Плакетка, помещенная на борт корабля «Пионер» 1 страница



Джуниус Подраг

Преисподняя XXI века

 

 

Подраг Джуниус

«Преисподняя XXI века»

 

Посвящается

Хилъдегард Крише: мало того, что она вылезла из окна, чтобы быть со мной. Ее любовь и отвага спасают меня, а ее красота и грация не перестают радовать.

Кэрол Макклири, чья прекрасная улыбка подобна ясному свету, душа велика и благородна, а дружба служит гарантией того, что твоя спина всегда надежно прикрыта.

Бобу Глисону, другу, с которым хоть в реку, как говорили в старые времена ковбои Дикого Запада о человеке, на которого всегда можно положиться.

И капитану Кранчу (1917–2009), кому мы все обязаны своим появлением на свет и чей дух трудолюбия и позитивного мышления всегда пребудет со мной.

 

БЛАГОДАРНОСТИ

 

Хочу поблагодарить своих редакторов Эрика Раба и Эшли Кардиффа, редактора текста Стивена Болдта, Джейн Лидии, а также многих неназванных героев из числа сотрудников издательства, чей неустанный труд и талант превратили сырую рукопись в пригодную для чтения книгу. А Стивену Джонсу, Майклу Янгсу, Джону Биварду‑младшему и Джинджер Бивард огромное спасибо за помощь и поддержку.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЕРЕННОГО ТЬМОЙ ЗМЕЯ

 

Кецалькоатль ушел; но с тем, чтобы вернуться.

Он не умер. Он воистину воздвиг покои подземные… прибежище умерших, обитель тьмы…

Существует широко признанное мнение, что ныне имеет место пятая эпоха, или пятый период в истории мира, который уже четырежды приходил к своему разрушению… и нынешняя эпоха, соответственно, тоже завершится подобной катастрофой. В прошлом в роли таких губительных катаклизмов выступали всемирный потоп, пожары, ужасающие, порождающие свирепый голод ураганы и страшные землетрясения, сопровождающиеся нашествием кровожадных хищников, и, согласно этому представлению, минувшие периоды именуются эрами Воды, Огня, Воздуха и Земли. Но что положит конец нынешней, пятой эпохе, нам неведомо, и потому названия она не имеет.

Но перемены грядут, нынешний порядок вещей будет сметен либо Кецалькоатлем, либо некими ужасными сущностями со змеиными ликами.

Написано археологом Дэниелом Гаррисоном Бринотоном в 1882 году, более 125 лет назад

 

Книга I

ГОРОД БОГОВ

 

1

 

Археологические раскопки.

Теотиуакан, Мексика. Наши дни

– Мы изгоним вас с нашей земли, мы будем пить вашу кровь!

Каден Монтес смотрела на людей, изображавших ягуаров‑оборотней, полулюдей‑полузверей из преданий Древней Мексики. Они наносили друг другу удары деревянными мечами, оставляя на коже кровавые полосы и царапины во исполнение соглашения с богами – кровь за дождь. Головы их венчали уборы в виде оскаленных морд ягуаров, пальцы рук и ног заканчивались когтями, кожа на всех открытых участках тела была разрисована серыми и черными пятнами, придавая людям леденящее сходство с жуткими обитателями ночных джунглей.

«Но кровь‑то настоящая», – подумала Монтес.

Глядя на представление со ступеней разрушенного храма Кецалькоатля, Пернатого Змея, она находила его жестокость отвратительной, а сопутствовавшие показу насмешки внушали беспокойство. Представление было устроено для туристов среди руин Теотиуакана, главной туристической достопримечательности Мексики, и никто из толпы праздных зевак, собравшихся полюбоваться экзотическим зрелищем, понятия не имел, что слова распева, исполнявшегося на науатле, языке древних ацтеков, в действительности представляли собой угрозы.

Будучи одновременно и астробиологом, изучавшим внеземную жизнь, и археологом, Монтес специализировалась на Древней Мексике, знала науатль, и ее вовсе не радовало, что участники представления выкрикивали на этом языке смертельные угрозы в адрес зрителей.

