Царский путь общежительного монашества



 

Так соблюдайте же себя, чада мои, постоянно здоровыми в клети души своей и не осмеливайтесь сделать что‑либо во вред и на погибель своим душам. Убоимся Господа, грядущего открыть тайная тмы и объявить советы сердечныя (1 Кор. 4:5) и воздать каждому не только за одни дела его, но и за слова и просто за мысли, а самое ужасное – даже за грехи, допущенные по неведению. Кто может оправдаться пред лицом Его? Кто после этого не станет бежать? Кто ввиду этого не начнет бодрствовать и отсекать свою медлительность и сонливость лености? Вставайте, ночь прошла, уже засиял [утренней зарей] день грядущего бытия[758] (см.: Рим. 13:12; 2 Пет. 1:19). Да не застигнет вас неготовыми смерть, да не причинит она вам неизлечимой и вечной раны. Я, окаянный и достойный паче всякого человека – даже один только из всех людей – вечной муки, боюсь, ужасаюсь и трепещу разлучения с телом и явления Ангелов. Как я пройду воздушные области? Как я буду говорить с миродержителем сообразно с тем, как это описано в житии св. Антония?[759] Ох я, немощный! Что ожидает меня? Зачем это я гублю себя, постоянно храплю и дремлю в грехах? Что я отвечу Богу, Судии всех и Господу? Какими глазами я осмелюсь взглянуть на Того, Который Своим взором иссушает бездну и грозным словом уничтожает горы (см.: Пс. 67:8; Ис. 41:15)? Как я смогу защитить себя? Кого возьму себе в защитники? Как я умолю уже Неумолимого, как преклоню горькими слезами своего сердца, жалобными речами и плачем Несмягчаемого в Своей справедливости? Горе мне, братия мои, горе! Я уже отсюда предвижу свою участь: я проклят, отвержен и поглощен. Одна еще только надежда не позволяет мне отчаиваться, это – молитва моего отца[760] вместе с вашей блаженной молитвой.

 

Утро грядущего бытия

 

Поднимемся же и поспешим ко всему, что благоугодно Богу, мужественно перенося настоящее и радуясь ожидаемому. Презрим и тело, и труд, и насмешку, и брань, и заушение, и изнурение от работы, и все другое. Если вы будете так жить, если и я, грешный, буду напоминать вам об этом, то, вне всякого сомнения, мы спасемся и возликуем на небе в радости вечно вместе со всеми благоугодившими Христу от века. Разрушьте леность, будьте приветливы, ровны, спокойны, отходчивы сердцем, помогайте друг другу, не принимайте на себя никаких забот и хлопот, ибо для этого у вас есть я, смиренный ко всякому правилу. И зачем вам нужно заботиться и поднимать из‑за многих вещей шум? Я советую вам избрать благую часть (Лк. 10:42), именно – слушаться моих смиренных наставлений.

 

Увещание

 

Спасайтесь, чада мои, в Господе и радуйтесь в Его страхе, изучайте правила, заучивайте заповеданное вам, подражайте благим примерам во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 47

О подвижническом и равноангельском житии

 

