О преполовении Святой Четыредесятницы и возбуждение ревности к продолжению подвига



 

Ангельский лик и собор святых

 

Отцы мои, братия и чада. Благодать Святого Духа довела нас до половины честнейшей Четыредесятницы в крепости и великом мужестве. Верю, что [и вся Четыредесятница] пройдет и благодать приведет нас к оному [великому] дающему жизнь и свет дню [Пасхи] в отпущении грехов и большем укреплении ваших прекрасных успехов. Обернитесь и посмотрите, каково было ваше положение некогда и до какой степени оно поднялось теперь. Раз душа испытала побуждение ко спасению, то она незаметно шествует быстрее и восходит на высоту добродетелей, стремясь к небесному. Так и мы, братия, все вместе обратившись и отложивши все, что затрудняло и препятствовало, пошли вперед и показали успехи, усвоив добрый порядок, стали одними вместо других и, тщательно соблюдая заповеди, не потеряли того, что успешно приобрели. И вот возвеселилось сердце мое и возрадовался дух мой (см. Пс. 15:9; Лк. 1:47), что совершилось божественное наше дело и [предмет] нашего священного стремления перешел в лучшее состояние. Все это – дело ни хотящаго, ни текущаго, по выражению апостола, но милующего Бога (Рим. 9:16), от Которого бессильные укрепляются и больные препоясуются силой (см. 1 Цар. 2:4). Но не станем довольствоваться тем, что уже достигнуто, бодро будем [стремиться] к высшим, и обновится, яко орля, юность душ наших (Пс. 102:5), и будем вечно идти ввысь и успевать, не будем довольствоваться никакой мерою добра и высоты подъема, пока чрез смерть не достигнем перехода от временного к вечному. И будем поистине блаженными, братия, и по. „лучим удел блаженных святых. Какая же слава и честь нам за такой образ жизни? Радуется Владыка всяческих, видя нас. Сорадуются все святые и совеселятся, рукоплещут нам и венчают нас с небес. Как мы телесными очами наблюдаем за бегущими на поприще, так и Бог и весь ангельский лик и собор святых смотрят на наши деяния и одобряют в каждом случае. Побежим же, братия, поистине будем бежать на этой великой арене пути, ведущего от земли на небо, победим противника, поразим его, когда он пытается завязать с нами борьбу. Силою своего мужественного возбуждения отбросим его далеко: он труслив, слаб и легко может быть презрен. Поэтому брат Божий Иаков гласит: противитеся диаволу, и бежит от вас. Приближитеся Богу, и приближится вам (Иак. 4:7–8). Не будем вовсе обращаться назад[871] (см. Лк. 17:31), ведь это не свойственно тем, кто быстро бежит. Не будем наступать нетвердо, ибо по этому нельзя узнать стремящихся к победе, но, облегчивши себя и от вещей, и от желаний и взирая вверх, на небо, окончим свой путь, чтобы нам вместе с Павлом сказать следующие слова: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох; прочее убо соблюдается мне венец правды (2 Тим. 4:7–8). Одни – одним, другие – иным воссияют, как солнце (Мф. 13:43; 17:2), пред лицом Божиим, а мы, нося апостольский образ, окажемся, надеюсь, вблизи апостольских кущ (см. Мф. 17:4). Поэтому торжествуйте, радуйтесь и исполняйтесь духа веселия. И блаженна та душа, которая не может установить меры ни в любви Божественного, ни в стремлении к будущему, ни в отвержении настоящего. Когда вы будете наслаждаться теми благами, припомните мои смиренные слова, как я вас любил, какую пользу принес вам о Господе и как сильно я желал, чтобы вы отличались в Божественной славе. Тогда вы увидите, что один я страдаю за то, что не исполнил того хорошего, о котором говорил. Но если вы станете молиться, то, может быть, сможете спасти меня, блудного. Об этом так.