Эти выкрики усиливали неприятное чувство, не покидавшее ее все утро после странного телефонного звонка ее ассистента Хулио.

Изучая в рамках ее исследовательской программы мрачные легенды древнего города, он, похоже, чрезмерно и даже болезненно проникся этим материалом. Ну а то, что исследовались именно древние сказания о кровожадных ягуарах‑оборотнях, которых и изображали танцоры, лишь усиливало ее озабоченность относительно Хулио.

– Мы будем пить вашу кровь! – выкрикивали они нараспев в адрес norteamericano, североамериканцев, прямо в снимавшую их крупным планом видеокамеру.

– Что именно они изображают? – поинтересовалась Лаура Гиллок.

Гиллок прибыла на место раскопок по заданию «Нэшнл джеографик», для освещения работы Каден. Монтес впервые сотрудничала с представителем такого издания, и ей, естественно, хотелось произвести хорошее впечатление.

– Это так называемый танец кровавого завета. Считалось, что в обмен на кровь, пролившуюся из порезов, полученных во время такого действа, боги ниспошлют дождь, необходимый, чтобы получить урожай маиса. Выкрики некоторых из этих мужчин – это подражание звукам, издаваемым богом грома.

– А зачем богам кровь?

– Для богов Древней Мексики человеческая кровь была необходима как пища. В буквальном смысле – солнечному богу она придавала сил для свершения его обычного дневного пути, богу дождя для того, чтобы пролить на землю воду, богу войны – чтобы приносить победу в битвах. Поэтому боги заключили с человечеством соглашение, кровавый завет. Суть его в следующем: питайте нас вдосталь кровью, а мы за это даруем вам дождь и тепло, необходимые для хорошего урожая, или силу и отвагу, необходимые, чтобы побеждать в битвах.

– Ага, значит, эти люди изображают молящихся. Но черные и пепельные пятна делают их похожими на леопардов.

– Точнее, на ягуаров. Они представляют ягуаров‑оборотней.

– Ягуары‑оборотни? Про волков‑оборотней я слышала – это нечто подобное?

– Вообще‑то, если выражаться точнее, они даже ближе к вампирам, потому что тоже пьют кровь своих жертв. Легенды о существах, способных менять обличье, превращаясь в зверей, распространены по всему миру. В Европе это волки‑оборотни, в Африке – люди‑леопарды, ну а здесь – ягуары. В преданиях Латинской Америки эти звери вообще занимают особое место. Самые крупные и опасные из здешних хищников семейства кошачьих. Свирепые, смертельно опасные, грациозные, словно кошки, но весом в триста, а то и четыреста фунтов[1], так что такую «кису» вряд ли захочется погладить. Туземцы всегда боялись и почитали их. Само слово «ягуар» на одном из наречий означает «убивающий одним прыжком».

– А не было ли здесь, в Мексике, какого‑нибудь культового ордена убийц, вроде тугов[2] в Индии?

– Тайное общество ягуара возникло после испанского завоевания с целью изгнания захватчиков. Последователи этого культа наряжались ягуарами, по ночам выслеживали испанцев и нападали на них. Естественно, это способствовало распространению легенд о ягуарах‑оборотнях, ужасных созданиях, получивших название науаль.

Правда, люди испанского короля со временем покончили с культом, отправив большую часть его приверженцев на виселицу, но легенда о науалях жила. В джунглях Мексики, где влияние современной культуры и сейчас едва ощутимо, она не умирала никогда.

Каден знала, что миллионы людей по‑прежнему обитают в джунглях и ведут традиционный образ жизни, не ассимилируясь с основной массой населения, хотя со времен конкисты миновало уже почти пять столетий. Периодически эти отвергавшие современную культуру Мексики люди вступали в открытую вооруженную борьбу с правительством, но Монтес хотелось верить, что звучащие сейчас угрозы – все же не более чем грубые и неуместные шутки, понятные лишь самим «шутникам».

