О том, что всякий должен быть ревностен в братстве и принимать епитимии



 

Врачебные средства игумена

 

Отцы мои, братия и чада. Если божественный и вселенский апостол в одном из своих священнописанных [богодухновенных] слов говорит: тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих (1 Кор. 4:1), относя истинное достоинство к Богу, – то что же скажу я, жалкий и несчастный, как не то, чтобы каждый из вас считал меня как бы негодным рабом (см. Лк. 17:10; Мф. 25:30) и последним членом всего братства. Доколе же я есмь среди вас, еже есмь, я хочу, чада, исполнить свое послушание (см. 2 Тим. 4:5), как каждый из вас исполняет порученное ему. Отсюда моя смиренная настойчивость, и последовательные поучения, и устрашения, и поручения, и разграничения, и угроза, и утверждение, и возражение, чтобы всяческим способом сохранить вас целыми, соблюдающими заповедь Божию и далекими от страстной злобы. Отсюда мои наказания и удары, просьбы и искания, отлучения и порицания, заключения [в темницу], а иногда в оковы, и это вполне соответствует проявляющемуся злу, возникающим привычкам, личным расположениям, особенностям образа мыслей, так как я смотрю вверх, хотя умом склоняюсь долу; взираю на Бога, хотя и слепотствую душой; стараюсь спасти всех, хотя сам и погибший; стремлюсь ко спасению всех, хотя сам и беспорядочен; к угождению Господа, хотя сам несчастен; здесь огорчаю тело, чтобы [там] душа процветала вечно. По поводу чего [только] я не болею, не огорчаюсь! О чем я не взываю, не печалюсь, о чем не говорю! Да, чада мои, поверьте мне, что я сострадаю страждущим и огорчаюсь вместе с бедствующими. Но как полезно здесь немного печалиться, чтобы там нам радоваться, здесь подвергаться наказаниям, чтобы там веселиться, здесь терпеть стеснения, чтобы там нам было привольно! Даже если мы и успеваем, все же должно нам предпочитать и желать телесных наказаний и благовременно и безвременно (см. 2 Тим. 4:2) подвергаться взысканиям.

 

Для чего святые употребляли суровые наказания?

 

Как же нам не следует принимать спасительных лекарств, когда мы уклоняемся от пути Божия? Поэтому, мне думается, человеколюбивейшие и святые наши отцы, движимые божественной любовью, такими и подобными путями спасли своих учеников. Один из них оставил мертвеца на горе непогребенным[903], чем близкие его были сильно огорчены; другой послал в место огорчения тех, кои вольными или невольными действиями оказались виновными[904]; тот заключил[905], а иной даже подверг побоям. Зачем они делали это? Конечно, только для того, чтобы подчиняющиеся были спасены. Ведь мы иногда исправляемся ввиду человеческих угроз. Так, если вы, чада мои возлюбленные, вынесете отягощения от меня и призывы, клянусь вам пред Живым Богом, что спасетесь в Царстве Его Небесном (см. 2 Тим. 4:18), откуда отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35:10); если понесете иго послушания, то освободитесь от страстей греховных и возвыситесь до усыновления (см. Рим. 8:15; Гал. 4:5); если выдержите зной пожеланий, то будете пить воду веселия в вечной жизни (см. Ин. 4:14); если совершите путь послушания, то увенчаетесь пред Великим Царем.

 

Высота общежития и истинного послушания

 

Поэтому велико, велико общежитие, и нет ничего выше его; оно – тяжко и легко, ибо таково же иго Христово (см. Мф. 11:30). Как свидетельствует сама действительность и показывает сама правда, ни столпника, ни затворника, ни пустынника, ни носящего вериги никто не считает выше слез, не восхваляет[906] и не ублажает в такой степени, как истинного послушника. Я сказал – истинного; а истинный [послушник] тот, кто свою душу совершенно, даже до крови[907] (см. Евр. 12:14), отдал своему руководителю, хотя бы при этом он не выработал никаких достоинств. Поэтому, достигши столь великого блага, мы должны особенно радоваться [ему] и гордиться, чада мои возлюбленные, и особенно тому, что мы многочисленны, ибо это – самое чудесное. Люди спрашивают с удивлением, чем вы кормитесь, одеваетесь, имеете ли достаточные запасы, как совершается весь [порядок жизни], – и каждый говорит об этом как о своем и в то же время продолжает быть смиренномудрым, как ничем не обладающий. Отшельника же, хотя бы он законно уединился, мы не уважаем в такой мере, ибо его желания так велики, что для него не много даже взойти на небеса. Так давайте будем смотреть только за своим [делом], не будем хромать помышлениями и соблюдем в неприкосновенности наше послушание. Не станем соглашаться ни с хвалящими, ни с порицающими нас, если дело обстоит иначе. Вы знаете, что люди делают нас, как людей, предметом обсуждения, иногда возжигают в нас искушения; но если мы боимся Бога, то не станем бояться людей (см. Пс. 55:12; 117:6) и не поддадимся укоризнам. Будем держаться своей цели, идти путем Господа, и Он все исправит молитвами нашего общего отца во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 82

