Об игумене, каким ему требуется быть, и о том, чтобы он разъяснял своим подчиненным будущее



 

Смирение и самоукорение преп. Феодора Студита

 

Дорогие мои чада и возлюбленные мои братия. Хотя я постоянно бываю немощен и словом, и делом, но пока, по снисхождению Божию, я еще жив и пока еще нахожусь в вашей среде, я не возбраню устам моим, не буду медлить и лениться в том, чтоб проповедовать, наставлять, возбуждать и показывать вам то, что должно, потому что мне приходится испытывать великие муки и страх за свое недостойное руководительство вами. Я ужасаюсь от сознания своей страстности, у меня кружится голова при мысли о той бездне мудрости, которая требуется от доброго пастыря, дабы он умел хорошо пасти души своего стада. Это по силам только Ангелу или равноангельным святым. Мне же далеко до этого, и это уже не новость, что, будучи мраком, я назначен просвещать других, будучи грешным и нечистым, я поставлен освящать других и, являясь отторгнутым от Бога, избран приводить к нему иных. Но, как вы знаете, я сделал это не самовольно, а предал себя на это дело только для исполнения долга послушания. Тем не менее для меня не будет никакой защиты, никакого снисхождения, когда Бог придет судить тайная тьмы, открыть советы сердечныя (1 Кор. 4:5) и разузнать от пастырей, как они пасли свое стадо, посетили ли они болящее, обвязали ли сокрушенное, обратили ли заблуждающего (Иез. 34:4), смотрели ли зорко вперед и прогоняли ли искусителей демонов, – лечили ли и ухаживали ли по мере своих сил и способностей за каждым из своих пасомых так, чтобы обретенное создание Божие, ради коего явившийся во плоти Христос пролил кровь (см. 1 Тим. 3:16), не погибло. Ввиду этого мне не следует прекращать своих оглашений. Напротив, придите, чада, послушайте мене (Пс. 33:12), внемлите (Пс. 77:1) моим словам и внушайте моя глаголы (Пс. 5:2). Я взываю к вам ко всем, всех вас призываю: возноситесь к Богу, отрешайтесь от своих привязанностей. Пророческое слово вопиет к вам: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля (Ис. 2:3) – бесстрастия, и узрим своими духовными очами отложенную нам в обещаниях небесных радость.

 

Суд Божий над пастырями

 

Итак, чада мои возлюбленные, вооружитесь рвением, возьмите огненные крылья, как сказано в Писании, яко голубине (Пс. 54:7), возлетите отсюда и поселитесь в десных странах добродетели (см. Мф. 25:33), примите радость и духовное желание любви к Богу, вкусите Его сладчайшей любви и, считая после нее все остальное делом второстепенным, попирайте тщетную славу, и похоть плотскую (1 Ин. 2:16), и ожесточающий человека гнев, так чтобы над вами не могло возобладать ничто из того, что обыкновенно считается сладким; будем препоясаны, свободны от всякого бремени, будем зорки очами и легки ногами для нашего путешествия от земли к небу. Путешественникам обыкновенно приходится терпеть невзгоды, то же самое и нам: как сами видите, вам приходится мучиться от скорбей, исполнять тяжелые работы, вы возделываете землю, чуть не умираете, делаете ужасные усилия, изнуряетесь, голодаете, жаждете – кто за пашней, кто в уходе за виноградниками, кто за выжиманием масла, кто за приготовлением пищи, кто за плотничьей работой, кто за печением хлеба, кто за келарским послушанием и в других делах. Все такие лица идут по пути Господню, приближаются к великому городу и после смерти будут введены в неизреченную радость благ, уготованных всем возлюбившим Бога. В явных делах, если я вижу, что человек живет хорошо, я его хвалю; если же он упрямится, то я стараюсь по возможности его исправить. Тайные же ваши дела пусть остаются ведомы вам и Богу.

 

Пагубность лжи

 

Смотрите, пусть никто из вас не делает скрытно, как бы во тьме, недозволенного, ибо он не убежит от великого ока, хотя бы и скрылся от меня, – в этом я остаюсь уже невиновным. Берегитесь, чтобы с вами не случилось чего‑либо такого. Я не знаю хорошенько, нет ли Иуды среди одиннадцати, нет ли с учителем лукавого Гиезия, не заразилась ли душа его вечной проказой (4 Цар. 5:27), нет ли между вами лиц, подобных сыновьям первосвященника Илия, жадных до пищи, ядущих тайком, как те поедали мясо, и прогневляющих Бога (1 Цар. 2:11–17), – за это и меня, грешника, паче Илия и уподобившихся его сыновьям ожидает печальнейшая и горькая судьба (см. Флп. 3:19). Избави Господи потерпеть нам также что‑нибудь по примеру Анании и Сапфиры (Деян. 5:5, 10). Они задумали обмануть могущество апостолов и пали от ужасной смерти; это может быть и среди вас, когда кто‑либо из вас держит в своем сердце ложь, не отвечает правдиво на вопросы или не говорит истины при разговорах. Опасаюсь я, наконец, падения Симона Волхва, который было восхотел явиться пред апостолом Петром во всей человеческой славе, хотя апостол и старался убедить его стать его учеником (Деян. 8:9‑24), – смотрите поэтому, чтобы и из вас никто не замышлял на некоторое время нарушить долг послушания. Но кто‑нибудь возразит, что я‑де после стольких лет могу же сделать то или это. На это я отвечу: ты, говорящий так, не знающий даже, как провести сегодняшний день, – берегись, как бы тебе не услышать: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе, а яже уготовал еси, кому будут? (Лк. 12:20; ср. Деян. 8:20). Будем подражать неразрывному союзу апостолов с Учителем всех и нашим Богом. Посему, как бы находясь в очах Божиих, поспешите к своему спасению. Решимся охотно немного огорчиться, чтобы возрадоваться вовек. Примем малое, хотя и тягостное, бремя здешней жизни, чтобы насладиться бесконечным днем в Царстве Небесном. Бог призывает нас, протягивает нам руку. Дух Святой содействует нам, Господь Иисус Христос под„держивает нас Своей десницей. Не устрашимся.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!