Глава 11: Разногласия относительно даты рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха)



 

Что касается дня недели, в который родился пророк (мир ему и благословение Аллаха), то относительно него нет разногласий среди ученых. Имам Ибн Касир передал единогласное мнение ученых на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился в понедельник. См. «аль-Бидая уа-н-Нихая», 2/259-260.

Это единогласное мнение основано на хадисе, который передает Абу Катада аль-Ансари, который спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О, посланник Аллаха! Что ты скажешь о соблюдении уразы в понедельник?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Это день, в который я был рожден, и в котором мне был ниспослан Коран». Муслим, 1162.

Относительно месяца его рождения большинство ученых считает, что он родился в месяц раби’ уль-аууаль. См. «Лятаиф уль-Ма’ариф», Ибн Раджаб стр. 95.

Что касается даты рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха), то относительно нее ученые разделились на семь (7) мнений. Наиболее сильные из них – два (2) мнения: 12-ое число и 8-ое. Наиболее же распространенным из этих двух мнений и принятым у большинства ученых, является то, что он родился 12-ого числа месяца раби’ уль-аууаль. Об этом сказал Мухаммад ибн Исхак. Как это приведено в «аль-Бидая уан-Нихая» 2/259.

Из этой главы мы делаем два вывода:

1. Среди сподвижников не было обычая выделять дни рождения какими-либо особыми мероприятиями или поклонениями.

2. Ни пророк (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники не придавали значения этой дате, так как если бы они выделяли эту дату чем-то особым, то эта дата была бы известна и не было бы разногласий относительно нее.

 

Глава 12: Кто и когда начал отмечать день рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!

Среди ученых нет разногласий в том, что в первый раз проведение маулида появилось в государстве Бану ‘Убейд, которые были шиитами-фатимидами. Маулид организовал правитель этого шиитского государства аль-Му’изз Лидиниллях в 362 году хиджры в Каире. См. «аль-Асар», аль-Микризи, 1/432.

На протяжении всех веков после этого, ученые не переставали порицать это нововведение, которое после шиитов перешло к суфиям. См. «аль-Каули аль-Фасль», Исма’иль аль-Ансари, стр. 49.

Ученые единогласны в том, что в первые века Ислама маулид не совершался.

А самое удивительное, что те суфии, которые организовывают и пропагандируют этот маулид на наших землях утверждают, что они исповедуют ханафитский мазхаб. Так пусть же приведут слова имама Абу Ханифы или Абу Йусуфа, или Мухаммада аш-Шейбани, которые бы высказывались в пользу узаконенности этого деяния!

Однако, на самом деле, их совершенно не интересует мазхаб имама Абу Ханифы, так как они взяли его себе как ширму, прикрываясь которой вносят в эту религию все, что хотят. Этим они проявляют свою схожесть с многобожниками-курайшитами, которые приписывали себя и свои действия к пророку Ибрахиму, но когда им стало ясно, что их прихоти не соответствуют его религии – отказались от него, и предпочли следование своим страстям. Так и эти суфии, оставили мазхаб Абу Ханифы и променяли его на шиитов-фатимидов. Так кто же после этого больше заслуживает носить имя безмазхабников?!

Если же они будут утверждать наличие контекста от имама Абу Ханифы, то пусть покажут его нам.

Сказал Аллах:

 

قُلْ هَلْ عِندَكُم مِّنْ عِلْمٍ فَتُخْرِجُوهُ لَنَا إِن تَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ أَنتُمْ إَلاَّ تَخْرُصُونَ

 

«Скажи: «Может быть у вас есть знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете». (Сура аль-Ан'ам, аят 148)

 

А также:

قُلْ هَاتُواْ بُرْهَانَكُمْ إِن كُنتُمْ صَادِقِينَ

 

«Скажи: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду». (Сура аль-Бакара, аят 111)

 

Глава 13: Рассмотрение доводов стороны, утверждающей узаконенность маулида

 

Сказал имам Суфьян ас-Саури: «Нет такого заблуждения, которое не было бы приукрашено». См. «аль-Худжа», 2/484.

