Социально -культурная деятельность- сложноорганизованная отрасль науки.



Современными учеными теория социально-культурной деятельности рассматривается как самостоятельная, целостная, сложноорганизованная отрасль педагогической науки . Предметом теории социально-культурной деятельности является педагогический процесс развития социокультурной активности личности и общности в социально-педагогической, образовательной, художественно-творческой и других видах досуговой деятельности. Соответственно, предметом теоретического исследования социально-культурной деятельности выступают различные ее стороны, например:

 

- процесс или отдельные моменты подготовки тех или иных форм социально-культурной деятельности;

 

- взаимоотношения участников какого-либо творческого коллектива, профессионального коллектива, любительского объединения и др., объединения людей, функционирующего в процессе социально-культурной деятельности;

 

- отдельные компоненты целостного педагогического процесса развития личности участников культурно-досуговой, или, шире — социально-культурной деятельности;

 

- организационные взаимодействия, возникающие между учреждениями социально-культурной сферы по реализации каких-либо воспитательных задач;

 

- психолого-педагогические условия организации социально-культурной деятельности конкретных категорий населения (детей, подростков, взрослого населения, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями движения и др.).

 

 Психология и, в частности, социальная психология, служит той наукой, которая помогает достигать поставленных целей, опираясь на творчество, способности, интеллект, профессиональные знания и умения детей и взрослых.

Существует широкая система психологических методов, приемов и средств, с помощью которых решаются те или иные дидактические задачи, осуществляется сбор и анализ фактов и сведений, используемых для дальнейшей разработки социально-культурной теории и практики.

 

В разных социально-территориальных общностях широкое распространение получил метод наследования культурных ценностей; в семьях и в учебно-творческих коллективах он прочно утвердил себя как идейно-нравственная, эстетическая установка, общепринятая норма, правило. Педагогика связана также с этнографией - наукой о бытовых и культурных особенностях народов. В свое время К. Д. Ушинский сформулировал как один из важнейших принцип народности в обучении и воспитании. В теории педагогики до сих пор никто не выдвинул против этого положения принципиальных возражений: все признают необходимость учета культурно-национальных особенностей в воспитании, использования национальных традиций. Хорошо известна практика творческой «реанимации» народных традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Большинство национальных этнокультурных технологий базируется на неукоснительном соблюдении обычая — продиктованного традицией варианта «механического» поведения в стереотипных ситуациях.

Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые различаются, прежде всего, своим предметным содержанием, обусловленным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере. Психологи отвечают на вопрос о человеке как личности: личностью не рождаются, ею становятся в процессе воспитания, развития, общественной практики. В человеческих общественных отношениях право на субъектность признается за индивидом с момента его рождения. Оно формально проявляется уже в присвоении ему индивидуального имени, а фактически выражается в индивидуальном уходе за ним и, более того, в персонализации надежд его близких (воспитателей) в связи с его будущим. В этих условиях ребенок, не обладающий волей формально, фактически наделяется ею воспитателями, следующими за его требованиями по удовлетворению его потребностей, желаний, интересов.

Психология как наука создает необходимую научно-информативную основу для организации различных видов СКД. Теория социально-культурной деятельности включает в свою структуру следующие психологические знания: общие закономерности развития психики; психологические характеристики деятельности и личности человека на каждом возрастном этапе; психологические механизмы усвоения человеком общественного и культурного опыта; психологические основы формирования личности в процессе обучения и воспитания; взаимосвязь воспитания и психического развития человека; изучение соотношения между возрастными и индивидуальными особенностями людей; методики и технологии психологической помощи и психологической коррекции поведения личности. Осуществляя указанные общие и связанные с ними частные задачи, современная психология работает в тесном контакте с педагогикой, с социально-культурной деятельностью. Ряд конкретных отраслей психологии - педагогическая психология и возрастная психология взаимодействуют с социально-культурной деятельностью.

С точки зрения психологии и педагогики, исходной для человекоцентристского подхода к социально-культурному процессу является следующая позиция. Человек – главный ценностный объект, без которого невозможны ни производство, ни реализация, ни потребление культурных продуктов и услуг.

 

В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соотношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б.Ф. Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В.В. Давыдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общественной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в определенных рамках содержание деятельности. Наиболее близка,точка зрения Ю.А. Стрельцова, по мнению которого социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении людей.

Общение, потребность в общении являются доминантой действий человека, существенным качеством человека на всех исторических этапах его эволюции, проявлением определенной культуры общества. Именно через общение происходит взаимосвязь индивидов, передача навыков, опыта, впечатлений, эмоциональных переживаний и откликов. Общение и создает эмоциональный фон, основу для развития деятельности человека, становится стимулом к познанию, развитию, взаимодействию.

Досуговое общение, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство.Соответственно, управление общим механизмом психической деятельности как определенного индивида, так и целых социальных групп, например, в ситуации праздника, обряда, вечера отдыха, театрализованной игровой программы и других форм СКД, строится на этой основе. Закономерности эмоциональных реакций, восприятия и отношения аудитории к происходящему, механизмы включения в ситуацию социально-культурной формы и т.д. - все это невозможно не учитывать при разработке сценария педагогической программы той или иной массовой формы социально-культурной деятельности.

К психическим свойствам или особенностям личности относят качества ума, мышления, устойчивые особенности волевой сферы, т.е. устойчивые качества личности. Безусловно, индивидуально-психологическое оценивается и учитывается руководителем-педагогом в работе с каждым участником досугового, художественно-творческого коллектива или социально-культурного объединения. Так разработка психологического понятия «атмосфера» (праздничная, клубная, спортивная) невозможна без знания общих закономерностей психологии. Социально-психологическая атмосфера досуговой аудитории проявляется в особом психическом настрое ее членов, в основе которого лежит отношение участников к происходящему, друг к другу и самому себе как члену данной аудитории.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!