О том, что не следует соблазняться по поводу приходящих к монашескому образу жизни и не выдерживающих его



 

Кто и что в преисподнем мире

 

Братия, и отцы, и чада. Ввиду того что и из далеких сел наших пришли [братия] здоровыми, невредимыми и без недостатков, и вы успеваете в сохранении себя невредимыми и в безопасности, держась единого хотения и воли Господа, – как мне не радоваться, как не веселиться в хвале Господней или как нам не похвалить вас, оказавшихся причиной такой милости ко мне! Вы, чада мои, поистине свет очей моих, вы поистине соль моей дурной натуры (см. Мф. 5:13; Кол. 4:6), вы своим шествием по прямому пути вскрываете во мне, неученом, неопытном и подвергающемся многим опасностям управителе, наставителя и спасителя душ; вы укрепляете меня, немудрого, неупорядоченного и совершенно лишенного [каких‑нибудь] положительных качеств, своей благоуспешностью, являя [зрелище] олимпийской победы. Это говорю потому, что, и оставаясь дома, и будучи у нас на глазах, вы оберегаете себя и остаетесь сдержанными; посылаемые за пределы монастыря и будучи далеко от нас, вы предпочитаете [быть] незазорными и спасенными и, переходя и все передвигаясь с места на место, являете одно и то же доказательство вашей добродетели.

 

Молитва усыновляет нас Святому Духу и Богу

 

Благодарение Господу, поддерживающему вас и укрепляющему в избытке[854]. Но если даже случится кому‑либо поскользнуться, ведь это вообще бывает с большинством, и особенно искушаться по поводу новопришедших, которые, не вынося легкого ига Христова (см. Мф. 11:30), по своему легкомыслию и своей привязанности к миру и ко греху, возвращаются назад, как пес на блевотину (2 Пет. 2:22), то в этом нет ничего удивительного и такого, что бы могло вас привести к падению, – наоборот, оно должно привести вас к раскаянию и размышлению над словами Господа, Который сказал: мало стадо (Лк. 12:32), которое Отец Мой собрал, и тесен путь, вводящий в жизнь[855], и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7:14), а также: аще кто не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик (Лк. 14:26). Из этих слов Христа видно, как велик и премирен ангельский наш образ[856], возлюбленные чада, и блажен тот, кого Он избрал себе от мирского унижения и кто прибег к этому высокому образу жизни, [чтобы] отсюда уже созерцанием ума видеть Царство Небесное. Ибо в преисподнем мире тьма и жар и, как в ночной битве, сталкивается, подвергается бедствиям и носится, как в буре, почти каждый человек, кто вместо нетленных и неизреченных и непостижимых вечных благ избирает суетное, погибельное и кратковременное[857].

 

Различение помыслов

 

Кто поднял голову, кто пришел в чувство, кто избежал, кто из стада уловленных в сети диавола взлетел, как небесная птица, на высокую гору сей жизни, имея под ногами осмеянного и попранного сатану? Се даю вам, говорит Господь, власть наступати на змию, и на скорпию, и на всю силу вражию (Лк. 10:19). Наступайте, чада моя, и попирайте многообразные главы его и побеждайте его враждебную и наступательную силу, вооружившись подвижнической непрестанной молитвой, и воздайте в ней славу [Богу]. Она [молитва] усыновляет нас Святому Духу и усыновляет, нас Богу. Если вы при случающихся испытаниях ничуть не поколеблетесь в вашем стремлении к Богу, не ослабеете, даже когда возникнет война, внутренняя или внешняя, даже до пролития крови (см. Евр. 12:4), но, наоборот, если с упорною настойчивостью сохраните свою на нее [то есть молитву] надежду, то получите венцы. И еще: мужайтесь, отражая нападения дракона. Вы знаете восстания плоти, знаете внутренние разжжения против святого дома – разумею честную душу; знаете страшных волков – [нападения] страстей, как они извне преображаются в одежды овчия, а внутри суть губители. От плод их познаете их, говорит Святое Евангелие (Мф. 7:16). Все возникающие у вас мысли – о любви к Богу, к чистоте, благоговейности, об умилении, терпении, памяти о смерти, об исходе, встрече, предстании и ответе пред Богом, скажу в дополнение, и эти последние – о послушании, смирении, отсечении воли, отвержении гордости или о чем‑либо подобном, – все они свойства правой части, они путеводят при восхождении в Небесное Царство. А какие [мысли] противоположны этим, ясно. Это – привязанность к миру, ко греху, к удовольствиям, дерзость, бездельные разговоры, сонливость, ропот, тщеславие, непослушание, недоверчивость, почитание своей воли. Зачем далее перечислять все страсти? Если их перечислять, они окажутся более многочисленными, чем песок (см. Пс. 138:18).

 

Качества, необходимые монаху

 

Итак, чада, зная правые и лукавые [мысли], от одних бегите далеко прочь, ибо божественный апостол Иаков пишет: противитеся диаволу, и бежит от вас (Иак. 4:7). А с другими – сближайтесь, обращайтесь, входите в общение, ибо [Писание] говорит: приближитеся Богу, и приближится вам (Иак. 4:8), – все любя, все терпя (ср. 1 Кор. 13:7), все проходя с помощью вашего смирения, по правилам, по заповедям, по повелению, нигде [не обнаруживайте] себялюбия, нигде [не руководитесь] своим решением, своим мнением. Пословица называет эти [свойства] орудием искушения подвизающихся монахов. Но везде [обнаруживайте] братолюбие, искренность, незлобие, равнодушие к миру, нехвастливость, сговорчивость, покорность, богоразумие, божественную благопорядочность и совершенство. В этом да сохранит и соблюдет, защитит и оградит, умножит и усовершит (см. Еф. 4:13) всех вас Христос Бог наш, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 65


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!