Сказал Муфаддаль ибн Мухальхаль: «Если бы нововведенец рассказывал тебе о своем нововведении в самом начале разговора, то ты бы остерегался и сторонился его. Однако, он начинает рассказывать тебе хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), а потом незаметно переходит на свое нововведение». См. «аль-Ибана», 2/444.

 

Перейдем к доводам:

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники проводили маулид, но хадисы и сообщения об этом до нас не дошли.

 

Выше мы приводили некоторые из священных контекстов, опровергающие эти логические измышления. Но, исходя из того, что организаторов маулида больше интересуют слова ученых ханафитского мазхаба, нежели аяты и хадисы, мы приведем здесь правило, утвержденное в ханафитском мазхабе.

Ханафитский мазхаб построен на множестве основ и правил, одним из которых является следующее правило:

«Отсутствие священных контекстов о совершении какого-либо деяния указывает на то, что это деяние не совершалось, более того, указывает на то, что совершение этого деяния запрещено и является нововведением». Вот слова ханафитских имамов об этом:

Сказал имам Ибн аль-Хумам (умер в 861 г/х): "Отсутствие священного контекста достаточно для вынесения решения о неузаконенности деяния". См. «Фатх уль-Кадир», 2/60 (издат. «Булак»).

Сказал имам Ибн ‘Абидин (умер в 1252 г/х): «Если не имеется священного контекста на узаконенность какого-либо деяния, совершение этого деяния является запретным». После этого имам Ибн ‘Абидин указал на множество книг ханафитского мазхаба, которые говорят об этом правиле. См. «Радд уль-Мухтар», 1/778; 3/210, 245.

Сказал имам аль-Акмаль аль-Бабирити (умер в 786 г/х): «Что же касается нас (т.е. ханафитов), то мы говорим: «Отсутствие священных контекстов о каком-либо деянии является доводом на то, что это деяние не совершалось». См. «аль-‘Иная», 2/90. (издат. «Дар уль-Фикр»).

Сказал имам аль-Финжифири (1407 г/х): «Отсутствие указания на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал какое-либо конкретное деяние, указывает на то, что он этого не делал». После этого он же сказал: «Что же касается утверждения того, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал какое-либо конкретное деяние, то оно бывает двух видов:

1. Явное заявление о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал того-то и того-то.

2. Отсутствие контекста, указывающего, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал то-то и то-то».

После чего он привел некоторые примеры и сказал: «И невозможно, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал что-либо и не передал этого никто, ни малый, ни взрослый, ни мужчина, ни женщина». См. «Усуль ус-Сунна», стр. 55.

Здесь остается только добавить, что отсутствие указания в хадисах или сообщениях (асарах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал какое-либо деяние, является гораздо более сильным доводом, чем явное заявление, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал этого деяния. Потому что это говорит о том, что возможность совершения этого деяния пророком (мир ему и благословение Аллаха) не приходила даже в голову, поэтому они нигде не указывали о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) этого деяния не совершал.

Для большей ясности приведем пример. Сподвижники сообщили, что во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) не совершался азан на праздничный намаз. Они сообщили об этом потому что знали, что те поколения, которые придут после них, могут начать совершать азан на праздничный намаз, проведя аналогию с другими намазами. Но сподвижники нигде не сообщили, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не праздновал своего дня рождения. Это потому что возможность справления рождества пророка (мир ему и благословение Аллаха) им даже в голову не приходила, также, как им не приходила в голову возможность существования самолетов, компьютеров и т.п.

Что же касается доводов на это правило, то имам аль-Финжифири привел лишь два:

Слова Всевышнего:

وَمَا لَهُم بِذَلِكَ مِنْ عِلْمٍ

 

«Нет у них знания об этом». (Сура аль-Джасийа, аят 24)

 

إِن يَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ هُمْ إِلاَّ يَخْرُصُونَ

 

«Они лишь следуют предположениям и измышляют». (Сура аль-Ан'ам, аят 116).

 

2 довод: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в понедельник, значит обращал внимание на свой день рождения.

 

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращал внимание на день недели, а не на дату рождения. Поэтому по вашей логике, было бы правильнее проводить мероприятия каждую неделю .

