Очищать себя – принимать в себя Бога



 

Затем, все радуйтесь и мужайтесь против лютого диавола, ибо мечи его оскудеша в конец (Пс. 9:7), и мы юношески возмогли на него и постоянно попираем главу его. Поскольку вы очищаете себя, постольку вы принимаете в себя Бога. Посему постоянно очищайте, а не помрачайте себя в дурных помыслах или – делах, но, будучи постоянно световидны своим разумом, принимайте в себя свет и приносящую с собою благие надежды радость, которая служит началом радости вечного упокоения, откуда отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35:10; 51:11), где глас празднующих и веселящихся во Христе Иисусе, Господе нашем, с Коим Отцу и Святому Духу слава во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 14

О любви во Христе и о том, чтобы быть усердными во всех псалмопениях и службах

 

Христианская любовь

 

Дорогие мои чада и возлюбленные братия. Как я, слабый, ничтожный и не по заслугам ставший вашим отцом, проявляю свои силы в том, чтобы сообщить вам относящееся к вашему боголюбезному спасению, так и вы, со своей стороны, отверзите свой слух для научения Господня (см. Ис. 50:4–5), слушайте со вниманием мои слова, дабы я говорил не напрасно и не бросал семени в сухую землю. Я ведь сам ничего не пожинаю – вы сами остаетесь без плода, как будто вы земля не хорошая, но такая, которая приносит терния страстей. Поэтому все вы всяким образом и постоянно должны внимать, особенно же в день оглашения. Ибо теперь ведь время спасения нашего, или время, когда исчезла опасность погибели, теперь благоприятные дни, производительная жизнь, ровная дорога: устремимся же и поспешим благоугождать Богу во всем. В нас самих и смерть, и жизнь (см. Втор. 30:19). Будем пребывать в самих себе и на указываемых ежедневно послушаниях. Пребывайте в делах рук ваших, в вашем благом порядке жизни, в искренней и свободной от зависти любви друг к другу. Ибо где любовь, там и связанный с ней мир (см.: Еф. 4:3; Кол. 3:14–15), оттуда убегает все дурное (см. Иак. 3:16). А где ее нет, туда проникает ненависть, диавол и остальные страсти. Будем жить в строгом подчинении законам, правилам и заповедям, а не беспорядочно, самовольно, так себе – ни хорошо, ни дурно (άδιαφόρως), скверно и беззаконно. Ввиду этого подчиняйтесь мне все, да будет у всех у нас одна душа, даже одно сердце (см. Деян. 4:32), равно также и одна воля, чтобы нам быть упорядоченными во всем.

 

Время самопринуждения

 

Ну, отвечайте мне, как вы поживаете, как идут ваши дела, как исполняете правило послушания?[636] Как подчиняетесь вы, старшие (οι προάγοντες)? Поступаете ли вы по воле Божией и избегаете ли всяких самовольных действий? С другой стороны, и вы, состоящие в подчинении (οί υπακούοντες) – исполняете ли вы приказания так, как будто они исходят от Самого Бога? Если дело идет не так, то оно находится в плачевном состоянии: за немногие радости вы готовите себе погибель. Теперь время бдения, время бодрствования, время самопринуждения, и настолько сильного, чтобы быть готовым даже пролить кровь, как это показывает случай с одним преподобным отцом, который выплюнул кровавую слюну[637]. Итак, самопринуждение; и понуждающим себя принадлежит Царство Небесное (см. Мф. 11:12). Понуждайте же себя прежде всего за утреней. Как же? Вместе с билом[638]все сходитесь сразу, бодро и дружно, как будто вас сзывает Ангел для того, чтобы пением песней побеседовать с Богом, послужить Ему, принять не тленные или привременные какие‑либо дары, но идущие от Бога и оживотворяющие [ваши] души. Вставши же, звучно, как бы в один голос, вострубите славословие Господу Богу, внимательно слушайте тропари, держитесь бодро за чтениями, на псалмах и песнях просвещайтесь душевной радостию и, таким образом, с пользой для себя совершайте службу, посрамляя диавола. Что бывает в противном случае, ясно само по себе. Вместе со всем этим нужно трезвенно творить молитву[639], дабы, являясь пред Чистым чистыми, мы не помрачались, но просвещались еще более.

 

Монашеское богослужение

 

Кончилась утреня[640] – безмолвно выйдем. И кто пусть идет к своему уроку, не теряя, таким образом, через празднословие (δια τής άργολογίας) полученной от псалмопения пользы, но присоединяя к этому и учение[641]. Другой же, если он хочет отдохнуть, пусть идет к своей постели и там пусть перекрестится, благообразно ляжет, читая псалом, размышляя в себе, чтобы не потерпеть искушения от искусителя. Ибо демоны любят после утрени смущать наши души, так как мы их утреней напугали, и они желают в зле погубить то, что мы приобрели. Для этой цели они помрачают разум, возбуждают утомленное уже псалмопением тело и устраивают скверные вдвоем беседы и соглашения, а иногда даже и удаление в тайное место. Но им страшен тот, кто владеет собой, кто берется еще за другое какое‑нибудь дело и не бросается тотчас же на свою постель, если его не клонит сильный сон, – такой человек остается свободным от искушений. После этого все бодро и чинно являйтесь на первый час[642]. Ибо что пользы – терять награду и навлекать осуждение на свою совесть?

 

Трудовой день монахов

 

Помолившись Богу, чтобы исправилось дело рук наших (Пс. 89:17) и весь день прошел у вас в благих делах, приступайте к своим трудам кто куда или вместе, как требуют обстоятельства. И там со стихословием принимайтесь за работу. С молитвой и благоговением беритесь кто за пашню, кто за обработку виноградника, кто за приготовление пищи или за другое какое‑либо предстоящее дело. Соблюдайте установленное распределение часов: в течение их работайте по совести, предваряя работу стихословием. Если вы разговариваете о телесных делах, то говорите о подобающих вам предметах, а если речь касается духовных, то толкуйте о тропарях или о каких‑либо иных таких [же] занятиях. Ревнуйте дарованиям друг друга, ибо у каждого есть недостаток в каком‑либо из них у каждого есть недостаток в каком‑либо из них и он может восполнять его чрез своего брата. Пусть каждый будет старательной, трудолюбивой пчелой, которая облетает все цветы.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!