Кому Бог раздает Свои дары. Не потерять награды своей



 

Един Бог у всех нас, один я, смиренный, у вас и отец, и вы, в свою очередь, во всем стяжали между собою единое сердце (см. Деян. 4:32), – станьте также для меня единым, целым и истинным телом Самого Христа, истинного Бога нашего[630]. Да, чада мои, поспешите, постарайтесь, теките (см. Флп. 3:12–13), предупредите, чтобы не затворилась пред вами дверь (см. Мф. 25:10), чтобы не прошло время нашей жизни, не закончился праздник, чтобы мы не сошли в могилу неготовыми, чтобы наше разлучение с телом не случилось тогда, когда мы еще не успеем принести покаяния, дабы при разлучении души нам не увидеть святых Ангелов робкими, чтобы нас за грехи не взял высокий до неба, как видел его великий Антоний[631], эфиоп, чтобы нас не поглотила ужасная пропасть и преисподняя, не постиг также шипящий вечный огонь, ни рыдание и стенание в тартаре, ни другие мучения и наказания. С Божиею помощью перелетим и прейдем гору (см. Пс. 17:30), дабы нам достигнуть тишины, вечной жизни, дабы поклониться Христу и Владыке нашему Богу и радостно увидеть истинную красоту, неприступное блистание славы Его лица (см. Мф. 17:2), – там мы будем ликовать со святыми Ангелами и веселиться со всеми святыми, оттуда отбеже болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 35:10; 51:11), там несть пременения, ни преложения (Иак. 1:17), ни уменьшений, ни прибавления, ни пресыщения, ни недостатка, ни вообще чего‑либо в таком роде, но все спокойно, невозмутимо, все неизменно и непоколебимо остается точно таким же во веки веков во Христе Иисусе, Господе нашем, с Коим Отцу и Святому Духу слава, держава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 13

О том, чтобы мы, пребывая во плоти, думали о том, что выше плоти, и приобретали обетованные блага

 

Увещание

 

Чада мои и братия. Снова я возвращаюсь к вам со словом и отверзаю свои слабые уста, чтобы сказать вам обычное оглашение. Я не имею достаточно сил, чтобы умащать вас к вашему духовному бегу и упражнять вас на ристалище, дабы вам достигнуть увенчиваемой Богом победы и небесного благодатного наслаждения. Но стремление к этому у меня все‑таки есть, и я обращаю в действие все умственные силы своего ограниченного и слабого существа, чтобы собрать и преподнести вам, как бы некие дары, ароматы и мази, увещания относительно ведущего к благочестию пути. Вот и теперь, как и всегда, я пытаюсь всеми силами доставить наилучшее своим дорогим господам, владыкам и отцам: ведь коль скоро вы усыновлены мне духовным усыновлением (см.: Рим. 8:15, 23; Еф. 1:5; Гал. 4:5) чрез любовь Божию и, как верные рабы, обещаетесь быть подобными мне во всем, то как же мне после этого не исповедать, что я, в свою очередь, тоже ваше у негоднейшее чадо и ваш ничтожнейший раб?

 

Хранение чувств

 