2. В хадисе пришло, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) выделял день недели, в который он родился уразой, а вы выделяете дату его рождения празднествами и едой.

Сказал Всевышний, обращаясь к иудеям: «Неужели вы просите заменить то, что лучше тем, что хуже?». (Сура аль-Бакара, аят 61).

В этом проявляется ваше сходство с иудеями.

Каково же положение того, кто последовал в своих деяниях за шиитами, причем крайними из них – фатимидами, и вместе с этим, стал подобен многобожникам-курайшитам и иудеям?!

 

3 довод: Ибн ‘Аббас рассказывал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он увидел, что иудеи держат уразу в день ‘Ашура . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Что это за день, в который вы держите уразу?». Они сказали: «Это великий день. В этот день Аллах спас Мусу и его народ и потопил фараона и его народ. И постился Муса в этот день в знак благодарности Аллаху, поэтому мы тоже постимся в нем». Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы ближе к Мусе, чем вы». И пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал поститься в этот день и приказал поститься мусульманам». Бухари, 2004; Муслим, 1130.

Их вывод: пророк (мир ему и благословение Аллаха) начал держать пост в день ‘Ашура в знак благодарности Аллаху за спасение Мусы, мы также справляем день рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха) в знак благодарности Аллаху за его рождение.

 

 

1. Иудеи начали держать уразу в этот день только после того, как держать уразу в этот день начал пророк Муса. Так как же вы начинаете выделять день рождения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), тогда как пророк (мир ему и благословение Аллаха) не показал вам примера в этом?!

2. Если бы в маулиде было благо, пророк (мир ему и благословение Аллаха) бы узаконил его и сам бы его проводил, ведь как он мог узаконить уразу в день ‘Ашура и не узаконил празднества в честь своего дня рождения?!

3. Если внимательно посмотреть в священные контексты, можно увидеть, что Всевышний Аллах везде указывает нам на милость того, что Он послал к нам пророка (мир ему и благословение Аллаха), и везде упор делается именно на послание, а не на рождение. Это потому что само по себе рождение не так важно, в сравнение с посланием. И основное отличие пророка (мир ему и благословение Аллаха) от людей заключается в том, что он посланник от Аллаха, а не в том, когда, где и как он был рожден.

Сказал Аллах:

لَقَدْ مَنَّ اللّهُ عَلَى الْمُؤمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولاً مِّنْ أَنفُسِهِمْ

 

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним пророка из них самих». (Сура али Имран, аят 164).

Именно поэтому повелитель правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб начал вести летоисчисление мусульман с момента переселения пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не со дня его рождения.

 

4 довод: Суфии приводят также историю от Ибн аль-Джазари: «Одному человеку приснился во сне враг Аллаха Абу Ляхаб. Этот человек спросил его: «Каково твое положение?» Абу Ляхаб ответил: «Я в Огне, однако, каждый понедельник мои мучения облегчаются. Это потому что я обрадовался рождению пророка и от радости освободил свою рабыню Суэйбу».

Их вывод: если даже неверующий получает пользу от своей радости по поводу рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха), то что говорить о мусульманах, которые справляют день его рождения каждый год?!

 

 

1. Это сообщение недостоверно, так как тот, кто видел сон, не назван. Поэтому утверждение того, что кто-то вообще видел подобный сон не может быть подтверждено.

2. На основании снов в шариате ничего не узаконивается, в чем нет разногласий среди ученых приверженцев сунны (ахлю сунна).

Один из имамов ханафитского мазхаба Махмуд Шукри аль-Алюси (1342 г/х) сказал: «Шариатские постановления и религиозные поклонения устанавливаются только лишь Книгой Аллаха, Сунной Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) и единогласным мнением имамов сунны (иджма’). И это путь первых поколений этой общины. Поэтому не разрешается утверждение шариатского постановления, исходя из чего-либо, кроме этих трех источников…что же касается утверждения законности каких-либо поклонений посредством таких сказок и историй, то это путь иудеев, христиан и им подобных». См. «Гаят уль-Амани», 2/274-275. (изд. «Дар ихья ус-Сунна»).

3. Если даже представить, что этот человек видел данный сон, то этот сон является ложью, так как противоречит явным контекстам Корана.

