Монашество – духовное мученичество и исповедничество



 

Отцы мои, и братия, и чада. Подобно тому как птенцы, сидя на гнезде, постоянно ждут от своей матери пищи, так вот теперь сидите и вы, чтобы послушать меня, смиренного, моего неученого слова. Да поможет же Господь и мне, как той птичке, набрать там и сям по духовным отеческим лугам пищи, составить также для вас как бы букет и доставить вам все нужное в достаточном количестве, дабы вы питались, возрастали, жили и приучались к духовному полету, доколе, быть может, некоторые из вас, по воле Божией и по своей совершенной добродетели, <138> не возлетят до такого предела, что сами, в свою очередь, окажутся в состоянии руководить и питать других. После же смерти да сподобимся все мы возлететь на небо, в горняя, откуда отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35:10). Я, недостойный, надеюсь и верю твердо, без всяких сомнений, что вы отойдете именно туда и окажетесь там, где веселящихся всех жилище (Пс. 86:7), где лик веселящихся и глас празднующих (Пс. 41:5), вкушая там блага, обещанные всем от века благоугодившим Христу святым, и это – за вашу блестящую успешность в подвиге, за ваше достойное похвал и блаженное житие, (62) за бегство из мира, за отрешение от плотских родителей, за отсечение своей воли, за ежедневные страдания и терпение, какие вы проявляете в своем мученическом послушании, ибо в нем вы воистину исповедуете Господа <139> и отрицаетесь от главного мучителя – диавола; за это вас обнажают и ведут на арену, где вас режут и скоблят вам кожу всякими духовными и чувственными наваждениями, то от плотских похотей, то от демонских замыслов, то от столкновений с братьями, то от насмешек, а иногда и от порицания экономов и благочинных, то, наконец, от бдения, псалмопения, работ и вообще от всяких других имеющихся у нас послушаний, – и вот все‑таки, несмотря на то что вас всевозможными способами стесняют, пытают, прижимают, мучают, вы ни в чем и нисколько не отрекаетесь от своих обетов, данных Богу, не преклоняете колен пред Ваалом (см. 3 Цар. 9:18), но смело и мужественно переносите мученичество за свое спасение, посрамляя врагов и отражая направленные на вас диавольские приступы. В этом‑то, чада мои, и состоит наше великое и славнейшее из всех состязаний состязание, и вы вполне можете повторить с апостолом: кто ны разлучит от любве Божия: <140> скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? – прибавляя к сему слова Давида: яко Тебе ради умерщвляеми есмы весь день, вменихомся якоже овцы заколения (Рим. 8:3536; Пс. 43:23). Но окончательно блаженны и треблаженны вы будете лишь тогда, если доведете свой подвиг до конца, представите его Богу истинным и непорочным, ибо просто отдельные мученические подвиги и венцы за них у нас представляются ежедневно.

Это все я говорю о том, что уже было; перейдем теперь к тому, что есть и что будет дальше.

Каковы же у нас настоящие дела? Я и здесь отдам вам полную справедливость за ваше поведение. По одному нашему смиренному увещанию вы тотчас же пришли (63) и отдали все свои медные вещи, каллиграфские стили, футляры и чернильницы, ножны от ножей, кольца от ключей, <141> застежки от верхней одежды, иголки, лампадные цепочки и крючки, кроме церковных и других вещей, без коих нельзя обойтись на послушании, а также еще выточенные из слоновой и простой кости пуговки от мантий и ремней, рукоятки от ножей, шитые шелком и выстроченные пояса, вместе со всем этим резные и узорные памятные дощечки. В этом деле как мы, смиренные, по своему долгу обратили свое внимание, так и вы покорно послушались нашего распоряжения, – и если некоторые из вас и опечалились, так это нисколько не удивительно; вообще же, что вы так быстро отказались от своих вещей, это похвально с вашей стороны и в этом вы как бы получили мученический венец.

 

Соблазн других – грех тяжкий и незамолимый

 