Посему, чада, призываю вас: востаните, идем отсюду (Ин. 14:31), как сказал ученикам Господь. И я не престану постоянно звать вас: будем мысленно отрешаться от здешнего мира, подобно тому как мы когда‑то были введены в него. Этими словами я не приглашаю вас разлучиться с телом раньше повеления от Бога, связавшего [между собой] тело и душу для испытания в добродетели[632], но зову вас к тому, чтобы вы, пребывая во плоти, думали о том, что выше плоти (см. 2 Кор. 10:3), и, как пишет богоглаголивый Павел, распяли себя миру (Гал. 6:14) или, как он взывает в другом месте, иже Христовы суть, плоть распяша со страстми и похотми ее (Гал. 5:24). Несите посему, чада мои, мужественно все тяжести и скорби и властвуйте над собой: если бы Адам в этом отношении остался послушным преподанным ему Богом наставлениям, то он не наследовал бы вместо жизни смерть за свою невоздержанность. Поститесь и не вкушайте, если возможно, даже и помыслом от вливающего горечь греха. Изо всех сил сохраняйте органы вашей деятельности: не пожирайте своими жадными очами дурных зрелищ и не прельщайтесь ими; уши свои отклоняйте от слушания неразумных вещей и не приносящих пользы разговоров; уста свои приучайте петь то, что приятно Богу, и воздерживаться от длинных разговоров; руки, ноги и вообще все члены свои охраняйте от вся кого страстного дела. Вы все как бы одно мое око, одно мое сердце и единое тело[633]. Но, с другой стороны, один член у меня превосходит другой или оказывается почетнее другого, как это мы видим в теле. Посему ты, получивший должность эконома, старайся действовать среди своих братьев непорочно и непреткновенно, распоряжаясь в каждом деле смиренно. Ты, пахарь, с присущей тебе мудростью и силою крепись, исполняя свои дела. Снисходите и сострадайте затруднениям новичков, а также и старых братий; слово ваше, по Писанию, да будет солию растворено (Кол. 4:6), да даст благодать слышащим (см. Еф. 4:29). Будьте вежливы, сдержанны в словах, ласковы, учительны (см.: 1 Тим. 3:2; 2 Тим. 2:24), разумны, распорядительны, первыми беритесь за дело и идите впереди работающих. Чадо мое Софроний пусть также поровну делит с тобой заботы, пусть он вместе с тобой подвизается, труждается и приобретает вечные блага. Ты, келарь, уповай на Бога и возмогай в державе крепости Его (Еф. 6:10), проливай свою кровь[634], отдавай свою плоть, расточай себя в своих заботах, чтобы, стяжая себе братьев, ты стяжал также Самого Бога: ты ведь питаешь не людей, но, если угодно, апостолов Божиих[635].

 

Пища благочестивых

 

Приготовляй и доставляй пищу и вино самые лучшие, какие у тебя есть. У нас дело идет не о рыбе или о каких‑либо соусах, лакомствах и вкусных блюдах, которыми набивают себя ежедневно живущие по‑свински, ибо это не свойственно людям благочестивым, но заботьтесь, чтобы у вас были готовы овощи и хлеб с водой. Это для благочестивых составляет радость, и я, смиренный, одобряю такую пищу. Ибо отцы наши считали великим утешением, когда у них было достаточное количество хлеба, воды, фруктов и овощей. И ты, чадо мое повар, старайся угодить братству, раз ты взялся жарить и варить братии пищу, дабы тебе просиять, подобно солнцу, в Царстве Небесном. Огородники и садовники, работайте и доставляйте братии в достаточном количестве всякого рода овощи и фрукты, дабы, служа им, вы послужили Самому Богу и насладились вечной сладостию. Помощники келаря, со всем усердием отдавайте делу все свои силы, даже до пролития крови, и согласуйтесь со старшим келарем, ибо вы зависите от него. Вы, работающие на пашне, угодны и Богу, и мне: вы трудитесь за других, но зато и получите двойные венцы. Ибо всякий из вас, кто больше других или работает, или заботится, или хлопочет, или мучится в душевных или плотских делах, тот, без сомнения, получит и большую награду. Посему пусть каждый стремится превзойти своего ближнего более, чем живущие в миру стараются превзойти своих ближних богатством. Да, я забыл еще о служащих на мельницах. Я обращаюсь к вам последним: ничтоже более от повеленнаго вам творите (Лк. 3:13) в пище ли, в питье ли и во всем остальном. Вам приходится оставаться без утрени, псалмопений и других служб; это нежелательно для меня, но ввиду нужды я не могу как‑нибудь иначе сделать. Старайтесь за своим делом: вместо вас исполним нужное уже мы, хотя и сами мы люди грешные. Будем же стараться не причинять друг другу ущерба; вы старайтесь, бодрствуйте, храните страх Божий, уклоняйтесь от мирских бесед и наблюдайте, чтобы водяная мельница работала как можно успешнее, дабы таким образом получили некоторую плотскую пользу и мы.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!