Сказал Аллах:

وَالَّذِينَ كَفَرُوا لَهُمْ نَارُ جَهَنَّمَ لَا يُقْضَى عَلَيْهِمْ فَيَمُوتُوا وَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُم مِّنْ عَذَابِهَا كَذَلِكَ نَجْزِي كُلَّ كَفُورٍ

 

«А тем, которые не уверовали, уготован огонь Геенны. С ними не покончат так, чтобы они могли умереть, и их мучения не облегчатся. Так Мы воздаем каждому неверующему». (Сура Фатыр, аят 36).

Абу Ляхаб умер неверующим без разногласий, так как же ему облегчаются его мучения, тогда как Всевышний говорит, что мучения неверующих не облегчаются?!

4. Абу Ляхаб неверующий, а сообщения неверующих не принимаются единогласно.

 

5 довод: Первые три века хиджры мусульмане не нуждались в проведении маулида, так как они итак помнили о пророке (мир ему и благословение Аллаха), знали его жизнеописание и любили его.

 

 

1. Удаленность во времени от первых поколений мусульман не делает дозволенным нововведения. А иначе, посредством такой философии, можно было бы ввести в религию все, что угодно.

2. Сегодня имеется возможность выполнения всего, что узаконено в религии для того, чтобы сильнее полюбить пророка (мир ему и благословение Аллаха) и постоянно помнить о нем.

 

6 довод: Почему большинство мусульман в различных мусульманских странах отмечает этот день, а вы, небольшая кучка, не празднуете? Разве может быть так, что меньшинство идет более верной дорогой, чем большинство?

 

 

Сказал Аллах:

وَإِن تُطِعْ أَكْثَرَ مَن فِي الأَرْضِ يُضِلُّوكَ عَن سَبِيلِ اللّهِ إِن يَتَّبِعُونَ إِلاَّ الظَّنَّ وَإِنْ هُمْ إِلاَّ يَخْرُصُونَ

 

«Если ты станешь повиноваться большинству тех, кто на земле, они собьют тебя с пути Аллаха. Они лишь следуют предположениям и только лишь измышляют». (Сура аль-Ан'ам, аят 116).

 

7 довод: Маулид является хорошим нововведением.

 

1. Деление нововведений на хорошие и плохие является ошибочным, так как в религии нет хороших нововведений. Доводом тому слова пророка:

فإنه من يعش منكم بعدي فسيرى اختلافا كثيرا ، فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء المهديين الراشدين تمسكوا بها ، وعضوا عليها بالنواجذ ، وإياكم ومحدثات الأمور فإن كل محدثة بدعة ، وكل بدعة ضلالة

 

Аль-‘Ирбад ибн Сария рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) завещал им: «Поистине, тот, кто проживет из вас долго, увидит множество разногласий. Так держитесь же за мою Сунну и сунну праведных халифов, ведомых праведным путем, схватитесь за нее коренными зубами. И ни в коем случае не вводите никаких нововведений, ведь, поистине, каждое нововведение – это заблуждение». Абу Дауд, 4607; Тирмизи, 2676 и сказал о нем: «Хадис хороший, достоверный»; Сказал шейх Альбани: "Сахих".

Так как же после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «каждая ересь - заблуждение» вы можете сказать: «Нет! Не каждая ересь - заблуждение!»

Сказал Аллах:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُقَدِّمُوا بَيْنَ يَدَيِ اللَّهِ وَرَسُولِهِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

 

«О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах – Слышащий, Знающий». (Сура аль-Худжурат, аят 1).

Сказал шейх уль-ислам Ибн Таймия: «Все, что не узаконил пророк (мир ему и благословение Аллаха) и не назвал это желательным, а также не назвал это таковым никто из тех имамов, за которыми следуют в своей религии мусульмане, является порицаемым нововведением. И ни один ученый не называет подобное хорошим нововведением». См. «Мажму’ аль-Фатауа», 27/152.