Во времена Христа Теотиуакан был величайшим городом в Западном полушарии, способным соперничать по размерам с Древним Римом, столицей могущественной державы. Сейчас он представлял собой крупнейший в Мексике туристический объект, расположенный в тридцати милях к северу от столицы страны, города Мехико, и славившийся прежде всего двумя величественными пирамидами – Солнца и Луны. Первая из них была лишь ненамного меньше великой пирамиды Хеопса в Египте.

– А как, ты говоришь, правильно произносить название города? – уточнила Гиллок.

– Тай‑о‑ти‑уа‑кан, хотя сейчас чаще говорят «Тео‑ти…». Само это слово на языке ацтеков означает «Город богов». Но подлинное название города никому не известно, как не известно и то, что за народ его построил. И почему величайший город, воздвигнутый на американском континенте до Колумба, был заброшен. Все последующие цивилизации Мезоамерики[3]– ацтеки, майя, тольтеки и прочие – в строительстве своих храмов и пирамид подражали здешним образцам, но так и не создали ничего столь же грандиозного. И никто не пытался заново заселить заброшенный город.

– Почему?

– Они боялись. Даже ацтеки, самый воинственный народ Древней Мексики, опасались призрачного города. Они ощущали темную магию, исходившую от пирамид и храмов, обрамлявших широкую магистраль, прозванную Дорогой Мертвых. Возможно, воспринимали нечто недоступное нам в наши дни. Так или иначе, все сменявшие друг друга культуры перенимали страшный кровавый завет и приносили богам человеческие жертвы. И верили, что пошло все это именно отсюда. Главный бог – и легендарный основатель города – считался особенно кровожадным.

– Звучит жутко, но для моей публикации в журнале отлично подходит. А что, мрачная тайна этого города тоже является предметом твоего исследования?

Вообще‑то Каден признавала наличие в своих исследованиях и такого аспекта, однако журналистка прибыла сюда, чтобы взять у нее интервью вовсе не по поводу древних культов, связанных с кровопролитием и убийством. Кроме того, ей лично все это удовольствия не доставляло, в связи с чем изучение мрачных преданий она поручила Хулио.

– Не то чтобы напрямую, но меня снова привлек в Тео интерес именно к той легендарной фигуре, которая, согласно преданию, положила начало кровавому завету. Ты имеешь представление об астробиологии?

– Ну, самое общее, конечно, но перед тем, как отправиться сюда, я кое‑что почитала. Это поиски жизни на других планетах и все такое. НАСА использует астробиологов для изучения вопроса о возможной жизни на Марсе. Есть программа поиска внеземных цивилизаций – ребята с помощью огромных спутниковых антенн пытаются уловить сигналы, посылаемые инопланетянами. Джоди Фостер в «Контакте»[4] как раз играла астробиолога, верно?

Каден рассмеялась:

– Ну что ж, видимо, таково распространенное представление о нашей дисциплине. Принято считать, что астробиологи изучают внеземную жизнь, но если точнее, мы исследуем жизнь во всей Вселенной, включая Землю. То есть начинаем с жизни на нашей планете и распространяем свой интерес повсюду, до дальних пределов космоса.

– Я читала, что вы ищете воду на других планетах…

– Да, это один из важных моментов. Вода представляет собой эликсир жизни, волшебную субстанцию, которая, насколько нам известно, является необходимым условием существования. Наука считает, что жизнь зародилась в океанах. Когда наши очень давние предки выбрались на сушу, они принесли воду с собой, под кожей, в своих организмах. Уверена, ты знаешь, что люди примерно на две трети состоят из воды, которая, добавлю, занимает примерно такую же долю поверхности планеты. Вот и получается, что когда мы пытаемся отыскать жизнь в различных уголках доступного изучению космоса, мы в первую очередь ищем признаки воды. В настоящее время первыми кандидатами на ее наличие являются кометы и пара спутников Сатурна. Возможно, она имеется на Марсе, но не на его поверхности.