О том, что лучше быть последним и с благодарностью переносить бесчестие и порицание[908]

 

Увещание

 

Отцы мои, братия и чада. Как военачальники своим солдатам, учителя ученикам, ремесленники подмастерьям, так и мы обязаны говорить вам, как чадам, должное. Стойте же, чада мои, [твердо] в своих подвигах, послушническом состязании и мученическом подчинении и, день за днем проводя время здешней жизни, в добродетелях приобретайте души ваши (см. Лк. 21:19), стяжайте залог Царства Небесного и собирайте обещанные неизреченные блага. Узок и прискорбен путь Божий, скажу и я вместе [с Писанием], но широко и пространно ожидающее вас упокоение (см. Мф. 7:13–14). Беспрерывные демонские соблазны как бы опаляют дом души нашей, но роса Духа угашает их, приготовляя нам воду веселия в вечной жизни. [Здесь] теснота и печаль (см. Рим. 2:9; 8:35), пренебрежение и забвение, делание и бдение, желание и неудача, ношение грязных одежд и страдание от насекомых, труд и болезнь, усилие и работа, утомление и пот, порицание и удары, отлучение и изгнание, – но за все это готовится вам радость неизреченная и веселие бесконечное (см. 1 Пет. 1:8). Так давайте же, чада, эти немногие и наиболее решительные дни вынесем мужественно и получим венцы правды (2 Тим. 4:8). Сколь много потрудились треблаженные отцы наши в постах, слезах, бдениях, в молитвах, во всяком подвижническом бедствии, и теперь они совершенно не испытывают горечи прошедшего, так как [за этим] последовало неизреченное веселие и вечно блаженное наслаждение. Точно так же будем и мы, прошу вас, рассудительны, ибо земные печали ничтожны и проходят сравнительно скоро, как сон и тень; не будем бояться и пугаться, а с неистощимой ревностью исполнять заповеди Господа. Пусть нас не огорчает поношение, а порицание не сбивает с пути, упрек не вводит в заблуждение, огорчение не повергает, гордость не надмевает. Опустим глаза долу, душою стремясь вверх. В отношении друг к другу будем полезны и снисходительны, терпеливы, выносливы; если кто‑либо случайно и сказал жесткое [слово], что же из этого, что ты оскорбляешься, чадо? Разве и Христос Бог наш не слышал: беса имаши (Ин. 7:20), – и не промолчал? Разве Он не был порицаем, будто о веельзевуле… изгонит бесы (Лк. 11:15), – и не взволновался? А мы, по природе униженные и достойные порицания, ощетиниваемся, как вепри. Почему же, наоборот, не пожать сладости смиренномудрия? Почему нам не сделать опыта доброго послушания? Почему не приобрести орудий истинных монахов?

 

Орудия истинных монахов

 

А они заключаются не в письме, не в пении, не в том, чтобы мыть нарукавники, увеличивать рост, нарядно одеваться, не в том, чтобы быть нежным или резким, быть скромным или держать себя по‑мирскому, не в громких словах, смелости и противодействии, ни в чем другом подобном, а в том, чтобы с готовностью ставить себя на последнее место, считать многих выше себя (см. Флп. 2:3), не говорить чего‑либо необдуманного, а тем более грубого, не быть хвастливым, не выставлять себя на вид, а, наоборот, скрывать себя – стремиться к смирению (см. Рим. 12:16) и руководиться смирением, быть откровенным, любезным, невраждебным и независтливым. Вы всему научены, как ученики Божии (см.: Ин. 6:45; Ис. 54:13), – делайте то, что благоугодно Ему (см. Ин. 8:29). Наконец, в течение этих дней, чада мои, переносите мужественно и случившуюся болезнь, ибо среди вас многие болеют. С благодарностью берите, что раздается, а если нужно что‑нибудь еще, то напоминайте об этом смиренно. Будьте во всем совершенны, чистосердечны (см. Флп. 1:10; 2 Пет. 3:1), приветливы, доставляя [тем] радость мне, чтобы вам идти ровным строем в общей надежде призвания во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 83

О мужественном перенесении постигающих [бедствий], чтобы сделаться подражателем Христа, много пострадавшего за нас

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!