Благословен, чада мои возлюбленные, Бог, Который, по Своей великой человеколюбивой милости и согласно с тем, как предуведала Его воля (см. 1 Пет. 1:2), призвал нас званием святым совершенно вознести себя Ему в этом святом образе и посвятить себя на ближайшее Ему служение и ангелоподобное славословие; Который склонил ваши сердца отречься от родителей, родственников, родины, ближних и всего прочего и взять на себя Его легкое и спасительное иго (см. Мф. 11:30); Который, наконец, сподобил меня, ничтожного, соединиться с вами для общей благой жизни, ибо о руководительстве и пастырстве с моей стороны (хотя я для этого и поставлен) я не осмеливаюсь и думать. Радуйтеся же всегда, чада мои возлюбленные, о Господе (Флп. 4:4). Радуйтесь, небесные жители, изгнанники на земле, обитатели вышнего Иерусалима (Гал. 4:26), бездомные же здесь[761], наследники Царства Небесного, не имеющие жребия и доли в земных сладостях! Радуйтесь, ревностные путешественники, потерпевшие изгнание и удалившиеся на чужбину за заповеди Божии! Радуйтесь, последние в миру и обладатели благ, кои выше разума (см. Флп. 4:7)! Радуйся, благое и богособранное братство, единодушное, единосердечное, отцелюбивое и братолюбивое собрание, ангельский на земле полк, возобновители древнего всесвятых наших отцов жития! Радуйтесь, работники Божии, трудолюбцы и мужи апостольские, которые ночь и день работают своими руками, дабы не отяготить других, и которые этим удовлетворяют не только свои нужды, но и своих слабейших братьев, а также и посторонних нуждающихся людей! Радуйся, несокрушимый строй, богосоединенный лик, которого не сокрушили ни царская угроза[762], ни страх перед властями, ни даже готовая уже смерть! Радуйтесь, радующиеся друг за друга и усвояющие каждый себе отличие своего брата, в коих нет зависти, ни соперничества, ни недоброжелательства, а вместо этого мир, любовь и согласие! Я разумею здесь не то, чтобы у нас совсем не было никакой борьбы, – ибо кто венчается, как только не тот, кто подвергается нападениям и, в свою очередь, оказывает сопротивление, кто избивается пущеными стрелами и, со своей стороны, ранит этих стрелков, – а то, что мы от сатанинских нападений не падаем окончательно. Питайтесь же, чада мои богособранные, на пажити Духа и пейте дарованную Господом воду, вкусив которой человек не вжаждется во веки, и она будет ему источник воды, текущия в живот вечный (Ин. 4:14).

Наступила зима, а помещений у нас мало и они тесны[763]. Но не унывайте из‑за этого, ибо вы сами пространны в добродетели и дивны тем, чтобы ничего не считать прискорбным, хотя вы и принуждены исполнять тягостное дело – угождение Богу. Если мы вспомним наших святых отцов, а также и современных подвижников, то мы найдем, что мы живем еще во дворце. Разве вы не видите, что одни рабы Господни и ныне живут прямо под открытым небом? Другие заключились в расщелины, в погребальные пещеры, а некоторые носят вериги, питаются скудной пищей – кто живет на одном только хлебе, а другие не имеют даже и этого и питаются каштанами, вкушая их через день. Это действительно делается и в наше время. Вы не огорчайтесь этим, вы не отстаете от них ни на шаг, но, как говорят отцы, идете наравне с ними и даже обгоняете их, – только будьте готовы, еще сильнее возгорайтесь, еще,т тверже укрепляйтесь, повергайте врага на землю, поражая его своим смирением, мечом откровенности на исповеди, ножом послушания. Да сияет постоянно в сердце вашем Солнце правды (Мал. 4:2), разгоняющее мрак страстей. Ибо когда оно восходит, то звери собираются и ложатся в своих ложах (Пс. 103:22). Это понимайте духовно. Выйдем и мы на дело свое ради Господа, с утра жизни до вечера смерти исполняя свое делание (см. Лк. 11:28). Еще немного, и победа наша готова и мы будем блаженны. Прославятся тогда также и наша родина, и наши родители и сродники. Соблюдайте правила, повеления, уставы. Если ваши братья падают, вы их поднимайте, если ослабевают – укрепляйте: ты утомился, но укрепился другой; тот задремал, зато ревностно устремился этот; кто‑нибудь возроптал или вышел из пределов послушания, но старший наложил на него наказание или какой‑либо брат уговорил его и таким образом уничтожил неповиновение; такой‑то раздражен, но другой умягчил его спокойными словами; кто‑нибудь рассердился, но затем, благодаря благому советнику, и помирился; другой без меры смеялся, но, взглянув на серьезное или даже просто спокойное лицо брата, уврачевал сам себя; кто‑нибудь празднословил или говорил вредные речи, но нашелся рядом добрый человек и восставил падшего. И вообще, каждый должен находить себе в братьях помощь, защиту и средства к исправлению, как сказано: брат от брата помогаешь, яко град тверд и высок (Притч. 18:19). Живя так, чада мои, и мне оказывайте помощь своими святыми молитвами, ибо грехи властвуют надо мной больше, чем над всяким другим человеком. Со вниманием слушайте чтения, наиболее подходящие изречения замечайте. Ты, мое возлюбленное чадо, помощник эконома, постоянно крепко и братолюбиво полагай душу свою за братьев своих (см. Ин. 15:13), равно как и ты, возлюбленное мое чадо, старший пахарь (πρωτοζευγων), проливай свою кровь для всего братства, являясь образцом и правилом для своих подчиненных. Бодрствуй, келарь, ибо очи мои постоянно смотрят на трапезу моих чад, – смотри же, как ты действуешь и как намереваешься прислуживать мне. Смотри за пищей их и расставляй ее, как на трапезе Божией. Во всем проявляй свою зоркость, уравнивай порции на всяком блюде, более почтенным лицам клади порции получше или даже больше, ибо это справедливо пред Богом и людьми. Огородники, доставляйте братии в достаточном количестве овощи, как будто всякий раз вы приносите их Самому Царю Небесному. Плотники, работающие около маслин, пахари, хлебопеки, все со страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп. 2:12), особенно же вы, приставленные к мельницам, смотрите, како ходите (Еф. 5:15), не принимайте в свои сердца меча, не нерадите о своем душевном деле. Ибо некоторые братья сообщили мне о вас, что вы допускаете кое‑что и нехорошее: вы вступаете в беседы с женщинами, которые изгнали нас из рая. Разве вы не слышали, что сделала Ева Адаму? Прочь от обольщения, от злой удочки! Бегите, бегите, как великий Мартиниан[764], если и не телесно, так душевно. Вообще же я получаю известия, что вы живете хорошо. Почему никто из вас не пришел сюда в воскресенье? Смотрите, чтобы этого не было в будущем.

