Ближним не причинить никакого ущерба



 

Не ставьте друг другу претыкания самоугождением, но стремитесь все делать так, чтобы никому из ближних не причинить никакого ущерба (см. 2 Кор. 6:3). Слово ваше, чада, [да бывает] всегда, как говорит апостол, во благодати солию растворено (Кол. 4:6), да будет оно, прошу вас, свободно от клеветы, гордости, напыщенности, преувеличенной важности, лукавства, тщеславия, спорливости, прекословия, дерзости, болтливости, шуток и празднословия – оно должно соединяться с простотой сердца, с кротостью помыслов, с соблюдением приличия, с сокрушенным и поверженным долу мудрованием, с покорностью и уступчивостью; наконец, оно должно быть также тихо, стройно и упорядоченно, дабы, с одной стороны, мы могли спасать других, а с другой – назидать самих себя. Сокрушите дерзость пожеланий, возбуждаемых диаволом, разбейте полки вражеских помышлений, избейте толпы неоткрытых на исповеди приражений; чрез это вы будете здоровы, станете преуспевать, бежать успешно и рваться вперед. Помните, что все эти наставления идут не от меня, загрязненного грехами, но взяты мною из отеческих учений, я только сообщаю их вам и даю им словесную форму, облекая их в те или другие выражения, содержание же взято оттуда. Посему, чада мои, омойте животворными их струями лица душ ваших и будьте чистыми; отимите, как сказано, все лукавства от душ ваших… научитеся добро творити, взыщите суда, избавите (Ис. 1:16–17) обидимую велиаром (см.: 2 Кор. 6:15; Втор. 13:14) свою душу (часть дальнейших слов я пропускаю): аще хощете, сказано, и послушаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вечного огня вы пояст: уста бо Господа глаголаша сия (Ис. 1:19–20), Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 32

О том, что хотя оставившие все ради Христа и последовавшие за Ним и являются униженными, они, несмотря на это, получат великие блага

 

Все может сделать любовь Христова

 

Отцы мои, братия и чада. Вы, принимая мои ничтожные наставления, подобно тучной и доброй земле, постоянно приносите плоды, постоянно растете, как какой‑либо испещренный цветами добродетели рай. Ибо я прекрасно вижу ваши труды и старания и принимаю от кого кротость, от кого горячность, от кого трудолюбие, от кого бодрственное настроение духа – словом, от одного одно, от другого другое[713], а вообще от всех – непреоборимую и непреклонную вашу настойчивость в соблюдении уклада общего жития. И я удивляюсь, как это некоторые, пожив немного жизнию ради Бога, забыли свою прежнюю приятную жизнь, сделались как бы иными, мужественно переносят все невзгоды, сравниваются со старцами и ведут одинаковый с ними образ жизни. Действительно, все может сделать любовь Христова (см. 1 Кор. 13:7), которая уговаривает и побуждает знатных – смиряться, привыкших к изнеженной жизни – довольствоваться малым и богатых – обнищевать.

 

Бескровное мученичество

 

Я дивлюсь не на одних только этих людей, но и на всех тех, кои ради Евангелия Господня оставили все, именно: кто – родителей, кто – братьев, кто – жену, кто – родственников, кто – родину, кто – дом, кто – ближних, ибо каждый от чего‑нибудь да отрекся. И весьма часто тот, которого люди считали ничтожным и которого великие мира сего не удостаивали никакого внимания, вдруг, оказывается, совершил великий и тяжкий подвиг. Ибо даже если он ничего не сделает, кроме того только, что отрешится от угнетающего нас, стремящегося к рождению и полного пожеланиями естества, то и этим он достаточно проявит свое мученичество и может, подобно первоверховному апостолу, сказать Христу: се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом: что убо будет нам? И Он ответит: в пакибытие… сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома израилевома (Мф. 19:27, 28).

Ввиду таких уготовляемых нам, братия и отцы, наград, как же нам да и не понудить себя еще больше к тому, чтобы исполнять святые дела? Как нам при таких условиях да не понести всякую скорбь, всякие тяготы жизни в Боге, именно воздержание, бодрствование, наказания, подчинение, приказания, откровение души, труд славословия и вообще все другое, повторяя за пророком: Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения (Пс. 43:23; ср.: Рим. 8:6; 2 Кор. 4:11)? И действительно, чада мои, вы недалеки уже от этого. Ведь разве вы не закалаетесь отсечением желаний, ранами укоров и этой постоянной жизнью под началом? Разве также из ваших сердец не истекает, правда не чувственно, а духовно, кровь?[714] Но радуйтесь всему этому, ибо за это вы получаете награды и достигаете, как говорит апостол, неувядаемого венца славы (1 Кор. 9:25; 1 Пет. 5:4). Я, чада, не обманываю вас и не морочу ваших умов, отнюдь нет, – напротив, я даже не даю вам подлинного образа, а только смутно изображаю вещи своим темным словом. И я повторяю вам, что по окончании жизни вы удостоитесь великих наград. И блажен, кто не только слушает, но и исполняет то, что читается или говорится (см.: Мф. 7:24; Иак. 1:22, 25). Для меня, всеокаянного, было бы благом, дабы мне получить разрешение грехов и небесную славу, подвергнуться и поруганию, и заушению, и осмеянию, и позору, этим благим, по Христову примеру, страстям, равно как и изгнанию, и смерти, которые в одно и то же время пугают и не пугают: пугают потому, что каждый любит свое тело, не пугают же потому, что душа есть более драгоценная часть нашего существа (см. Мф. 6:25), с ней некогда и самое тело вкусит обетованных благ.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!