– Вода есть кровь Матери Земли, – ухмыльнулась Гиллок. – Это я прочитала, когда готовила материал про сторонников теории Геи, считающих, будто наша планета представляет собой живой организм. Но кстати, раз уж речь зашла о воде – ты слышала о происшествии в Мексиканском заливе?

– Это с мертвой рыбой? Слышала, что вроде бы несколько недель назад там вдруг начала всплывать мертвая рыба, но особо в это не вдавалась. И чем все закончилось, не отслеживала.

– То‑то и оно, что не закончилось, только хуже становится. Редакция хочет, чтобы я на обратном пути заглянула туда и разобралась в этой проблеме. Официальные источники говорят об утечке метана. Насколько я понимаю, это природный газ, который мы используем в наших плитах. Видимо, на дне залива его полно.

– Да, на многих участках океанского дна колоссальные залежи метана. Некоторые ученые считают, что именно донные выбросы метана стоят за таинственными исчезновениями кораблей в Бермудском треугольнике. Метан еще называют болотным газом, потому что он убивает в воде жизнь, делая водоемы мертвыми.

– Но если ты занимаешься водой, что привело тебя в Тео? Тут ее как раз не больно‑то много.

– Мое исследование касается возможности того, что жизнь на Землю была занесена откуда‑то еще. В науке это принято называть теорией панспермии. Суть ее заключается в том, что семена жизни рассеяны по Вселенной и переносятся от одного небесного тела к другому, а когда попадают на планету с благоприятными условиями, вроде Земли, то жизнь получает возможность развития, вплоть до высших форм.

– Но как эти семена жизни попали сюда… оттуда?

– Ну, лучшим кандидатом на звание разносчика жизни представляется комета, переносящая микробов. Существуют даже свидетельства того, что наши океаны возникли в результате произошедшего миллиарды лет назад столкновения Земли с гигантской кометой, несшей в себе воду, в которой, в свою очередь, были споры микроорганизмов. Так или иначе, за прошедшие геологические эпохи наша планета могла сталкиваться с ледяными кометами миллионы раз. И каждый кусок льда мог содержать в себе зародыши жизни.

– Кометы – это здоровенные ледяные глыбы, верно? Их еще называют «грязными снежками»…

– Комета Галлея представляет собой ледяную глыбу в форме картофелины около пяти миль в поперечнике и десяти миль длиной[5]. Многие другие кометы тоже огромны. Ну а более мелкие обломки льда бомбардируют Землю постоянно, просто в подавляющем большинстве случаев этот лед испаряется еще в атмосфере.

– Но как микробы могут выживать в космосе?

– У нас на Земле микробы живут в жерлах вулканов, под коркой льда толщиной в несколько миль, на дне океанов, где угодно. При такой выживаемости полет на комете не столь уж великая проблема.

– Ладно. Но если ты ищешь кометы, то почему здесь, в Тео?

Это был важный элемент интервью. Гиллок могла разыгрывать простушку, но Каден знала, почему она попросила о беседе. Причиной тому были дебаты, которые Каден развернула в научной печати. Вкупе с совершенно ненужной и ненаучной шумихой, то и дело поднимавшейся в другого рода изданиях вокруг историй с рождением двухголовых младенцев деревенскими девчонками, которые якобы были изнасилованы инопланетянами.

Она набрала воздуха в легкие и пустилась в объяснения:

– Большинство ученых, придерживающихся теории панспермии, ищут микроорганизмы, совершившие полет на комете или метеоре. Но я – о чем тебе, не сомневаюсь, известно – придерживаюсь другой позиции. Мои исследования сосредоточены на поисках свидетельств пребывания на Земле более крупных форм жизни…

– Инопланетян!

– Я предпочитаю называть их «визитерами». Слово «инопланетянин» слишком уж отдает сенсационностью и уместно разве что в фантастических фильмах и статьях в желтой прессе.

Каден выдержала паузу и взглянула журналистке в глаза.

