О своенравии мира и о том, что должно благодарить за наше избавление от него



 

Отцы мои, чада и братия. Когда я позавчера, по приказанию архиерея, вышел из монастыря и отправился в патриархию и оттуда во дворец, чтобы присутствовать при царском [бого]служении, пробыл [там] целый день, наблюдал зрелища и видел лица, испытал изменчивость мирских вещей, заботу, влекущую людей туда и сюда, их болтливость, мелочную суетливость, их мирскую предприимчивость, – и это в дни честной и Святой Четыредесятницы! – то я изменился в своей наружности, мой слух был оглушен беспрерывными разговорами и мой взор ослабел от многообразных и бесполезных видений. В таком состоянии пользуюсь удобным временем и несколько уединенным местом, чтобы сказать вам, моим чадам по духу и плоти, о том, что со мною было. Подобно тому как из спустившегося летом облака иногда падают [крупные] капли, так и из моих глаз полились слезы, и я испустил вздох из глубины сердца своего и, сдержав при помощи разлившегося божественного спокойствия волнение мыслей[867], принес Господу приличное благодарение и ублажил вас, чада мои желанные, что вы вышли и разлучились с этой средой и совершенно отказались прикасаться к мирской нечистоте, пребывая на поприще подчинения и ежедневно борясь на арене терпения и мысленно своим божественным поведением восходя на высоту добродетелей.

 

Их участь и ваша участь

 

Кто может быть блаженнее вас? Что более желательно и прилично? Вы поистине дети Христовы, служители Бога и Отца и ненавистники плоти и крови (см. Мф. 16:17). Тем принадлежит мир, а вам небо. Их участь безрадостная здесь радость, нищенское обогащение и голодное наслаждение, иначе не могу выразиться; а ваша участь – радость в надежде, приятность будущего века и при телесной бедности обогащение вечными благами (см. 1 Ин. 2:16), стеснение в воздержании и наслаждение неизреченными благами. Посему не будем ублажать ничего другого, не будем обращать свои взоры или стремиться ни к чему другому, кроме того, что даровано нам по определению свыше, что дал нам Святой Дух. Придите же, чада, дадим славу так нас Призвавшему; возлюбим же, возлюбленные, так нас Возлюбившего; поработимся Ему искренне, чтобы возобладать над всем. Придите, убоимся Его, чтобы Господь был к нам снисходителен и возлюбил наш ангельский собор; придите, очистимся от дурных дел и помышлений, дабы Он, как действительный Свет Неприступный (см. 1 Тим. 6:16), воссиял нам блистанием Духа и возвел нас на высокую гору божественной жизни и показал людям, что мы составили Божий град. Что говорит святой отец[868] в Патерике?

 

Еще время состязания

 

Не то ли, что если мы почтем Единого, то есть Бога, то нас почтут все; а если мы Его обесчестим своею злобою, получим противоположное? Кто может не возлюбить Господа? Кто не возлюбит великого и бесконечного Света? Кто не поспешит к великому Подвигоположнику и Раздаятелю венцов? Кто не пожелает совоцариться Всецарю века (см. 1 Тим. 1:17)? Кто не предпочтет усыновиться Тому, от Негоже всяко отечество на небесех (Еф. 3:15), Отцу милосердия (см. 2 Кор. 1:3) и Владыке всех? Кто не пожелает сонаследовать Господу Иисусу Христу (см. Рим. 8:17) в том отеческом достоянии, которого не может ни слово передать, ни слух вместить, ни разум наследовать? Итак, вы, чада, пожелали и восхотели, вышли и пришли, начали, достигли совершенства и пребываете в нем. Еще не настал конец подвигов, еще нет окончания состязаниям. Нужно еще бежать, и бежать сильно, по [выражению] великих и золотых уст Духа[869]. Еще время состязания. Не слышим ли, что говорит Павел, свет мира, вселенский апостол? Тако теку, не яко безвестно: тако подвизаюся, не яко воздух бияй; но умерщвляю тело мое, и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду (1 Кор. 9:26–27). Видишь, как выразился Божий человек? Нам необходимо умерщвление, воздержательное порабощение необузданного коня, сей плоти. Подтянем его, взнуздаем, – да, чада, прошу вас я, многострастный и многогрешный, чтобы он не закусил удила и не сбросил всадника – ума – и не сделал нас предметом злорадства наших врагов.

 

Кому горе

 

Поэтому [постараемся] удалиться от обрывистых мест, чтобы безопасно шествовать. Поймите, о чем я говорю! Горе дурному зрению, потому что оно вносит в душу греховный яд! Горе гибельной дерзости, потому что она еще скорее вносит огонь в дом добродетели! Горе юношеским улыбкам безбородых и даже бородатых к ним [юношам], потому что одним движением они погружают нас в самую глубину страстей! Увы насыщению чрева и наслаждению сном, потому что они порождают гнусные семена блуда. Увы, когда двое связаны одним и тем же, имеют сравнительно частые разговоры между собой, подолгу сидят и заседают, хотя бы это были из первых [начальников] или старцев, и особенно когда они возбуждают друг в друге тайные и пристрастные помышления под видом оказания и получения пользы, ибо там посреди них не Христос мой, а сатана. Горе беспечно расположенному – это не мои слова, а божественного и великого отца нашего Ефрема, – ибо он в день Суда неизбежно понесет наказание[870]. Каждое такое горе я, чада мои, получил в достояние, как исполнитель их всех, хотя облек речь в такую форму. Но, конечно, будьте ввиду моего примера осторожны – и низвергнете полки диавола, и ускорите себя в [усвоение] страха Божия; и возвышайтесь все больше и больше в небесном восхождении, малые и великие, начальники и [недавно] принявшие пострижение, благоуспешные и отставшие, имеющие хорошие и дурные привычки, врачуемые и уврачеванные, наказанные и награждаемые, священнослужащие и освящаемые, – в правилах, в песнопениях, в бдениях, в послушании, во смирении во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 68


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!