Кто хранит молчание, в том обитает Дух Божий



 

Кто хранит молчание, в том обитает Дух Божий. В противном случае – понятно. Еще немного, и все вы вернетесь сюда, мы увидим и обнимем друг друга, встретившись со святыми и всеблаженными отцами нашими, в день святого Лазаря собирающимися для общего песнословия молитвы по обычаю древних времен, и ныне ими сохраняемому при споспешествующей им благодати Святого Духа. В сей [молитве] да утвердимся, молитвами отца нашего по благодати ко Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 53

(В среду Страстной седмицы) О животворящих страстях Господа нашего Иисуса Христа и о том, что назначенные должны с покорностью принимать послушание[779]

 

Братия мои и отцы. Всегда радуйтесь о Господе, уже с апостольским приветствием обращаюсь к вам я, блудный. Господь близко, ни о чем не пекитесь (см. Флп. 4:4–6), ибо мы вступили во святую и славную седмицу, по событию – седмицу Христовых страстей, и снова поучаемся тому, чему, сколько и когда именно ради нас подверг Себя Господь славы (см. 1 Кор. 2:8) и Бог и Творец наш. Мы просвещаемся, когда уразумевам это. Чья каменная душа не умилится и не сокрушится, услышав о том, как Господь был продан учеником, продан в руки беззаконных (Деян. 2:27), связан рукою воинской, ведется на суд, как Истина осуждается, как Спаситель всех выслушивает – «льстец и волхв» (см. Мф. 27:63), заушается и сносит [это], заплевается и не противодействует, с целью поношения венчается терновым венцом и не опаляет дерзких; как Царь, облачается багряницею и, как злодей, принимает удары тростью. Наконец, распинается, прободается, вкушает смерти, Жизнь всяческих, и тотчас восстает, воздвигая нас от нашего глубокого падения и вводя в бесконечное бессмертие. Увы, увы, Боже наш и Творче! Что мы, грязь и персть, принесем Тебе за то, что Ты, не презрев погибающей Своей твари, определил по Своей богатой и бесконечной благости прийти и спасти нас в виде крайнего и невыразимого смирения? Однако Ты укрепил и спас нас, и мы приносим Тебе грешными и недостойными устами хвалу и благодарение, какие нам доступны. Поэтому воздержимся, возлюбленные братия мои, подражая, ревнуя и повторяя великое и Господское, прилепляться[780] к малому и рабскому. Ибо вот это называется благодарить достойно; благодарность удостоверяется не словами, а самыми делами. Вот вы получили послушания, произошла перемена и введение каждого в возложенное на него дело. Таким образом соблюдается братолюбие, единодушие и преданный отцами порядок жизни.

 

Три разряда пребывающих в монастыре

 

Ведь вы помните поучение Кассиана Великого[781], правило святого и треблаженного Феодосия и прочих святых отцов. Об этом можно бы мне подробно и внимательно поговорить. Одни из вас приняли это без отягощения, другие – тяготились. Одни оказались способными подавить свои желания, другие неподготовленными; одни любят дружество, другие обнажены, так сказать свободны от этого, и бесстрастны; одни с ненавистью относятся к трудности и унизительности послушания, другие далеки от того и другого. Во всех этих случаях [есть] неравенство[782], и это обстоятельство я считаю злом. Во‑первых, принявшие [послушание] как от Бога и своими силами подавившие свои желания, проходящие свою службу! охотно и незазорно – эти велики и достойны похвалы; внушая и другим ревность к подражанию, они – великие мученики. Ко второму разряду принадлежат те, кто принял [послушание] с болезненным чувством и с огорчением, но все‑таки без промедления восходит к лучшему, это [люди] полезные и подвижники, принесшие Богу кровавое возлияние[783]. А к третьему разряду те, кто долго останавливается на трудности и ссылается на свои страсти, – это отщепенцы, не угодные ни Богу, ни нам. Таких нет и да не будет среди нас. Однако я для всех говорю. Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех, есть ученик Мой истинный, как говорит Писание (Мф. 7:21). Сам Господь сказал: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин. 14:15; ср. 1 Ин. 5:3). Поэтому не будем философствовать на словах, дабы впоследствии не очутиться вне тех [благ], о которых говорим. Или вы не знаете, что, часто слыша от вас: «Вот, мы истекаем кровью из‑за тебя; вот, мы умираем, – может быть, ты хочешь, чтобы мы бросились в море, остались нагими, ели камни, чтобы мы разорвались на куски?» – слыша это, я радуюсь, я, принимая, благодарю Бога. Но затем, когда я прихожу и застаю вас в состоянии, не соответствующем словам, я стенаю, жалуюсь и повторяю: людие сии усты своими чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене (Мф. 15:8; Ис. 29:13). Этим я вас не порицаю. Я получил [доказательство] вашей готовности к послушанию, особенно некоторых, как Ангелов Божиих. Но это я говорю для других. И эти [правда] не упорны в своих желаниях, но в целях предосторожности необходимо сказать [что‑либо] против [этого], дабы на деле мы держали себя достойно. Вот вы часто спрашиваете о венцах [наградах] отцов и о тех временах, когда являлись великие исполнители воли Божией, и я вам отвечаю: вот они, перед вами. Если вы будете подражать их образу [жизни], и Бог не отдалится от вас, и времена не сократятся, и обстоятельства не изменятся, и стихии не обновятся. Наоборот, от начала создания (см. 2 Пет. 3:4) и до исполнения, по словам божественного Григория Нисского[784], а еще лучше – по словам высокого и великого Василия[785], все движется по тому же пути, – и вы мне не верите?

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!