– Лаура, я понимаю, как могут восприниматься некоторые аспекты моей теории, но я ведь не псих и шумиху провоцировать не хочу. Моя статья о «визитерах» была опубликована в научном журнале, который никто, кроме астробиологов, не читает. А теперь я рискую оказаться осмеянной научным сообществом, как осмеивали в 70‑е годы «Колесницы богов»[6] и тому подобные книжки.

– Насколько я помню, в этих книжках утверждалось, будто нас в древности посещали инопланетные астронавты, о чем свидетельствуют рисунки, обнаруженные на стенах и вазах.

Каден кивнула:

– А также элементы ландшафта, напоминающие гигантские посадочные площадки, и изумительные примеры перемещения на большие дистанции объектов, имеющих огромный вес, – все то, что, учитывая уровень технических возможностей древних людей, кажется немыслимым. Однако со стороны научного сообщества эти утверждения вызвали лишь презрение и шквал насмешек, что вынуждает меня проявлять осторожность.

– Из чего ты исходишь?

– Из того, что если в прошлом какая‑либо гипотеза осмеивалась, ученые зачастую отказываются от изучения феноменов, способных ее подтвердить, не желая подвергнуться таким же насмешкам. Пусть даже большая часть таких теорий и вправду не имеет должного подтверждения, это еще не значит, что мы не должны исследовать все возможные свидетельства посещения нашей планеты в древности внеземными гостями. Однако нет ничего удивительного в том, что ученые по большей части не горят желанием совершить карьерное харакири.

– Но ты‑то фактически пошла на карьерное самоубийство?

Каден обдумала вопрос и лишь потом ответила:

– Я ищу истину. У меня нет желания портить себе карьеру, но в то же время я не хочу прятать голову в песок только из боязни занять непопулярную позицию. Научный мир далеко не столь непредвзят и дружелюбен, как кажется со стороны. Имя ученым, которых травили именно за то, что они отстаивали теории, впоследствии признанные единственно правильными, легион.

– Кажется, я слышала о чем‑то подобном. Вроде бы в науке долго господствовало ошибочное представление об анатомии человека?

– Верно. Полторы тысячи лет медики, изучая анатомию, основывались на представлениях древних римлян, полученных в результате препарирования обезьян, свиней и собак, а вовсе не человеческих тел. Исследователей, которые позволяли себе сомневаться в точности этих данных, преследовали, одного даже сожгли на костре. С подобным отношением сталкиваюсь и я, когда выступаю в защиту ученых, предпочитающих подвергнуть предположение о посещении Земли в древности представителями иных цивилизаций углубленному анализу, а не отмести с ходу.

Ученые, без проблем теоретизирующие по поводу того, что жизнь могла прибыть к нам на ледышке, преодолев триллионы миль, или посвящающие жизнь прослушиванию статического электричества в надежде уловить сигналы из космоса, дрожат при одном упоминании о возможности посещения Земли «визитерами».

– А ты, значит, не хочешь ограничивать себя рамками общепринятого?

– Я считаю, что разум должен быть открыт для любых доводов и обладать смелостью, чтобы задавать любые вопросы. За свою научную карьеру я твердо усвоила одно: наука имеет ответы далеко не на все вопросы. Нельзя найти бога в пробирке.

Лаура подняла брови.

– Может быть, Бог был инопланетным астронавтом.

– Конечно. Он и был инопланетным астронавтом.

– Что ты говоришь?

– Он ведь не принадлежит к этому миру, верно? Он сотворил его. Он живет на небесах, то есть, иными словами, где‑то в космосе. Кем же, учитывая все это, быть Богу, если не «визитером» издалека?

Лаура рассмеялась и покачала головой.

– Господи, да я своего редактора в гроб сведу, если тисну статью о том, что Бог инопланетянин. Нежели в этом и заключается твоя теория?

– Ничего подобного. Я просто играю роль «адвоката дьявола». Сейчас я исследую гипотезу о том, что великая цивилизация Теотиуакана, необъяснимо возникшая и исчезнувшая столь же неожиданно и таинственно, была создана обладателем высочайшего разума. Каковой, вероятнее всего, был «визитером» извне.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!