О тщете привязанностей к различным мирским предметам, а также о правом и левом пути



 

Переменчивость земной жизни

 

Отцы мои, братия и чада. Нынешнее оглашение я начну апостольским обращением: радуйтеся всегда о Господе (Флп. 4:4). Да и как же вам не радоваться и не ликовать, когда вы, по предведущему и предопределяющему призванию Бога (см. Рим. 8:29–30; 11:2), управляющего всем в Своей мудрости, удостоились причисления к этому евангельскому образу и теперь находитесь как бы на какой‑то унесшейся далеко вверх вершине высокого жития? Оттуда вы видите человеческую жизнь, как она ничтожна и низменна, как она волнуется, подобно морю, всячески движется вследствие непостоянства дел. Как вы можете видеть, ничто [там на земле] не вечно, никакая вещь там не остается постоянно в том же самом состоянии: сменяются цари, падают князья, умирают, яко человецы (Пс. 81:7), властители земли. Женящиеся спустя немного разлучаются, остаются одинокими и оставляют друг друга. Красота скоро увядает, молодость пролетает, наслаждение проходит, богатство исчезает, и вообще всякое имущество от тех, кои полагают, что они чем‑то действительно посредством него обладают, отбегает, как греза. Плач и стенания при неудаче или при трудности погони за временными благами, уныние и отчаяние, когда недостает того, к чему стремятся, постоянные движения и труды у тех, кто напрасно и вотще хлопочет или о счастливом браке, или о получении начальственной должности, о стяжании богатства, о неверной победе, об удовлетворении чувства недоброжелательства к ближнему, о возбуждающей ссоры зависти или о губящем и разоряющем удовольствии. Никто почти не думает бороться за то, что вечно и надежно, один старается притеснить другого, бедный человек сходит с ума от обманов жизни, и, будучи разумным и богоподобным, он в нерадении о смерти проводит настоящую жизнь подобно животному или овце, которую ведут на заклание (см. Ис. 53:7; Деян. 8:32). Не так ли, чада? Я убежден, что вы согласитесь со мною, потому что вы смотрите на эту жизнь не только с осуждением, но и понимаете суть дела. В противоположность этому, как и куда призваны, братия мои, вы?

 

Исполнение обетований о наградах за оставление земных благ

 

Вы взошли на гору Господню (см. Пс. 23:3; Ис. 2:3) и созерцаете чудеса небесного жития. Вместе с этим вы можете сказать Богу, что ради Тебя и Твоего Евангелия мы оставили отцов, матерей, братьев, сестер (см. Мф. 19:29), жен, детей, сродников, друзей, все, касающееся плоти и относящееся к миру и миродержителю (см. Еф. 6:12). Бог, возведший вас на такую высоту, укрепит и утвердит вас в том, чтобы в святости и праведности (см. Лк. 1:75) постоянно делать благоугодное Ему. Смотрите, чада мои, каково ваше звание, воззрите на пути живших в нем святых отцов наших и следуйте им. Вместо земли вам дается небо, вместо родителей – Бог, первый и истинный Отец, вместо сродников – сподвижники и рожденные от Духа братия, вместо друзей – бесплотные и богоподобные Ангелы, вместо великих сокровищ – богатство добродетелей, вместо высоких должностей – великое, непостижимое и бесконечное Царство Небесное, вместо блудного сластолюбия – сладкое бесстрастие, которым невозможно насытиться, вместо гордых коней и всякого имущества – непостижимые и неизреченные блага.

 

Возводит усовершение, низводит нерадение

 

Посему, чада, бойтесь одного только Живого Бога, оденьте себя в духовную броню, вооружитесь заповедями, восприимите меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6:17), поражайте миродержителей тмы века сего и духов злобы (Еф. 6:12), дабы вам иметь право сказать с Павлом: подвигом добрым мы подвизались, течение скончали, веру соблюли: прочее убо соблюдается нам венец правды, егоже воздаст Господь в день он (2 Тим. 4:8). Восходят, говорит Псалмопевец, до небес и низходят до бездн (Пс. 106:26). Это мы должны понимать духовно[707]. Как же? Постепенное и мало‑помалу усовершение возводит на самую вершину добродетели, а нерадение, наоборот, низводит в бездну погибели. Какие же причины этому? Ответьте на это сами, потому что вы обладаете знанием. Возводят десные дела христоподражательное послушание, сочетающее с Богом смиренномудрие, отсутствие хвастовства, тщеславия, любви к первенству и показному, простота, отрешение от злорадства, честолюбия, смешливости, привычки хвалиться, забвение прошлой жизни, что я‑де вот сын того‑то, у меня было такое положение и я вот что сделал (позор: что бы нужно было скрывать, тем мы хвалимся, не понимая своего богоподражательного звания), а также прибавлю к вышесказанному единомыслие и согласие с братством, скромность, опущение головы (ибо, как сказано, кто задирает ее, тот подобен ястребу.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!