными испытаниями, но даже и пред самою смертью, пред распятием, прободением и <108> пролитием крови, он с радостью выйдет на борьбу, на арену, ибо все это – средства для осуществления его надежд. Таким‑то образом, чада мои возлюбленные, пострадали и выдержали всякого рода пытки мученики.

Точно так же и преподобные, после всевозможных подвижнических испытаний, сделались святыми. Сообразно с этим и я, убогий, призываю вас путем вашего похвальнейшего подчинения и мученического послушания тоже пострадать и также получить венцы. Настойчиво прошу вас: не допустим себя лишиться тех неизреченных и несказанных благ, не допустим себя лишиться имени «сыны и наследники Царства Небесного». Усердно молю вас: не позволим себе лишиться радости чертога Христова и места одесную, где все святые будут вечно радоваться, ликовать, петь и наслаждаться в Боге и всеми божественными благами.

 

Приветствие подвизающимся

 

<109> (49) Но как же вам достигнуть всего этого? Да не иначе, если будете исполнять свое похвальное дело, не отпадая, не изнемогая, не рассеиваясь и не заключаясь в бездне греха. Посему привет мой сначала всем вам, особенно же привет тем, кто больше других труждается, привет тем, кто особенно оказывается полезным, привет тем, кто особенно светит [своими добродетелями], – привет вам, экономы, привет вам, благочинные, привет тем, кто самые первые на работе и кто трудится вне монастыря, особенно кто пашет и возделывает землю, а также кто мучается на послушаниях. Привет мой вам, старший заведующий одеждой, келарь, сапожник, кожевник. Привет мой вам, пекарь, повар, пергаментщик, трапезарь, огородник, кузнец. Привет мой вам, больничник с твоими помощниками, старший рыбак с товарищами, привратники, сторожа, живописцы. <110> Привет мой и вам, первые между нами (потому‑то я и обращаюсь к вам после других) – иеромонахи, диаконы, переписчики, если работаете с послушанием и смирением; певчие, те, кто стихословят [псалмы], а особенно канонарх, если вы разумеваете, что поете и возглашаете это для Господа. Привет мой также различным прислужникам и помощникам, портным, будильщикам и наблюдателям. Привет мой вам, заведующие архивом, секретари и писцы, казначеи, ризничие, корзинщики, кандиловозжигатели, заведующий церковной утварью, огородный и полевой сторожа, заведующий вином, старший переписчик, библиотекарь и наблюдающий за порядком в церкви. И всем другим, малым и великим, всем мой привет! Все радуйтесь, (50) все спешите, все очищайте себя, все восходите вверх. Какое дивное зрелище, когда человеку пред лицом всего братства заявляют о его добродетели! Как сладко видеть, когда в присутствии такого множества его приветствуют за его богобоязненность, смирение и послушание! <111> Каким вожделенным примером становится тот, кто ко всем спешит, всех обходит, освещает словом и побуждает ободрением, ибо таким лицам принадлежит высшая участь в день воздаяния. Кийждо, говорит апостол, свою мзду приимет по своему труду (1 Кор. 3:8), поэтому выгодно потрудиться и посредством небольших подвигов наследовать, яже уготова Бог всем любящим Его (1 Кор. 2:9), ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 17

<112> О том, что нам следует оставаться верными своим обетам, а также пребывать в том звании, в какое нас призвал Бог, и не погубить своих столь вожделенных преуспеяний

 

Отцы мои, братия и чада. Помолитесь, прошу вас, мысленно Богу, да расширит Он мой ум, дабы я оказался в силах помочь вам этим своим жалким и ничтожным оглашением – помочь для постоянно обнаруживающихся и возникающих у нас нужд, кои, по своей важности, требуют особенного увещания и более длинного поучения, чем какие мы делаем обычно. У нас постоянно, словно хлопья снега, сыплются нетерпеливость, беззаботность, самочиние, <113> разленение, а со стороны некоторых и ослушание, у иных – высокомерие, кое‑кто даже бежит из монастыря, сверх всего этого постоянно проявляются прекословие, неурядицы, ропот, сплетни. Да, впрочем, у меня и времени недостанет, чтобы перечислить всё[961]; все это, как зимняя буря, охватывает меня, и моя слабая душа мучается вопросом: как бы это мне, с помощью молитв нашего отца, сохранить врученное мне с вашими дорогими душами судно от осуждения и потопления?

Я вижу и заявляю это совершенно открыто, что и вы тоже помогаете мне управлять судном и трудитесь со мною, но это делают (51) не особенно многие из вас, иначе и труд мой был бы для меня не так тяжек, а гораздо легче.

 

Почему все наоборот?

 

Поэтому тех, кто уже подвизается со мною, я прошу принять еще больше участия в моем труде, ибо за это они удостоятся награды от Бога, <114> а остальных я молю прекратить свои бесчинства, восчувствовать страх Божий и подумать об ответе пред тем страшным и ужасным Судом, где каждый получит мзду за свои дела. Ведь для чего, чада, мы пришли сюда, удалившись из мира и разлучившись со своими плотскими родителями, родственниками и друзьями, городами, родиной, домом и селением? Не для того ли, чтобы спасать свои души? Не для того ли, чтобы получить прощение за соделанные прежде грехи, чтобы угодить Богу, чтобы приобрести вечные блага? Не для того ли, чтобы жить по‑ангельски, подражая бесплотным духам, а особенно святым и треблаженным отцам нашим? Так как же у нас все дело идет наоборот? Вместо того чтобы плакать, мы смеемся; вместо того чтобы сокрушаться, мы готовы скакать; вместо того чтобы становиться благонравными, мы бушуем; вместо того чтобы молиться, мы проклинаем; вместо безмолвия – шумим; <115> вместо молчания – болтаем; вместо того чтобы очищать себя, только еще более загрязняемся; вместо того чтобы себя обуздывать, мы бездельничаем; вместо поста невоздержничаем; вместо того чтобы петь – в церкви ведем разговоры; вместо послушания – самовольничаем; вместо того чтобы смиряться, мы возвышаем себя. Так‑то вот обычно вследствие забвения и невнимания с нашей стороны к своим обетам противник и низвергает нас.

 

Увещание

 

Но откройте же свои глаза, чада, очувствуйтесь, протрезвитесь и обратитесь к тому, что вы когда‑то обещали, именно к тому, чтобы омыть свои согрешения, освятиться, просветиться, усовершиться, обожиться (θεοποιηθήναι), наследовать Царство Небесное. Прошу вас и молю, да не окажутся напрасными все ваши труды. Посмотрите, сколько ведь вы уже мучились, (52) сколько постились, сколько бдели, <116> сколько терпели наказаний и сколько приняли всего раньше и сколько терпите всего этого и теперь, – сколько вы уже сделали и сколько все еще делаете. Так своим равнодушием и из‑за мимолетного удовольствия не губите же своих великих, многоплодных и вожделенных преуспеяний, но к прежним старайтесь приобретать все новые и новые; закончим эту жизнь с большими приобретениями, а потом отойдем в тишайшую пристань бесконечной жизни.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!