Горькое властолюбие. Грех Каина



 

Несчастное дело! Ох, эта хитрость лукавого! Ах, это горькое властолюбие! Чрез него зло с первого же дня вошло в мир, ибо мы возлюбили самолюбие и задумали было стать равными Богу, чрез это вот и ниспали с высоты ангельской жизни и извержены из рая. С того самого времени человеческая испорченность, как бы цепью, тянется и доныне. Так, смерть началась от Авеля с Каином; раньше ее не было и не слышали даже, что она такое. Несмотря на то что они приходились друг другу братьями, старший не перенес предпочтения младшего и – убил его (Быт. 4:8). <18> Ах, какое жестокое дело! Заглушилась жалость, окаменело сердце и затемнился разум! Как это убийца не остановил своей руки пред родным братом? Как это он, бесчеловечнейший, не удержался от нападения и совершенно напрасного убийства единоутробного себе? Хоть бы он, несчастный, родителей своих пожалел! Как это он не постыдился их? С каким лицом явился он к ним? Как оправдывал он свое убийство? Но при этом был некто и другой, кто возбуждал его и руководил им, – это великий разбойник, лукавый змий, ядовитый дракон, сатана, как молния спадший с небесе (Лк. 10:18). И как только это злое дело совершилось, недоброжелательство, как можем это прочесть, вошло в последующие поколения и различными путями, в последовательных убийствах людей друг другом, дошло и обнаруживается в нынешних обстоятельствах.

 

Недоброжелательство вошло в историю человечества от Каина

 

Не достойно ли все это, братия мои, рыданий и слез? Воистину теперь нужен Иеремия с его великим плачем: кто даст главе моей воду и очесем моим источник слез! <19> И плачуся о побиенных (Иер. 9:1) – не израильтянах, но о нынешних христианах! А так как Иеремии нет, так мы, смиренные, как братия, возопием, возрыдаем и будем просить за своих братьев, и кто знает, не раскается ли Господь, (10) как над ниневитянами (Иона. 3:10), и не отведет ли от нас Своего гнева? Нынешние события, нужно думать, это только начало и предтечи более тяжких ужасов, и вспыхивающие теперь искры предвозвещают настоящий пожар. Так что же теперь делать? Да ничего, кроме того только, как было сказано раньше, чтобы плакать, скорбеть, воздевать руки к Богу, молиться Ему день и ночь, да отведет Господь – каким знает Его премудрость способом – от нас искушение, да соединится разделившееся царство воедино, да разрушится в средине его преграда и да воцарится во вселенной мир.

Так запомните же, что наступил день скорби, знайте, что он принесет вам большое искушение. Но не забывайте, что поет божественный Давид: скорби и нужды обретоша мя: <20> заповеди Твоя поучение мое (Пс. 118:143). Так будем делать и мы, станем жить во свидениях Господних (ср. Пс. 118:2) и хранить свое житие во святыни целомудрия (1 Тим. 2:15), стяжая смиренномудрие (1 Пет. 5:5), предаваясь любви, облекаясь в броню послушания, по молитве нашего отца, во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 4

<21> О хранении нашего душевного града от лукавых дел посредством соблюдения Божественных заповедей

 

Братия и отцы. Неурядица, наступившая в настоящее время в мире, как я и предсказывал, необычайно велика. Вследствие тяжких и ужасных внешних обстоятельств стрелы попадают и в нас. Но я, окаянный, не боюсь ничего этого, хотя бы на меня и отточили мечи, хотя бы мне нанесли раны, хотя бы отправили меня в ссылку, хотя бы даже угрожали смертью, – только бы за благого Бога и за истину. (11) Но я опасаюсь и боюсь диавольских коварных действий в своей смиренной душе, которые постоянно поднимаются, пока царствует в моем тленном теле грех (Рим. 6:12), набросившийся на добродетель с целым полчищем <22> стоящих под его начальством бесчисленных страстей. Страшна мне, далее, стрела наслаждения, которая ранит не плоть, а сердце. Ужасна мне также и кровь, но не та, что проливается на землю простым мечом, а та, что изливается на душу мечом невидимым. Боюсь я и голода с жаждой, но не хлеба и воды, а, как поет пророк, глада слышания слова Господня (Ам. 8:11). Так вот чего я (конечно, также и вы, наученные Богом) боюсь и пред чем трепещу, – я желаю, чтобы мы, оставаясь свободными от козней мироправителя века сего (Еф. 6:12)[936], путем совершения добрых дел и отклонения худых прилогов пребывали под властию Царя всего и Владыки Бога.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!