2. Что касается того, что доказывая узаконенность деления нововведений на хорошие и плохие, они опираются на слова имама аш-Шафи’и и ‘Изз ибн ‘Абдуссаляма, то имам Ибн Раджаб разъяснил, что под этим подразумевается: «Шафи’и имеет ввиду то, что плохое нововведение это то, на что нет основы в шариате, к которой можно было бы вернуться. Это и есть понятие нововведение, которое употребляется в священных контекстах. А хорошие нововведения это то, что соответствует Сунне, то есть у этого деяния есть основа в Сунне, к которой можно вернуться. Поэтому под этим подразумевается бытовое нововведение, а не религиозное». См. «Джами’ уль-‘Улюм», 2/131.

В таком же смысле разъяснил слова имама аль-‘Изз ибн ‘Абдуссаляма имам аш-Шатыби в «аль-И’тисам», 1/191.

Здесь необходимо понять очень важный вопрос. Многие, аргументируя свою позицию, заявляют: «Вот ты ездишь на автомобиле, разговариваешь по мобильному телефону и т.п., а ведь все это тоже нововведение. Так почему же ты и это не запрещаешь?»

Ответ на это такой: все о чем умолчал шариат, можно разделить на два вида:

1. То, совершение чего было физически возможно во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в совершении этого была нужда, однако, несмотря на это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил этого деяния. Примером этого может быть натягивание тонких веревок для выравнивания по ним рядов молящихся в намазе. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нуждался в выравнивании рядов, уделял на это много внимания и тратил на это много времени перед намазом. Физически он также мог натянуть эти веревки, так как веревки в его времена существовали. Однако, несмотря на необходимость этого и возможность его совершения, пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершил этого. Соответственно, это является нововведением, которое порицается.

2. То, в совершении чего была нужда, но физической возможности совершить это деяние не имелось. Как, например, микрофон для имама большой мечети. Во времена сподвижников не было микрофонов, но нужда в донесении голоса имама для далеко находящихся людей была. Поэтому в Сахих аль-Бухари пришло сообщение о том, что Абу Бакр доносил голос пророка до людей в намазе . Пророк (мир ему и благословение Аллаха) же не установил микрофон в своей мечети потому что не имел на это физической возможности. Поэтому установление микрофонов в мечетях не является нововведением, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил бы это деяние, если бы на это была возможность. Это краткое изложение некоторых правил, которые привел имам аш-Шатыби в «аль-И‘тисам».

Поэтому имам Малик сказал свое известное выражение: «Кто считает, что в Исламе есть хорошее нововведение, тот считает, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не донес послания до конца». См. «аль-Ихкам фи усуль аль-Ахкам», Ибн Хазм, 6/85.

Если читатель должным образом уяснил для себя данное правило, то хочу привести здесь несколько примеров того, как сподвижники совершали некоторые деяния, который нововведенцы считают за нововведения и заявляют нам: «Вот видите, даже сподвижники совершали нововведения! Почему же наши нововведения вы порицаете, а их нововведения не порицаете?!».

1. Абу Бакр ас-Сыддык собрал Коран в единую книгу.

Вопрос: Почему Абу Бакр сделал то, чего не сделал пророк (мир ему и благословение Аллаха)? И почему вы не называете это нововведением?

 

Сказал шейх уль-ислам Ибн Таймия: «Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не записывайте от меня ничего, кроме Корана».Ахмад, 3/12; Дарими, 456; Насаи в «Фадаиль аль-Куран», 33. Этим пророк (мир ему и благословение Аллаха) узаконил запись откровения, но не собрал его в единую книгу. Это потому что Коран не переставал ниспосылаться до самой смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха). Одни аяты отменяли другие. Поэтому по причине постоянного прибавления и убавления аятов, собрать отдельные записи Корана в единую книгу не представлялось возможным». См. «Мажму’ аль-Фатауа», 21/317.

Сказал имам аль-Хаттаби: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не собрал Коран в единую книгу по причине того, что он не переставал ниспосылаться и одни аяты отменяли другие. А после его смерти и прекращения ниспосылания Корана, Всевышний Аллах внушил праведным правителям собрать его в единую книгу, и этим Всевышний сдержал Свое обещание сохранить этот Коран для этой общины. Начал это дело Абу Бакр ас-Сыддык после того, как посоветовался с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом». См. «Фатх уль-Бари», 9/17.

