Отношение к употреблению вина



 

Услаждайтесь, чада мои, прежде всего душевными радостями, исполняя правила в трезвенности и бдении и [совершая] молитвы; затем, вследствие утомительности труда, укрепляйтесь и телесно хлебом, вареною зеленью и вином в умеренном количестве. Последнее относится к больным желудком[795]. А кто склонен воздерживаться, пусть воздерживается во славу Господа. На Фоминой неделе[796] некоторые настойчиво требовали от меня [установить] полное воздержание от вина. Я сказал, что это – мое намерение и что такую заповедь я получил. Теперь же вообще отвечаю, что пока продолжается разрешение яств и отменены поклоны и часы в положенное время, кто имеет доброе намерение, пусть его исполняет, пусть довольствуется водою, за исключением субботы и воскресенья или [дня] канона. Если же чувствует изнеможение, пусть примет чашу смешанного [вина] и окрепнет, или даже две на целый день. А другие – больные и имеющие старые привычки – пусть всегда пьют. Пусть пьющий не падает, а в смирении поднимается; и воздерживающийся пусть не превозносится [этим] как каким‑то великим делом. Ибо брашно не поставляет вас пред Богом (1 Кор. 8:8), если вы оказываетесь тщеславны. Кто же станет отрицать, что воздержание от вина есть нередкое явление среди молодых? Больше того, нам, и именно, как выше сказано, здравствующим, указано и святым и великим Василием, и св. Марком, и другими отцами[797] не пить вина (см. Рим. 4:21). Кроме того, [вообще] хорошо, чада мои, воздержание. Когда же вы разрешаете, довольствуйтесь всегда одной или двумя чашами, как сказано, размером в четыре унции[798]. Так что во всяком случае всегда воздерживайтесь от вина. Ввиду желания многих отвергнуть употребление вина, допускаю это для некоторых, и не навсегда, а на определенное время. Небесная слава и честь вас увенчает, богодарованная милость и мир вас осенят; в‑третьих, благословение Господа и Отца нашего запечатлеет вас и соблюдет вас неприкосновенными. Вы знаете, братия, что к нам приходят послушники [в большом количестве], правильнее сказать, почти каждый день, и, как часто я говорил, я принимаю их, не стремясь к тому, чтобы вас стало больше, чем в других монастырях, и не желая этим гордиться, так как [вообще] я не тщеславен. Мы хотим, чтобы вы умножались в славе Божией и в Его воле, ибо чем больше [людей] соберется с одною целью во имя Его, тем большую славу воссылают Ему. И если Он радуется о едином кающемся грешнике (см. Лк. 15:7), то сколь больше о многих? И если при двух или трех Он соприсутствует (см. Мф. 18:20), то при большем количестве[799] как Он не войдет с радостью в общение? Но, видя свою собственную слабость и подверженность многим страстям, я отказываюсь руководить даже самим собой, а не одним или многими. Но по заповеди, повелевающей: всякого грядущаго ко Мне не изжену вон (Ин. 6:37) и оставите детей приити ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное (Мф. 19:14), я подчиняюсь и принимаю и детей младшего возраста, и молодых, и престарелых, и безбрачных, и брачных, и здоровых телом, и калек, и безруких, и хромых, и делаю это не в превозношении, будто совершаю что‑либо великое, но – как ответственность и обязанность, [по словам] божественных отцов. В противном случае я оказываюсь нарушителем заповеди. Что вы скажете? Согласны ли и вы со мной, принимаете ли [мои слова], да или нет? Отвечай мне каждый, чтобы я стал более ревностен.

 

Исполнение заповедей есть круг и гармоничное целое

 

Ведь это ваши труды или, вернее, Бога, исполняющего всякое животно благоволения (Пс. 144:16) и дающего скотом пищу их и птенцем врановым, призывающим Его (Пс. 146:9), сказавшего: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, и Отец ваш Небесный питает их (Мф. 6:26). Поэтому, поддерживаемый вашим мнением, надеюсь, что мы сохраним заповеди и ни в чем не будем осуждены. Я не желаю каким‑нибудь образом оказаться нарушителем хоть одной заповеди, не приняв престарелого и не дав доступа калеке. Исполнение заповедей есть круг и гармоничное целое, одна заповедь поддерживает другую[800]. Если мы разрешим одну заповедь, наименьшими наречемся в Царстве Небесном (см. Мф. 5:19). А услышать слово «наименьшие» [обозначает], по [объяснению] божественного и великого Златоуста, ничто иное, как подвергнуться наказанию[801]. Итак, станем принимать и детей, и престарелых, и калек, и благий Бог нас не презрит, но да даст все необходимое для души и тела, как мы этим и наслаждались с первого дня и поныне. Имеющее быть в недалеком будущем [наше] отделение от вас сопровождается печалью. Но не печальтесь, дети, я с вами, хотя и блудный. Да сохранит же вас в неприкосновенности благодать Господа по молитве отца нашего, и я опять увижу вас здравыми и в том и в другом отношениях [телом и душой] и обрадуюсь (см. Ин. 16:22), как я, отчаянный, надеюсь. Христос Бог наш, всемилостивый и преблагий, утвердит вас на всякое благое дело (см. Евр. 13:21), исполнит вас всякой духовной радости и соделает вас совершенным в Духе Святом, Ему слава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 56


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!