Мученичество общежительного строя



 

Так соблюдите же себя, чада мои, совершенно невредимыми и не думайте, что я стараюсь заставить вас подчиниться мне и этим моим наставлениям с целью достижения для себя покойной жизни, по желанию телесного рабства и человеческой славы. Нет, клянусь вам (видите, я употребляю даже клятву для подтверждения своих слов) вашими подвигами ради добродетели, – не для таких целей, но для спасения всех ваших душ, ради славы Божией и для достижения благой участи вместе с нашими отцами на небесах, где великий и светильник из светильников Антоний, а также богоносный Евфимий, христоносный Пахомий, где славный Савва, всеблаженный Феодосий, богопросвещенный Дорофей, где, далее, равноангельный Дометиан, всесвятой Акакий, предстоятель Богу Досифей, где, наконец, присноживый Василий (я разумею здесь послушливого Василия), исполненный духа Захария и богопослушный Афре[716]. Да и зачем пересчитывать других? Скажем лучше только, где Петр и Павел – первоверховники апостольской двоенадесятницы, где селения святителей, иереев и святых мучеников. Ибо если мы и не удостоимся вступить в их чин, все‑таки не будем лишены возможности видеть их, беседовать и приближаться к ним. Мы надеемся, далее, созерцать Саму Госпожу, Всецарицу и Владычицу нашу, Матерь Божию, и припадать к Ее стопам, а также, хотя говорить это и смело с нашей стороны, зреть даже Самого Владыку всего, нашего Господа. Ибо божественный Павел говорит, что по восхищении нашем на облацех в сретение Господне мы в пакибытии всегда с Господем будем (1 Фес. 4:17).

Ввиду такой ожидающей нас славы, радости и жизни, кто же не возликует, не прельстится, не возгорится, не окрылится любовью Божией и не начнет исполнять то, что должно? Только я, чада, один, из‑за своих скверных деяний отпавший от Бога и работающий вместе с лукавыми демонами, как их сотрудник и помощник, составляю из этого исключение. Но помолитесь, чтобы я тоже спасся во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 34

Увещание о том, что после хорошего начала не следует возвращаться к дурным делам

 

Благое дело сделать для себя привычкой

 

Отцы мои, братия и чада. И в настоящий день, насколько у меня хватает силы, я постараюсь предложить вам свое ничтожное и слабое обычное оглашение. Я всячески стремлюсь к тому, чтобы проповедовать вам как можно больше обо всем полезном, украшать свои наставления отеческими рассуждениями и благочестивыми деяниями и таким путем воспламенять вас Духом и окрылять любовию к Богу. И все‑таки, несмотря на все это, я, вследствие ограниченности своего ума, неимения дара слова и отсутствия дел, не достигаю этой цели. Вы, чада мои возлюбленные, толкуйте обо мне, как хотите, только не переставайте меня почитать, хотя и не по заслугам моим, а из любви, понуждением себя к тому, о чем я вам говорю.

 

Правила общежительного строя

 

Я гляжу и наблюдаю за каждым из вас по одиночке и вижу, как твердо и по‑Божески вы живете и смиренномудро покоряетесь. И я, помня, как я, недостойный, никуда не годен, спешу воздать славу Богу. Но затем, после этой славы и радости, я скорблю о том, как немощное и легкомысленное человеческое естество способно изменять свои решения и возвращаться к старому. Ибо не тот заслуживает похвалы, кто только начал благое дело (ср. Флп. 1:6), а кто усвоил его понемногу сделал его для себя как оставаться постоянно на одинаковой высоте и не побеждаться могущественным грехом – трудное дело, то прошу вас и молю: пойдем по истинному, царскому и среднему, пути Господню, не уклоняясь, как сказано, ни на десно, ни на лево (Нав. 1:7), но, живя сообразно с правилами, заповедями и законом общежительного строя, будем проводить эту мимолетную жизнь. Общежительный же порядок предъявляет все легкие требования: здесь нельзя иметь своих личных желаний, нельзя допускать своего усмотрения и самочинничать, нельзя, далее, оставлять без исповеди проступки, ни творить много грехов, ни быть требовательным, ни стараться все разведать, нельзя, наконец, брать на себя много подвигов и вследствие этого беспокоиться и изнуряться. Общежитие требует воздержания, молитв, сокрушения, смирения с прибавлением других каких‑либо благих дел, а вернее, только одной‑единственной добродетели – блаженного и святого послушания, ибо чрез него общежитие, как объясняют отцы, охватывает все и преуспевает во всем. Посему молю вас: стойте бодрственно на камне вашей веры (см.: Рим. 11:20; 1 Кор. 16:13) и шествуйте не спотыкаясь по стезе своей добродетели. Да не приведется мне, грешному, своими очами увидеть, чтобы кто‑нибудь из вас каким‑либо образом, или из‑за похоти плоти, или по болезни властолюбия, или из‑за гордости, или из‑за ребяческого тщеславия, или чрез что‑нибудь другое, сделался добычею диавола. Ведь вы, чада мои, много уже трудились, много сделали и собрали в сокровищницы своих душ богатство добродетелей; пусть каждый из вас вспомнит, начиная с того дня, как он принял монашество, сколько и каких только он не принял и не претерпел искушений: падал духом и отчаивался в жизни, уловлялся и получал раны то от сатанинских помыслов, то от всяких случайностей в общежитии, и как благий Бог наш пронес все это, как будто какие волнения или ряд бурь, как избавил от них и дал нам возможность стяжать награду за терпение. Взирая на эти подвиги и на свои прежние труды, будем так делать и дальше, не позволим, чтобы какая‑либо скорбь, греховная или человеческая слабость, охвативши нас, отвлекла затем от нашего благого намерения.

 

Увещание

 

Усердно молю вас, чада мои: взирая на Бога, как будто вы уже разлучаетесь с телом (см. 2 Кор. 5:6), как будто уже видите ангельские чины и лики, особенно же как будто вы переживаете последний смертный час, даете затем ответ Судии и получаете вечные блага, – подвизайтесь, уничтожайте искушения, удаляйте со своего пути преграды и преткновения и восходите на гору небесного жития, пока не придет желанный день. Стяжайте полную откровенность во всех своих делах и помышлениях, а также равнодушие к первенству, почтение друг другу, единодушие, бодрость в исполнении послушаний, в работах, в псалмопениях, в бдениях и во всем благом и святом. Блаженны те, кои погрузились в это; треблаженны те, которые заставляют многих говорить о себе; и всеблаженны, кои ни с чьей стороны не вызывают никакого упрека. Благодатию Христовой вы все это уже имеете, но старайтесь, напоминаю, иметь еще больше; вы это уже стяжали, но стремитесь и еще увеличить свое стяжание во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Оглашение 35


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!