Добродетели – вечное питание для души



 

Я привел данное сравнение для того, чтобы снискать себе у вас снисхождение. Но, с другой стороны, так как занятие земледелием требует, чтобы земледелец смотрел за полем, очищал его от всяких сорных и колючих трав, то, чада мои, и мне следует смотреть за вашими душами, ибо от различных внешних обстоятельств получают раны ваши души[931]. Смотрите посему, как вы растете, как поднимаетесь, как спеете, как приносите Богу и мне в качестве плода свое превосходное житие. В подчинении своем стяжите души ваша (Лк. 21:19), во смирении – вознесите рог своего жития, в послушании покажите свидетелство своей совести (2 Кор. 1:12), без лукавства и обмана исполняя свои служения. <12> Кто куда приставлен, один сюда, другой туда, трудитесь, не обижаясь, без вражды и без пренебрежения к делу: пусть каждый, как пред лицом Божиим, в порядке, по совести, как следует выдает или получает все что нужно, дабы услышать в тот день: добре, рабе благий и верный: о мале [Ми] был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:23). Ибо кто без страха Божия или выдает одежду, обувь, деньги на расход, или указывает чтение, или дает распоряжение, ответ, или назначает наказание, те недостойны такого гласа. (7) Такие лица заслуживают иного, противоположного ответа: видите, презорливии, и чудитеся чудесем, и изчезните (Авв. 1:5), говорит Господь, и: проклят всяк творяй дело Божие с небрежением (Иер. 48:10).

 

О чем радоваться и скорбеть

 

<13> Ибо на самом деле что из этого возникает? Душой овладевают страсти, так как один начинает смотреть на другого и огорчаться (что совершенно справедливо) на заведующего выдачей. Но я говорю это не к тому, чтобы вы, получающие, начали выслеживать, сравнивать и осматривать у того или другого брата, например, платье или обувь, ибо это дело скользкое, опасное и коварное; быть довольными всем, как говорит Василий Великий[932], – вот ваша обязанность, ответственность же за это понесут имущие власть; а для того чтобы вы, распоряжающиеся, со страхом Божиим и любовью пользовались предоставленной вам властью вполне безукоризненно, смотря по тому, что кому поручено, выдавайте и назначайте беспристрастно и по заслугам одежду, обувь, книги, чтения, списыванье, деньги на расход или, чтобы не перечислять по мелочам, вообще все остальное. Если вы так будете делать, то у вас, мои возлюбленные, воцарится спокойствие и тишина (ευστάθεια και γαλήνη). Да, да, братия мои освященные, прошу и молю вас, <14> исполните свои сердца благостию[933], предайте себя взаимно друг другу в любви, радуйтесь при отличии других, скорбите при ниспадении ближнего. Яков перстный, сказано, такови и перстнии, и яков небесный, тацы же и небехнии (1 Кор. 15:48). Бог же наш, сущий на небесах, любит милостыню и суд (Пс. 100:1), и милости Его, как поет Давид, исполнь земля (Пс. 118:64). Вот, уподобимся Ему и мы; сегодня преуспеем в одном, а завтра двинемся дальше; не будем унывать в скудости, не будем тщеславиться и при избытке: в последнем случае будем благодарить Бога, ибо это дело ни хотящаго, ни текущаго, но милующаго Бога (Рим. 9:16), а в первом – будем ожидать, (8) и наша надежда исполнится: всяк бо просяй, сказано, приемлет, и толкущему отверзется (Мф. 7:8).

<15> Так‑то, чада мои, постепенно поднимаясь все выше и выше, день за днем содеивайте спасение своих душ. Теперь время радости, истинной, а не погибающей купли. Ныне время для бега, но духовного бега, время для обогащения благами, но вечными благами. Блажен, кто подвизается; треблажен, кто терпит подвиг; всеблажен, кто постоянно увеличивает в себе огонь стремления и любви к Богу. Вы, чада мои, не умрете, но будете жить, не разлучитесь, но соединитесь, не получите бесчестия, но будете прославлены, если только до самого конца будете твердо и неуклонно сдерживать обет священного послушания, по молитве моего и вашего отца[934] во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 3

<16> О том, что нам следует гнушаться самолюбия и гордости, из‑за коих мы ниспали с высоты своего ангельского жития

 

Отцы мои, братия и чада. Нынешние обстоятельства требуют лишь краткого оглашения. И я даже хотел уже совсем ни слова не говорить до тех самых пор, пока не наступит возможность снова проповедовать со спокойным сердцем. По грехам моим теперь у нас, вследствие неурядицы в миру, нет тихой жизни. Мы здесь объявляем царем одного, а наши братия вне – другого[935]. (9) Единоплеменники оттачивают друг на друга мечи, двигаются войска, воспламеняется ужасный воин – ярость, христианин проклинает христианина, <17> человек жаждет обагрить свой меч в крови ближнего и, наконец, после страшных клятв и целования Честного и Животворящего Креста (они в ослеплении оскорбляют уже и Самого Победителя смерти!) враги упорно, с кровопролитиями стоят за свое. Ибо неестественно, чтобы в одном царстве было два царя.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!