Об отъезде в Константинополь и распоряжение о том, что все братство должно подчиняться вместо игумена пресвитеру



 

Отъезжая от вас, оставляю душу мою грешную и ничтожное мое слово. И вот я предоставляю вас не своим грехам, а святым молитвам господина и отца моего и отца вашего, могущим утвердить вас (см. Рим. 6:25) и всегда сохранять вас неуклонными. Так соблюдайте заповедь Господа и Бога нашего, предания святых отцов наших и мои смиренные наставления. Наблюдайте, чада мои, как будете ходить, не якоже немудри, но якоже премудри (Еф. 5:15), не как в мое отсутствие, но как бы в моем присутствии. Отсутствие учителя, как писано, в неискренних учениках вызывает радость, а в искренних – печаль. А вы, будучи достойны Бога, жительствуйте преподобно и праведно (см. 1 Фес. 2:10–13). Блажен раб той, говорит [Писание], егоже, пришед господин его, обрящет тако творяща, как повелено (Мф. 24:46). Мы недостойны применять к вам такие изречения, но ради вашей безопасности вынуждаюсь сказать вам, что вас касается. Желаю, если Бог удостоит, опять найти вас такими, какими оставил, соединенных в единодушии, единомыслии и в едином сердце (см. Деян. 4:32; Флп. 2:2). Я знаю, чада мои и братья, что много соблазнов у сатаны.

 

Игумену не быть ни слишком добрым, ни слишком строгим

 

[Теперь] время весеннее и дни располагают к отдохновению; остерегайтесь, чтобы не проникла в кого‑нибудь стрела греха (см. Еф. 6:16). Прежде всего, ты сам, чадо и брат, получивший жребий вместо меня предстоятельствовать братии[810], помогай им во всем, будучи милосердным, заботясь о духовном, соблюдая порядок песнопений и молитв, уступая, где должно; наказывая, когда благовременно. Не [будь] исключительно добрым, но и не наоборот – исключительно строгим, чтобы отсюда не возникли ни дерзость, ни презрение, но будь и тем и другим, совмещая оба, с больными разделяя их болезнь, с горюющими – их горе, трудящимся приходя на помощь. Слышишь ли, что говорит Павел, великий учитель вселенной? Кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся (2 Кор. 11:29)? Понимаешь ли, что говорю? Ведь [Бог] дал тебе разум на все [дела] (см. 2 Тим. 2:7). У тебя – наш общий господин, отец и владыка[811]; следуй во всем его святым советам и повелениям. Аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста моя будеши, говорит Божественное слово (Иер. 15:19). Предстоятель братии великим наречется на небесах (см. Мф. 5:19), если как следует управляет подчиненными. Что говорит Господь святому и великому Петру? Аще любиши Мя паче сих, паси агнцы Моя (Ин. 21:15). Овцы Господа – это вы, чада мои и братия. Умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, давшего Себя за грехи наши (см. Гал. 1:3–4): подчиняйтесь во всем пресвитеру, пусть никто не противится его распоряжениям. Ибо противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим. 13:2). Затем следует помощник эконома. Если истинные послушники повинуются даже сухой палке, поставленной настоятелем[812], то тем более человеку и брату.

 

Повиновение в монастыре

 

Пусть никто не презрит его [за] юность (см. 1 Тим. 4:12). Старость бо честна не многолетна, утверждает Божественное Писание (Прем. 4:8). У кого умудренный разум, тот уже постарел. И то и другое почтенно для всех. Вы все разумны, все по‑старчески рассудительны, почтенны возрастом, не дети бывайте умы, как говорит Божественное слово (1 Кор. 14:20), но всегда разумевайте, что есть воля Божия (Еф. 5:17) благая, угодная и совершенная (Рим. 12:2). Так и ведите себя. Есть у меня и другие начальники: господин Даниил, авва Агафон с Дионисием и Амфилохием, – пусть они будут вместо Афанасия и Софрония[813]. А вы, чада мои, не по‑начальнически и не по‑господски обращайтесь с подчиненными, но, по‑братски настроенные и духовно любя, разделяйте с ними монастырские труды и по мере сил восполняйте недостатки братий своих, радуясь, что можете нести тяготы друг друга (см. Гал. 6:2), дабы и вы в должное время получили то же самое. Начальники седмиц, авва Зосима и господин Ефрем, теперь покажите свою готовность, [способности] побуждать, заботиться, наблюдать за причисленными к вам. Вы видите, что среди них есть очень молодые, несовершеннолетние юноши. Пусть [у них] не будет дружбы с посторонними, уединенных бесед, высокомерия, хвастовства, бесстыдного смеха, пусть не бросают взглядов во все стороны, пусть юный не живет вместе с юным. Наблюдайте, как они ложатся в постель; пусть не лежат вместе, не прикасаются друг к другу телом. Это относится к вам. Но и прочие чада мои, не тяготитесь смиренными словами моими, ибо ради спасения честных ваших душ я говорю это, движимый любовью. Надзиратели, будьте внимательны к послушанию, к которому мы вас приставили по благословению отца нашего; будьте наблюдательны, сообразительны, собирайте сведения ночью, в часы полуденные и после канона [утрени] сообщайте [их] пресвитеру. Точно так же и вы, будильщики, не будьте нерадивы в вашем послушании, ибо воздастся вам [за него] небесная награда. Поставщики[814] авва Герасим и Иеремия, оберегатели монастыря, сотрудники помощника эконома, полезные для всей братии, обдумывайте, будьте внимательны и по‑божески доставляйте монастырю предметы [необходимости]. Мужайся и ты, больничник со своими [помощниками], ибо ты творишь дело Божие, ты утешение [лежащих] в болезни и истинная опора измученных; пребывайте и вы, чада мои, келари, в силе своей, идя навстречу и до смерти отдавая себя всей братии в ее будничных нуждах, питая братьев, как себя самих, подчиняясь после пресвитера и слову помощника эконома, как бы самого эконома. Кухонные [братия], всегда хвалимые за свое смирение, и ныне будьте блаженны, если будете до конца ухаживать за братством. Привратник[815], охраняющий врата Божии, ибо монастырь – Божий, предстой входящим и выходящим подобающим образом, принимая и выпуская [их], как тебе повелит пресвитер. Виноградари, заботьтесь о винограднике Господнем, ибо и вы лозы Божии по душе. Строители, я признаю, что велика польза, которую вы приносите братству, все‑таки и далее всеми силами отдавайтесь строительству. Каллиграфы, вы – писцы прежде всего благих помышлений, а затем уже внешних [событий]; так вы больше всего исполняйте дело песнопения, как знающие его доподлинно. А прежде всех ты, чадо мое канонарх, как предстоящий очам Божиим, соблюдай надлежащим образом во всех случаях порядок, вовремя подавая знаки в богослужении. Подобным образом и ты, чадо мое Тарасий, чиноначальник, наблюдай за порядком в церкви и среди братий, так как и на небе, и на земле господствует порядок.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!