О том, чтобы путем отсечения желаний отбросить все плотские помышления



 

Сложность игуменского служения

 

Отцы мои, братия и чада. Мы, будучи человеками, двойственны и по душе расположены одним образом, по телу – иным[688]. То же самое различайте и во мне, смиренном: находясь среди вас, снаружи я могу казаться спокойным, но внутри я беспокоюсь, мучаюсь и как бы утесняюсь вами. Ибо несмотря на то, что я неразумен и не обнаруживаю никакого свойства пастырской добродетели, я обязан держать вас всех в своем смиренном сердце и в своих помышлениях, наблюдать, обнимать вас, снисходя и принимая во внимание привычки, стремления и слабости каждого и всеми силами стараясь напитать и согреть всех до единого. Затем происходящее увеличение братства и увеличение у меня забот и попечений понуждают мою душу к тому, чтобы она все расширялась и расширялась. Поэтому прошу вас, чада, помолитесь Господу нашему и Богу, дабы Он очистил Духом Святым внутренняя моя (Пс. 102:1), расширил мое сердце и увеличил мою трудоспособность, ибо для меня, слабого и недостойного называться делателем Господним, жатва оказывается многой (Мф. 9:37–38). Благодаря вашему, как я постоянно повторяю, боговдохновенному союзу, блистательному возрастанию и усовершению, воссылается Богу слава. Восходя и располагаясь на верху горы добродетели, вы поистине являетесь градом Божиим: вас знают в столице, о вашем Божием житии много говорят благочестивые люди – до патриарха и даже самого царя[689] с почтением произносят ваше священное имя. Благодарение великоблагодетельной благости Божией, от которой всякое человеческое доброе дело, ибо все от Бога, чрез Него и для Него (см. Рим. 11:36). А если бы кто хотел вообразить, что он нечто важное (см. Гал. 6:3), то он услышит от благовестника апостола: что имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не прием? (1 Кор. 4:7).

 

Увещание

 

Да, чада и братия, нужно бороться, бежать изо всех сил, требуется постоянное усердие с укрепляющим, ограждающим и утверждающим наш дух в божественном благочестии смиренномудрием, чтобы вам не уклониться от своего хорошего начала, не посрамить каким‑либо промахом прежних подвигов и не обратиться от добродетели ко злу, но чтобы, изменяясь к лучшему[690], вы очищались, просвещались и постоянно восходили вверх, делались светлее солнца, поднимаясь от блеска звезд до блистания солнца и переходя от силы в более совершенную силу (см. Пс. 83:8). Посему, прошу, вырвите из себя все плотские помышления (см. Рим. 8:6–7), особенно главнейшее препятствие к добродетели – мирскую славу, отсеките духовным мечом все привязанности и все плотские похоти, сочетаясь с Богом, восходя к Нему мысленною лествицею, ежедневно полагая начало жизни[691], утверждая себя на духовном основании, низлагая отсечением воли восстания плоти, погашая поднимающиеся пожары струями слез и заменяя созерцанием будущих благ связанные со страданием наслаждения пищей, питьем или чем‑либо другим суетным. До сего времени Господь, по молитве нашего отца, соблюдал нас: вы преуспели, правильно шествовали и вошли в чертог добродетели, облеклись красотою бесстрастия, видели истинное благо и настоящий предмет, достойный желания; это не что иное, как стремление освободиться от страстей и после победы над ними царствовать[692] и владычествовать над всем земным и соцарствовать Богу. Не позабудьте этого, не задремлите за преданным вам и осуществляемым вами ангельским житием, но все более и более входите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих (Пс. 99:4). Будьте добры на то, чтобы утром, в полночь, вечером и в полдень (см. Пс. 54:18) исповедаться Господу. Постоянно собирайте плоды послушания, ибо из них вы можете пить увеселяющее ваши священные сердца (Пс. 103:15) вино умиления (см. Пс. 59:5). Исполняйте и все другие правила и предосторожности в своих богоугодных занятиях, именно, соблюдайте молчание, не уязвляйте совести своего брата притворным и самовольным воздержанием от какой‑либо пищи, не говорите грубостей, не будьте велеречивы, не важничайте, не завидуйте, не самоугодничайте, не предпочитайте своей пользы покою ближнего; делясь с другими, сами, в свою очередь, принимайте от ближних их преуспеяния и будьте все во Христе Иисусе, Господе нашем, одною душою, одним сердцем (см. Деян. 4:32) и одною волею, имея Его своею главою (см. Еф. 4:15; Кол. 2:19).

Затем возмогайте в державе крепости Его (Еф. 6:10), переносите случающиеся горести, держите в мысли общее таинство нашей смерти и представляйте, как коротко и быстро пролетает время нашей жизни, ибо вся она для тех, кои трудятся с любовию, по выражению Григория Богослова, только один день[693]. Ради того, чада мои, единого дня, ради привременного сна, ради скоропреходящей и пролетающей быстроты времени стяжаем Царство Небесное, бесконечную на веки веков радость во Христе, Боге нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 25


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!