Сказал аль-Бакилляни: «Всевышний Аллах выполнил Свое обещание:

 

إِنَّ عَلَيْنَا جَمْعَهُ وَقُرْآنَهُ

 

«Нам надлежит собрать его и прочесть». (Сура аль-Къияма, аят 17)». См. «Фатх уль-Бари», 9/17.

Сказал Хафиз Ибн Хаджар: «И за Абу Бакром и ‘Умаром последовал Зейд ибн Сабит, а затем и все остальные сподвижники. Все они сошлись на том, что это истина» . См. «Фатх уль-Бари», 9/17.

 

2. Заблаговременный азан на пятничный намаз, который ввел ‘Усман ибн ‘Аффан.

 

Слово ученых относительно этого азана, который ввел ‘Усман сошлось на том, что это нововведение (бид’а) и совершение его непозволительно.

Имам Ибн Раджаб передал единогласное мнение всех ученых на то, что это действие нововведение и не является Сунной. См. «Фатх уль-Бари», 8/912.

Ибн ‘Умар сказал: «Предварительный азан в пятницу – ересь, а каждая ересь - это заблуждение, даже если люди считают ее благом». Ибн Аби Шейба, 2/140.

Порицание совершения этого азана пришло от множества имамов общины. Нововведением его назвали: аль-Хасан аль-Басри, Исхак ибн Рахауэйх, Малик, аш-Шафи’и, ханафитский имам ат-Тахауи, Ибн ‘Абдульбарр, имам Ибн Кудама, Ибн Хазм, аль-Куртуби и др .

А что касается повелителя правоверных ‘Усмана ибн ’Аффана, то он сделал свой иджтихад, и даже если говорить о том, что он ошибся в этом вопросе, он, с соизволения Аллаха, получит свою награду, как сказал об этом пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Если судья выносит решение, прикладывая при этом усилия при поиске истины, и оказывается прав, ему две награды, если же он выносит решение и ошибается, ему одна награда». Муслим, 1716.

 

3. ‘Умар ибн аль-Хаттаб начал собирать людей в мечети для проведения тарауих намаза за одним имамом.

 

Узаконенность проведения тарауих намаза в мечети в джамаате за одним имамом установлена словом пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его действием.

1. Абу Зарр рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто проведет ночной, добровольный намаз за имамом, и не уйдет, пока не завершит его за имамом, тому запишется, что он провел в намазе всю ночь». Тирмизи, 806; Абу Дауд, 1375; Ибн Маджах, 1327 и др.

2. ‘Аиша рассказывала: «В одну из ночей Рамадана пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел в мечеть и начал совершать в ней намаз. За ним в молитве выстроились люди. Утром эти люди рассказали остальным, что молились ночью в мечети за пророком (мир ему и благословение Аллаха). На вторую ночь людей в мечети собралось гораздо больше и посланник (мир ему и благословение Аллаха) вышел к ним и провел с ними намаз. То же самое произошло и на третью ночь. Когда же наступила четвертая ночь, мечеть уже не смогла вместить всех желающих совершить намаз. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к ним на утренний намаз, повернулся к людям, произнес свидетельство Ислама и сказал: «А затем: поистине, я вижу ваше стремление к благу, но я боюсь, что если мы продолжим собираться, этот намаз станет для нас обязательным и мы не сможем выполнить эту обязанность». Бухари, 924; Муслим, 761.

Сказал Хафиз Ибн Хаджар: «В этом хадисе довод на желательность проведения ночного намаза, особенно в месяц Рамадан, в джамаате за одним имамом. Это потому что страх того, что этот намаз станет обязательным прошел после смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому ‘Умар собрал людей за Убай ибн Ка’бом» . См. «Фатх уль-Бари», 3/14.

Сказал имам Ибн ‘Абдульбарр: «’Умар не придумал это действие от себя. Что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он не проявил постоянства в сборе людей в мечети на намаз тарауих, так как побоялся, что выполнение этого станет обязательным для общины, а он был к своей общине снисходительным, милосердным. Когда же посланник (мир ему и благословение Аллаха) умер, стало ясно, что это деяние уже не может стать обязательным и люди оживили эту сунну. Это произошло в четырнадцатом году хиджры». См. «Ишрак уль-Масабих», ас-Субуки, 1/168.

