О вышнем Иерусалиме, где те, кои провели жизнь благочестиво, будут наслаждаться вечной славой



 

Божественные награды за монашеские подвиги

 

Чада и братия. Благодатию и благоволением Господа нашего Иисуса Христа, дарующего человеку ведение и приводящего всех питающихся Его Божественными учениями и стремящихся к высоте истины в мужа совершенна духовного возраста Его исполнения (Еф. 4:13), и я, самый жалкий из всех людей, удостаиваюсь ежедневно видеть, как вы совершенствуетесь и зреете жизнью и подвигами по заповедям Божиим. И это есть действие молитвы моего святого отца[617], благодаря которой одинаково и я, и вы утверждаемся и сохраняемся во всем, что только есть самого святого и хорошего. Ввиду установившегося такого благого порядка жизни, я хвалю прежде всего старших, тех, кои постоянно так отлично руководят остальными братьями во всех делах, а затем также и тех, кои с покорностью и смирением следуют повелениям начальствующих. Таким именно образом, понемногу понуждая себя и заставляя терпеть, вы достигли доброго состояния и, делая его своей привычкой, имеете возможность жить в добродетели. И я, со своей стороны, молюсь за вас, хвалю и ублажаю вас, и Господь Бог исполнит ваше намерение. Итак, продолжайте ежедневно идти по пути Божию, Господь, по Его собственному обетованию, будет с вами. Ибо Он чрез Своих апостолов сказал всем ищущим завета и свидений Его (см. Пс. 118:2), что Он будет с ними до скончания века (Мф. 28:20). Стези и пути Его, как поет божественный Давид, неведомы (Пс. 76:20). Он предстоит невидимо духовным очам и является и беседует с чистым сердцем. Держитесь же искренне своего пути, уклоняясь козней завистливого диавола. Возьмите крылья любви Божией, дабы, избегнув земных сетей, вы смогли возлететь к облакам (см. Ис. 60:8). Помажьте свои ноги елеем радования (см. Пс. 44:8) и целомудрия и не сдвигайте своих стоп с узкого пути Господня. Если вы возжаждете от упадка духа, то пейте воду терпения (см. Сир. 15:3); если взалчете от душевной усталости, то ешьте хлеб, который питает и утверждает сердце человека (см. Пс. 103:15), то есть хлеб мудрости и мужества. Будьте хорошо препоясаны и снаряжены, взирайте горе, не отягчайтесь бременами неудобоносимыми, то есть дурными желаниями, ибо для путешественника от земли к небу возможно совершать свой путь весело только в том случае, если у него нет никакого бремени. Вы прекрасно порешили дело, мудро вышли из мира, как подобает, вселились в дому Господнем, сделались рабами Господу и служите Ему каждый день, отвращаясь от всего временного: рода, отечества и от всех плотских желаний и обычаев. Ваше дело ангельское[618]: если мы немного понесем свое бремя, немного победствуем, несколько еще потерпим, то наступит конец нашей жизни, мы будем взяты Ангелами и будем радоваться вечно, наследуя вместе со всеми святыми обещанные нам блага (см. Евр. 11:9). Тогда никто из вас не станет раскаиваться, что ему в подвижнической жизни пришлось терпеть невзгоды и мучения, что приходилось тогда поститься, бдеть, зябнуть и вообще терпеть отказ в исполнении своих похотей. Напротив, мы тогда будем благословлять себя и ублажать тот день и час, в который Бог соблаговолил, чтобы мы бежали из мира и приняли монашеский образ, и тогда даруется каждому из нас награда в соответствии с тем видом злострадания, какой нам пришлось здесь перетерпеть, и за скорби тогда мы получим радость и вечную награду[619]. Посему кто из вас да не отказывается терпеть случающиеся неприятные обстоятельства, ибо взамен их мы получим вечное веселие, как, наоборот, творящие дурные дела получат наказание. Да избавит нас Бог испытать что‑нибудь подобное и услышать такую речь: «Ты восприял еси благая твоя в животе твоем. Он утешается… Между нами и вами пропасть велика утвердися» (Лк. 16:25–26).

 

Вышний Иерусалим

 

Эти Божественные слова, страшные и для слуха, и для мысли, разлучают грешника от праведника: как отстоит небо от земли (см. Ис. 55:10), настолько велики расстояние, пропасть, отдаление и отпадение сущих во грехах от Господа Бога нашего. А те, которые, как и мы, желают постоянно быть Его друзьями и истинными слугами, войдут в вместе с Ним в Небесное Царство, в вышний Иерусалим (см. Гал. 4:26), в великий город, где находятся дивные, какие даже и нельзя представить, предметы, где бесконечная слава, вечное могущество; там мы увидим и узнаем друг друга, и если мы выполним волю Божию, то, я верю, мы будем вместе в вечной радости. Если все это так, то неужели же мы не будем трудиться, не начнем охотно страдать, не станем пить, как молоко, чашу насмешек и поруганий (см. Иов. 34:7; 30:1, 9; Пс. 43:14); неужели мы не пожелаем последнего места, последней степени, чтобы нам быть ниже всех; неужели мы не будем, вменяя себя незлобивыми агнцами Христовыми (Рим. 8:36), ежедневно умирать своей волей?

 

Увещание: наше мученичество

 

Да, чада мои и отцы, таким именно путем благоугодили Богу святые. Никоим образом не будем стремиться к тому, чтобы получить здесь удобное и беспечальное житие. Напротив, радуйтесь тогда, когда вы страдаете, ликуйте, когда вы трудитесь, терпите лишения, стеснения и недостаток в различных нужных предметах, в деньгах, помещениях, пище, вине, обуви, одежде, занятиях и т. д., ибо в этом состоит наше мученичество и таким путем прославляется подвизающийся в послушании, как страдающий ежедневно. Если же дело у вас идет не так, то ясно, что вы не находитесь на ристалище послушания, а если и находитесь, то делаете свое дело лениво, лицемерно, чтобы снискать себе благоволение. Но относительно вас я знаю, что вы несете послушание искренне, живете славно, по‑ангельски, имея опору от мышцы Господней, поддержку в утешении Святого Духа и помощь от святых Ангелов и всех богоблаженных мучеников и преподобных. Укрепляйтесь о Господе, восходите вместе с великогласным пророком Исаией на гору Божию и в Его святой дом (Ис. 2:3), смотрите, чтобы никто не отставал, никто не садился, все, объединившись между собою твердою любовью, помогайте друг другу. Я вижу, что каждый из вас входит в положение другого, как бы разделяет себя и сливается со своим ближним; крестьянин объединяется в одну душу, в одно сердце и в одно тело с горожанином, сильный со слабым, ревностный с менее усердным, пребывающий дома с работающим в поле, и я, ваш окаянный и блудный отец, разделяюсь между всеми и восполняюсь от всех.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!