Монашеское общежитие – великое чудо и дивное дело



 

Собрание и объединение во имя Господа нашего Иисуса Христа мужей из различных местностей, мужей, чужих друг другу, с различными характерами и различного возраста, устроенное и упорядоченное в одно тело, которое может проявлять всякую деятельность, – это одно из таких же великих чудес и дивных дел, как изгнание беса каким‑либо святым, или исцеление слепого, или очищение прокаженных, или воскресение мертвых, или пременение стихий, или передвижение гор с одного места на другое, или иссушение моря, или вообще что‑нибудь другое в том роде. Это тело, хотя и имеет много душ, много сердец, много умов, единомысленно и единодушно не для какого‑либо злого дела, но для исполнения воли Божией и служения Троице. Его не может разрушить и убить не только какой‑либо обыкновенный человек, но и мирская власть, вельможи и цари[673], и даже ни сам начальник демонов. Вы помните, что было сказано отцу нашему великому Пахомию по случаю избиения, происшедшего при нападении на его святую обитель[674]. Так‑то вот высок строй нашей жизни: он так же славен, как и великие чудеса. Но, кроме того, если мы захотим строго выполнять свое житие и не будем хвататься за то, чего мы еще не достигли и в чем еще не можем пребывать, то ведь и у нас окажутся дивные дела. Разве у нас, например, не изгоняются демоны? Как же нет? Почти ежедневно, а не только в редких случаях: когда каждый из нас начинает чудотворить и изгонять то беса блуда, то уныния, то гнева, то памятозлобия, то клеветы, то ропота, то других страстей, они плачут, кричат и ужасно вопиют. Как видите, и вы, если хотите, можете быть также чудотворцами. И Господь наш и Бог одобряет этот строй жизни точно так же, как и отшельников, и столпников, которые совершили много чудес и дивных дел, – между тем и другим нет никакой, даже самой малейшей, разницы. Если я, известный лжец, обманщик и словоплет, предположим, лгу, но не лгут ведь святые. Ибо если я один только хвалю и превозношу общежитие, то я прекращу свои богохульства. Но если его похвалил также и Сам Христос, когда показал это, создав общину из двенадцати Своих святых учеников, а затем самовидцы и слуги Слова (Лк. 1:2) устройством общин из четырех и пяти тысяч человек (Деян. 2:44–45; 4:31), я опущу уже бывшие после них примеры. Как же вы, чада мои, после этого не согласитесь со мною?

Так вот, от нас требуется одно: чтобы мы жили так, как требуют существо и природа нашей жизни (благодатию Христовой, вы это уже и делаете), исправляя свои ошибки, а прежде других я, так нуждающийся во всем. И Христос Бог наш утвердит вас в своей любви, возрастит вас в совершенстве, ибо Он жизнь и сила наша вместе с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 19

О том, чтобы постоянно внимать и трезвиться против диавольских искушений, а также о том, чтобы не самоугодничать

 

Для чего монашеский уход из мира?

 

Братия мои, отцы и чада. Божественный апостол учит нас задняя забывать и простираться в предняя (Флп. 3:13). Поэтому и я не должен считать достаточным то количество оглашений, которое сказал вам до этого, но обязан идти дальше и, по благости Святого Духа и при содействии молитв нашего отца, направлять свои речи все к прежней цели. Я, неразумный, наставлял вас и снова не перестану наставлять. Указывал вам, детки, то, что должно, и опять буду стараться это делать; испытав на себе диавольские искушения, я своим слабым умом разъяснял вам их и не прекращу это делать дальше. Будем посему внимать, бодрствовать и устремлять свои помышления к Богу. Вспомним славные слова: «Арсений, для чего ты ушел из мира?»[675] Конечно, не для успокоения своей плоти, братия мои, и не для услаждения удовольствиями, равно как не для того, чтобы заниматься литературой, или философией, или каллиграфским искусством, или чтобы самоугодничать, или упражняться в искусстве чтения, а также не для того, чтобы искать славы или стремиться к первенству, предпочтению или власти, совсем ни для чего такого. Так для чего же? Для того, чтобы нам очиститься от грехов, чтобы облечься страхом Божиим, чтобы смириться даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:8), то есть до умерщвления хотений нашей души и собственных желаний, для войны с противником диаволом (см. 1 Пет. 5:8), для борьбы к началом, и ко властем, [и] к миродержителем тмы века сего (Еф. 6:12), для того, чтобы не уступать разнообразным искушениям плоти, и, наконец, для того, чтобы разумно, с твердою верою стать неразумными (см. 1 Кор. 1:21) в руках игумена, – этим средством воистину можно вся стрелы лукаваго разжженныя угасити (Еф. 6:16)[676].

 

Монашеские добродетели

 

Как же обстоит у вас дело? Я толкаю вас: обратите внимание, послушайте, сообразите, разберите. И блажен тот из вас, кто хранит заповеди, кто не отдал себя в добычу греху (см. Пс. 123:6), кто строго соблюдает послушание, кто просвещается откровенной исповедью, кто сияет богодарованным смиренномудрием и блистающей как золото христоподражательной покорностью, кто, как бы багряной хламидой, одет непоколебимой верностью игумену[677], кто не двоится в своих поступках, не выдумывает каких‑либо новостей против распоряжений его и считает, что спасительнее этого игумена для него на земле нет еще никакого другого. Последнее, впрочем, имеет в виду не меня, так как я нечестив, но живущих по заповедям Господним. Поймите вы, падающие, что все случающееся с вами, именно, что вас оставляет Бог или что вы подпадаете под власть диавола, происходит из‑за того, что вы не соблюдаете вышеуказанных требований, ибо нельзя считать ложными преданные вам от отцов наставления. Ведь посылаемые сюда Богом души приходят для того, чтобы спасти себя в нашем общежитии, – соблюдение заповедей Божиих должно быть как можно более твердым: они пришли для того, чтобы просветиться, а не для того, чтобы омрачиться; осолиться, а не обуять (Мф. 5:13). Ибо, братия мои, хоть я сам и темен, а вы все‑таки светите, хотя я обуял, но вы можете солить дарами добродетели. Что должно быть вашей гордостью? То, чтобы уступать брату в разговоре, отнюдь не прекословить, а тем паче уже не роптать, – чтобы быть агнцами незлобивыми, кроткими, которые не уязвляют нашего Пастыреначальника Христа (см. 1 Пет. 5:4), чтобы избегать бесстыдного хохота, страстных и срамных намеков, чтобы бодрствовать во время псалмопений и трезвиться за молитвой.

 

Увещание

 

Так умудряйтесь еще более, чада, очищайтесь, становитесь целомудренными, освящайтесь, делайтесь (хотя это и смелое выражение) богами, ибо это обещал Сам Спаситель чрез псалмопевца: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго (Пс. 81:6; Ин. 10:34–35); Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 20


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!