 

8 довод: Проведение маулида является доказательством того, что мы любим посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и возвеличиваем его. Вы же не любите его и запрещаете его возвеличивание.

 

 

1. Проявление любви к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и его возвеличивание не бывает путем совершения нововведений, от которых он предостерег и сообщил, что они являются злом и заблуждением. Любовь к пророку (мир ему и благословение Аллаха) должна проявляться узаконенным способом, а заключается он в том, что мы верим в него и подчиняемся ему, следуем его пути, держимся за его Сунну, не изменяем его религию, распространяем то, к чему он призывал и выходим против того, что он запретил – рукой, языком и сердцем. А также любим его больше, чем себя и свои семьи, чем свое имущество и своих детей и всех людей.

2. Сподвижники любили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) больше, чем мы. Они лучше всех знали, чем доволен посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и больше нас стремились к добру и благим деяниям. Но, несмотря на это, они не проводили маулидов и не выделяли дату его рождения. Если бы в маулиде было благо и проявление любви и уважения к пророку (мир ему и благословение Аллаха), они были бы первыми, кто начал его проводить .

Поэтому, говоря о тех, кто запрещает излишнее возвеличивание пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведных предков, ханафитский имам Шукри аль-Алюси (1342 г/х) сказал: «Если же кто-то будет действовать исходя из их слов, и будет запрещать людям это (то есть излишнее возвеличивание пророка и предков), то эти невежды тут же припишут его к тем, кто не уважает пророков и праведников и противоречит всем ученым». См. «Гаят уль-Амани», 2/365-366.

 

9 довод: Джабир ибн ‘Абдиллях аль-Бажали рассказывал: «Однажды, в начале дня, мы были с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда к нему пришла группа людей. Они были босые, полураздетые и вооруженные мечами. Большинство их было из племени Мудар, более того, все они были из Мудара. Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел их нужду и тяжкое положение, его лицо изменилось от расстройства. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел в дом, затем вышел, затем приказал Билялю произнести азан и икаму. Затем он совершил намаз и начал произносить проповедь: «О, люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души, поистине, Аллах за вами наблюдает. Бойтесь Аллаха и пусть каждая душа посмотрит, что она приготовила для Судного Дня. Пусть пожертвует человек из своих динаров, дирхемов, из своей одежды и еды из пшеницы и фиников». Затем он сказал: «Хотя бы половиной финика». После этих слов один человек из ансаров принес небольшой сверток милостыни, который был настолько мал, что помещался в его ладони. Когда люди увидели это, они последовали его примеру и каждый начал приносить то, что имел. В конце концов набралось две кучи из еды и одежды. И тогда я увидел как лицо посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засияло от радости и он сказал: «Тот, кто начал в Исламе хороший обычай, тот получит награду за него, а также получит награду всех тех, кто последовал за ним в совершении этого обычая так, что их награда от этого не убавится. А тот, кто начнет в Исламе дурной обычай, тот понесет наказание за себя, а также наказание всех тех, кто последует за ним в совершении этого обычая так, что их наказание от этого не убавится». Муслим, 1017.

Их вывод: маулид является хорошим обычаем в Исламе, и его организаторам будет награда за себя и за всех тех, кто последовал за ними в этом.

 

 

Слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «тот, кто начал в Исламе хороший обычай» не противоречат его же словам: «поистине, любое нововведение - заблуждение». Это потому что его слова: «Тот, кто начал в Исламе хороший обычай», означают – тот, кто оживит какое-либо дело из моей Сунны, которое забыли и оставили люди.

В этом хадисе нет разрешения вносить в религию те деяния, которые не имеют в этой религии основы. Доводом тому служит эта история, после которой пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнес эти свои слова. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) лишь побудил их к раздаче милостыни, которая уже являлась узаконенной в Исламе, более того, во всех шариатах всех посланников до прихода Мухаммада . И милостыня не являлась новым обычаем, который не совершался мусульманами до этого. Доводом тому то, что еще в мекканский период мусульмане помогали призыву своим имуществом, освобождали рабов и тому подобное, то есть раздавали милостыню. А пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал это началом хорошего обычая, потому что когда группа этих людей прибыла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в Медину, сподвижники увидели их нужду, но, несмотря на это, никто из них не догадался помочь им своим имуществом. Но после того, как этот человек из ансаров показал им пример своим действием, люди последовали за ним в этом. Поэтому он заслужил награду за свое деяние и награду за всех тех, кто последовал его примеру.