А ты, брат эконом, управляй словами и делами с рассуждением, также и надзиратели и каждый из начальников и стоящих на послушании, а затем и прочие люди, как стадо Христово, послушно руководимое и не тяготящееся этим, а скорее видящее в этом расположение к нам, внимайте моему смиренному голосу и будете покоиться и пастись на живоносных пастбищах (см. Пс. 22:2). И пусть из вашей среды никто не болеет душой, не хромает умом, хищнически не скрывается и не обособляется, не гибнет душой и не скорбит по‑сатанински [отчаянно]. Но все вы собирайтесь, отдыхайте, ложитесь и вставайте (см. Втор. 6:7) на светлой равнине, в светлой открытости и чистых местах. И Христос Бог наш, ограждая, оградит и, оберегая, обережет, чтобы никто из вас не был унесен зверьми, не был растерзан и не обратился назад, и вообще, чтобы никто не развратился и не погиб, так как Ему подобает слава вовеки. Аминь.

 

 

Оглашение 70

Об экономе Арсении[872] и о том, что наказывать должно с состраданием, а наказываемым должно быть терпеливыми

 

Братия мои, и отцы, и чада. Я считаю – да и не я один, а, как полагаю, и Сам Бог, – во всяком случае, заслуживающим внимания каждое оправдание предо мною и каждое возражение на вопросы, заключающиеся в оглашении. И откуда мне сие (см. Лк. 1:43), чтобы мои господа – я не могу сказать «ученики» – обращались ко мне с этими спасительными и почтенными [словами], превышающими мою слабость, называя меня спасителем и учителем и единственным после Бога покровителем их жизни? [Откуда это], что меня, недостойного, вы принимаете, как Ангела Божия (см. Гал. 4:14), готовы до крови к моей проповеди о послушании и с любовью расположены к моему смирению, так что, если бы я имел [в том] нужду, вы с готовностью, вырвав свои глаза, отдали бы их мне (см. Гал. 4:15); и я не знаю, до какой [высокой] степени [нужно быть] убежденным, чтобы не принимать убеждения от людей извне, кто бы они ни были, [ведущие] к разрушению богоустановленного вашего жития и преданного в отеческих правилах состояния, и, во всех [делах] и всех [отношениях] став на непоколебимом основании веры нашей, не уклоняться и не отказываться от богосочетанного вашего послушания. Это охватывает [восторгом] мою бедную душу, и в ответ на это считаю [достойным] для себя пролить за ваше спасение даже самую кровь, если Господь даст мне для этого сил. Ведь откуда объясняется ваше ко мне или мое к вам расположение и отношение? И из чего или от кого [происходит то], что мы выбираем себе одно и то же, ищем вечного, и совлекаемся мирского, и презираем временное, и стремимся к преподобному, и творим богоугодные дела? Ниоткуда, нет, нет, а лишь от Того, Кто животворит все и совершает во всех душеспасительное (см. 1 Тим. 6:13; 1 Кор. 12:16). Поэтому Ему [подобает] и от меня, и от вас благодарность и хвала за то, что Он так промыслил о нас, хорошо соединил и духовно сочетал и явил Свое желание на стольких лицах – свыше трехсот наших братий; ввиду этого мы, может быть, имеем право сказать, что глава наша есть Христос (см. Еф. 4:15; Кол. 1:18). Он нами начальствует и является для нас предводителем. Кто может быть блаженнее вас, если вы только до самого конца не отпадете от столь великого вашего единомыслия? Я пытаюсь и осмеливаюсь говорить так не по заблуждению, а по истинности вашего мученического и подвижнического жития. Ведь не обманывают же нас святые [отцы], утверждая это. А [вам] самим, чада, да даст Господь хорошо обращаться [друг с другом], быть чистыми вечно и всегда просвещаться и непрестанно стремиться к постепенному успеху, быть разумными, совершенствоваться, очищаться, освящаться, быть благоуспешными и совершенными во Христе Иисусе, Господе нашем. Видите, к какому званию вы принадлежите. Смотрите, не обойдите вниманием хоть чего‑нибудь, чтобы чрез малую щель не ускользнул от вас многолетний ваш плод, ибо и малый камешек, оторвавшись, может увлечь всю реку в бездну, как говорит Григорий Богослов[873].

