Соревноваться друг с другом в ревности к послушанию



 

Соревнуйте друг другу и изощряйтесь, кто ревностнее в послушании. Не ожидая повторения приказания, кто выше в смирении, подчиняясь по первому слову и принимая на себя всякое порицание. Если вы в таком состоянии, то хорошо знаю, что вы радуетесь, веселитесь, возноситесь надеждою к бесстрастию, утешаете себя ожиданием небесного, что вы чисты душою, независтливы, скорее, вполне бесстрастны, ибо если вас даже щекочут и раздражают страсти, однако оружием [в виде] вышеуказанных подвигов вы обращаете [в бегство] нападающих демонов. И существует ли воитель, который, даже победив, не был бы поражен, и как такого не увенчает Небесный Царь, хотя бы на нем была тысяча ран, лишь бы он не был умерщвлен грехом? Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6:36), утробы же нечестивых немилостивны, как написано (Притч. 12:10), праведник же милует и души скотов своих (Притч. 12:10; 27:23; Сир. 7:22).

 

Праведник добр даже к животным

 

Сначала окажите милость самим себе (Притч. 11:17), а затем и животным, чтобы они не оставались ненакормленными, ненапоенными, но в положенное время да будет им дан и корм, и пойло, и это вполне ясный признак для монахов, что их животные, таскающие тяжести, упитанны[851] и сильны; в противном случае они принадлежат, конечно, не монахам, а грубым, лучше сказать, неразумным мирянам. Явите же во всем, чада мои, даже и в мельчайших ваших делах, совершенство вашего образа жизни, дабы ваше совершенство осталось при вас и в прочих делах; даже зелень пусть не будет брошена как попало, [а также наблюдайте,] чтобы овощи не гнили, чтобы рубище, даже какой‑нибудь старый обрывок [всего] с вершок, каков бы он ни был, не был презрен, а тем более одежда.

 

Совершенство и в мельчайших делах. Необходимость бережливости

 

Если, как написано в Патерике[852], монах должен носить такую одежду, которую бы, выброшенную за ворота, никто в течение трех дней не поднимал, то как допустимо пренебрежение вообще чем‑либо? Я говорю не об этом только, но да не будет выброшена или сожжена несвоевременно даже палка, годная к какому‑нибудь делу, ни даже отрезок доски размером в четыре пальца. Равным образом [хоть] малейшее пролитие вина, брызги масла. О! Прилично ли это? Отцы внушают нам воздерживаться даже от обоняния вина, и вы знаете, сколько елея вкушал тот [подвижник], который откупорил кувшин иголкой[853], а мы вот вкушаем их в достаточной мере, чтобы не сказать в обильной. И теперь мы по невнимательности, правильнее сказать, по неумеренности проливаем их и напояем даже землю, тогда как другие, вследствие воздержания или по бедности, рады были бы и попробовать. Здесь можно привести простонародное выражение, если только, говоря [это], я не выхожу за пределы приличия. Говорят, когда насытятся дети мясника, то из кишок заколотых [животных] делают себе кольца. Пусть это не будет так, дети мои. Ибо всякий начинает богатеть с маленького, как в духовных, так и в материальных [вещах]. Я не знаю, есть ли [среди вас] кто‑либо жадный или погибший. Ведь вы ежедневно ожидаете своего разрешения, когда мы явимся пред страшным лицом Господа. Поэтому пусть слезы будут для вас хлебом день и ночь (см. Пс. 41:4), и, памятуя об этом, изливайте пред Ним сердца ваши (см. Пс. 61:9), и я надеюсь, что вы перейдете в место чудесного зрелища и водворитесь почти в самом доме Божием при восклицаниях радости, при потрясающем дух крике празднующих (см. Пс. 41:5) на небесах. Поэтому не будьте опечалены и не волнуйтесь страстями, даже если они вас и сильно возмущают. Подняв парус души своей, благодушно переезжайте великое и тягостное море этого жития, управляемые молитвами отца нашего.

 

Искусство духовного мореплавания

 

Если сквозь маленькие отверстия, чрез чувства, проникает вода лукавства, или чрез зрение, когда ты, может быть даже и против воли, посмотрел со страстью, или чрез слух, воспринявший упоительный звук или песню, или чрез обоняние [помады], которою намащают тело, или чего‑либо другого благовонного, или чрез вкус, усладившийся каким‑либо яством, или чрез унизительнейшее соприкосновение или с собственным телом, или с соседом, намеренное, может быть и непроизвольное, – изгладь это как можно скорее чрез исповедь и слезы; а если страсть повеет сильнее, пусть это будет знаком к поднятию паруса, то есть истинного смирения. А если оборвется веревка, что обозначает силу неустойчивости, бросайтесь скорее укреплять ум. И таким образом вы укроете в небурной гавани жизни те из ваших добродетелей, которые легко поддаются увлечению, хорошо приобретая и обогащаясь вечным и веселясь с Господом нашим Иисусом Христом, Которому подобает всякая слава, держава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 64


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!