И зачем, в самом деле, братия мои, делаться рабом того, от чего нет никакой для нас пользы и в чем, напротив, немало вреда и возможного ущерба для нашей души? Ведь если, по словам божественного и славного Василия, <142> «все, что употребляется не для нужды, а ради украшения, свидетельствует лишь о тщеславии, а тщеславие – грех»[969], а также «истинный христианин должен избегать всяких украшений»[970], – то как же нам избежать суда, если мы будем держать у себя такие вещи для украшения? Но могут возразить, что мы‑де держим их при себе вовсе не ради украшения себя, а так просто, как обыкновенно держат подобные вещи; на это я отвечу, что это наша совесть, которая способна обсуждать дело так и иначе, тайно лукавит в таких людях и придумывает оправдания их страстям, ибо одно дело, по Писанию, сидящий на навозе и другое – сидящий на престоле (Сир. 40:3), и взор наш иначе любуется дорогою и иначе – менее ценною вещью. Если бы же, наконец, из нас кто‑нибудь сказал про себя, что он‑де достиг уже такой степени совершенства, что и самое золото считает не выше свинца, (64) так его изобличали бы слова известного святого старца[971], что такой человек в данном случае лишь на время подавил в себе этот помысл, ибо страсти наши <143> постоянно находятся только в связанном состоянии. А потом, как такой человек избежит того, чтобы не соблазнять других, – а это ведь грех тяжкий и незамолимый? Ибо если только есть товарищи, то они постоянно соревнуют и стараются подражать друг другу во всем – зло легко перенимается (εύζηλωτον γάρ τι πράγμα η κακία)[972], а отсюда развивается потребность в блестящих и золотистых медных вещах, в искусных и узорчатых изделиях, в кругло обточенных и раскрашенных пуговках, а также в вышитых, разноцветных и выстроченных ремнях. Если бы тут были миряне, сколько было бы у них смеха и какой для них был бы соблазн от всего этого! Ведь что бы сказали они, глядя на это? «Разве, дескать, у монахов нет таких же слабостей, как и у нас? Они также прихорашивают себя и украшаются теми же самыми вещами, что и мы. Это просто пьяницы и лжемонахи! Вот, – скажут, – женолюбцы и ржущие (ср. Ис. 5:8) на своих товарищей кони!» И по делам мы слышим это и будем слышать впредь. Ведь сами вы, спрошу я вас (о себе я уже и не говорю), <144> в то время, когда еще были в миру, если вам случалось видать такие вещи, то разве в данном случае не говорили подобных речей? Да, признаюсь, когда мне приходилось видеть такого блестящего монаха, в цветных одеждах, упитанного и румяного, лоснящегося от жира, с белыми и нежными руками, обутого в блестящие и ловко пригнанные по ноге башмаки или сапоги, с изящным на медном кольце и с медной ручкой (а иногда еще и с серебряной насечкой) ножом у пояса, а кроме этого, еще с медным также кольцом при ключах, с различными резными из кости безделушками и проч., и сверх всего этого, на сытом, красиво шагающем[973] и дорогом коне или муле с соответствующим седлом и уздечкой с медным набором, – то мне всегда становилось очень больно, и я с отвращением смотрел на такого монаха. Напротив, я любил смотреть на таких монахов, кои одеты в самое только нужное и простое платье, <145> (65) кои ходят пешком, не занимаются своим лицом, кои не белоручки, с обычным от всего этого запахом, без всяких иных ароматов; в таком случае я, как бы просветляясь, славил Бога, начинал считать ангельский образ святым и чуждым пустой славы мира и желал причислиться вот к таким же.

И так дело кажется, по моему мнению, не одному только мне, неразумному, но и всякому другому, кто задумается над этим, если только у него есть здравый смысл. Ведь как же это, в самом деле, возможно? Господь наш Иисус Христос, между прочим, запретил нам также и носить медь в поясах (Мф. 10:9), а мы, позабыв Его заповедь, продолжаем это делать. Правда, в поясах у нас нет никакой меди, но зато она есть на поясе, или на ноже, или на кольце от ключей. Этим мы только лишний раз доказываем то изречение, что если мы только в чем‑нибудь да не исполняем богопреданной заповеди, то вместе с тем мы уже всю ее не соблюдаем (Иак. 2:10). <146> Далее, ведь мы можем для кольца к ножу употреблять железо, точно так же и для кольца к ключам, для стила и для других предметов, кроме таких, без коих нельзя обойтись. Равно как и пуговки можно употреблять просто деревянные, памятные дощечки без резьбы и узоров, ремни без шелковой вышивки и нестроченые, а также соблюдать подобную же простоту и в других вещах. Зачем же мы занимаемся пустяками и гонимся за ними для того только, что доставит красивое зрелище сластолюбивым глазам, выходя в то же время за границы действительно хорошего и нужного, а также и за пределы заповеди?

Поэтому благословен Бог отца моего (Исх. 18:4) за то, что Он расположил ваши души решиться на благое дело и отбросить то, что для вас вредно. Никто да не возражает, что это, мол, все пустяки и что есть дела несравненно важнее, и их‑то следует прежде всего исполнять. Кто так говорит, тот говорит как невежда и глупец. Такому я отвечу: возлюбленный мой брат, если ты не можешь уже поднять легонькое бремя и <147> (66) ступить на первую ступеньку, тот как же ты после этого понесешь бремя более тяжелое и сумеешь сразу вскочить на вторую ступеньку? Это просто диавольский обман, который бывает при всякой заповеди Божией. Что говорит святой Дорофей? «Когда кто говорит: „Ну разве важно то или другое?“ – то от этого у него является маленькая, но дурная привычка, и такой человек начинает потом пренебрегать уже великими и более важными вещами и попирать свою совесть»[974].

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!