 

Увещание к взаимной помощи

 

Вот и Отец Господа нашего Иисуса Христа, постоянно поднимающий меня мышцею силы Своея (см. Лк. 1:51) из глубин беззаконий моих, по ходатайству отца моего и по вашим молитвам, да даст вам тожде мудрствовать (Флп. 2:2), иметь единомыслие, один дух, один разум, одно хотение, да свято и праведно поживете (см. Тит. 2:12), достигнете благ, обещанных всем святым, от века Ему благоугодившим, во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава, честь и поклонение с Отцом и Всесвятым и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 48

О пагубном бесстыдстве

 

Чада мои духовные и честнейшие братия. Я не испытываю лености к тому, чтобы как можно чаще проповедовать вам и утверждать вас (см. Флп. 3:1) словами истины, дабы кто‑либо из вас по неведению или с умыслом не наткнулся на жало смерти, то есть на грех (1 Кор. 15:56), преступив заповедь и сделавши, что не следует. Даже и теперь, когда это делается, мы видим, что коварный враг сатана действует в некоторых лицах, о коих я плачу и из‑за коих меня гложет печаль. Ибо я, нечистый, в день праведнаго суда и откровения (Рим. 2:5) дам Владыке ответ за все и всяким образом содеянные вами грехи, за то, что не проповедовал и не учил вовремя. Посему горе мне, если я не стану проповедовать вам, но особенно горе мне за то, что, будучи недостоин называться даже овцой, я имею сан пастыря! Что я могу на это ответить? Что мне привести в свое оправдание? Я – тьма, а поставлен светить другим; я угнетаюсь и побеждаюсь страстями, а должен врачевать немощных. Но я несу это из любви к вам и вследствие отеческого повеления, что скорее я сам один должен пойти для разжигания геенны, чем нанести вред вам. Я, братия мои, ежедневно мысленно созерцаю суд Божий и представляю себе, насколько он страшен и как Бог требует от человека, чтобы он был совершен, исполнен всякими добродетелями, особенно же от проповедника. Что же мне после этого сделать? К чему прибегнуть? Кого взять себе в помощники? Одно только остается – это взять усердные ваши и господина и отца нашего[765] молитвы, дабы, утверждаясь ими, я оказался в силах хорошо управлять собой, бороться против своих страстей и правильно шествовать в воле Господней.

 

Увещание

 

Нам, братия мои, предлежит[766] Царство Небесное. Будем восхищать его исполнением Божественных заповедей. Не будем допускать желания удовольствия, не будем лениться, еще больше оторвемся от мира и мирского (см. 1 Ин. 2:15), преплывем волнения страстей, поборем противные ветры (см. Еф. 6:12), спасем себя в спокойной пристани вечной жизни. Какое горькое наказание назначено нерадивым! Какие гнев и ярость на всяку душу человека, творящаго злое (Рим. 2:9), и вообще христианина, особенно же монаха! Ибо насколько мы почтены, настолько же мы ответим за порочность своего жития.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!