 

Увещание

 

Будьте благоустроены в своем состоянии. у Пусть каждый исполняет свое послушание, как ему назначено, пусть будет внимателен и не превозносится, пусть никто не восстает на другого, соблюдая таким путем благочиние. Ты первый, чадо эконом, будь внимателен к своей заботе, кротко наказывая противящихся и прибегающих к отговоркам, хотя и действительным, и ничего не делай по склонности, или малодушию, или горячности. Но настой, говорит апостол, благовременне и безвременне (2 Тим. 4:2). Не думай, что слово безвременне употреблено здесь по недомыслию, но в том смысле, что тебе должно быть во всякое время наблюдательным и трезвенным. Кому тебе подражать, имея над собой меня, развращенного? Однако, хотя я и низок, будь таким, каким видишь меня, – позволяй, сколько я позволяю; отпускай, сколько отпускаю. Если я поражаю, поражай; если щажу, щади и ты; если люблю, люби, чтобы услышать тебе следующие слова: рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю, вниди в радость Господа твоего (Мф. 25:21). Подобным образом и следующий за тобой, а за ним дальнейшие. Это очень хороший закон, чтобы руководимые сообразовались с руководящим [лицом]. Насколько имеющие власть должны быть рачительны, настолько подчиненные – покорны, не противоречить, быть смиренны, сокрушенны, благопослушливы и быстры в [исполнении] всякого приказания, ибо Бог не поставил нас на бесчинное и беспорядочное дело (см. 1 Фес. 5:9). Любите наказания и обмен послушаний и ручных работ, имеющих своею целью пользу тех, кто к ним расположен. Все, что делается, делается не без труда, а в бдении и с усилием. По безволию и по причине моего греха вы, впадающие в непозволенное и падающие, не требуйте несвоевременно от меня разрешения. Ибо я поставлен над вами Господом в качестве как бы охранителя уз, хотя я и грешен. Еже аще свяжеши на земли, сказал Он мне чрез великого и главного из апостолов Петра, будет связано на небесех, и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех (Мф. 16:19). Как же, простите мне, чада, я разрешу как случится того, кто неразрешен? Как развяжу связанного? Не видите ли, что страшное Божественное слово действует со мною в этих связаниях и разрешениях? В чем же тогда обнаружится свет наш для уяснения различий, постановления решений и прощения вместе с Богом? Хотя такое выражение и очень дерзко, однако это правда. Я поражен, позвольте мне еще сказать, погружаюсь [в бездну], умоляю землю расступиться и поглотить меня и горы – собраться и покрыть меня (см. Ос. 10:8; Лк. 23:30). Горе мне, горе мне, грешному, до чего я дошел. Зная это, не принуждайте меня, так как, если даже и разрешу, то Он не разрешит и отвергнет мою молитву. Ибо пречистая сила не станет содействовать моим неразумным действиям и разрешениям и лишит меня священства и отвергнет меня, как Илия (см. 1 Цар. 2:2235; 3:12–19), и хорошо еще, если как Илия, а не хуже Илия и всякого другого. Пусть Бог вас уверит, братия мои, что я говорю это не с целью огорчить вас, ни произвольно стеснять и угнетать вас, ни самовластно распоряжаться, ни пасти стадо Христово неволею и принудительно (см. 1 Пет. 5:2). Нет, Господи, да не будет сего! Какая мне в том польза? Но для того, чтобы всяческими средствами привести ко спасению вас, агнцев Христовых и овец Божиих. Ибо [в ответ] на вопрос божественного Петра Он указал на это как на первое и большее доказательство любви к Нему (см. Ин. 21:15–17). Слагая такие слова в сердце своем (см. Лк. 2:19) для утверждения душ ваших и сохраняя их в безопасности, теките и радуйтесь во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 71

Об облегчении в дни Пятидесятницы, о том, что смерть приближается с каждым днем и что должно быть рачительным[874]

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!