Исходя из этого, мы можем сказать, что если бы маулид совершался пророком (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниками в первые века Ислама, но потом люди оставили его проведение и забыли этот обычай, после чего кто-либо этот обычай бы оживил, то он оказался бы в числе тех, о которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «кто начал в Исламе хороший обычай». Но маулид не проводился в первые века Ислама и не был узаконен в религии, поэтому тот, кто начал этот обычай среди людей и показал им в этом пример, оказался в числе тех, о которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «тот, кто начнет в Исламе дурной обычай, тот понесет наказание за себя, а также наказание всех тех, кто последует за ним в совершении этого обычая так, что их наказание от этого не убавится».

 

10 довод: Сказал Ибн Мас’уд: «Если мусульмане считают что-либо благим, то оно действительно является благим у Аллаха». Сообщение достоверно от Ибн Мас’уда; см. «аль-Макасид аль-Хасана» Ибн ‘Абдульхади с. 367, а также «Тухфат Талибин» Ибн Касир с. 455, а также «Да’ифа» № 532.

Их вывод: мусульмане считают проведение маулида благим деянием, а значит благим его считает и Сам Аллах.

 

 

1. Сказал имам Ибн аль-Кайим: «Это сообщение является доводом на то, что если относительно желательности какого-либо деяния есть единогласное мнение всех мусульман, то оно считается благим у Аллаха. Но оно никак не указывает на то, что если некоторые мусульмане считают деяние благим, оно благое и перед Аллахом. Поэтому этот довод против вас, а не за вас». См. «аль-Фарусия», стр.82

То же самое разъяснение этому сообщению дал и имам аш-Шатыби в «аль-И’тисам» 2/152.

Если же кто-то скажет: «Почему вы трактуете это сообщение от сподвижника таким образом, ведь в нем нет оговорки о единогласном мнении?», то ответом ему будет то, что никто не будет спорить, что во многих вопросах религии и быта мусульмане придерживаются абсолютно противоречивых взглядов, а два противоположных мнения не могут быть истиной одновременно. В нашем случае, некоторые из мусульман считают благом проведение маулида, а некоторые считают благом его оставление, исходя из чего, эти два противоположных мнения не могут быть благом одновременно».

И как уже упоминалось ранее, проведение маулида подпало под критику множества ученых на протяжении многих веков Ислама.

 

11 довод: Аргументация тем, что некоторые из ученых разрешили проведение маулида. Среди них Хафиз Ибн Хаджар и Абу Шама.

 

Сказал шейх уль-ислам Ибн Таймия: «Если какое-либо деяние противоречит Сунне и совершает его кто-либо из уважаемых людей, то ведь другие уважаемые люди не совершают его и называют его нововведением. Те, кто не совершает это нововведение не менее уважаемы чем те, кто его совершает, если не сказать более уважаемы. Поэтому когда происходит разногласие между теми, кто совершает деяние и теми, кто его не совершает, решение вопроса должно быть найдено у Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), то есть в Коране и Сунне» . См. «аль-Иктида», стр. 291.

Сказал ‘Абдуррахман аль-Му’аллими: «И знай, что иногда Всевышний Аллах делает так, что некоторые из искренних людей ошибаются, и это для того, чтобы испытать других, последует ли они за истиной, оставив слова этого имама, или же поддадутся его почету и величию. В то время, как этот имам имеет оправдание, более того получит награду за свой ижтихад и намерение и за то, что не проявил лени при поиске истины. А что же касается тех, кто оказался обольщен величием этого имама и отвернулся от доводов из Книги Аллаха и Сунны Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), то он не имеет оправдания, более того, он на краю гибели». См. «Раф’ аль-иштибах ‘ан ма’на аль-‘ибада уаль-Илях» с. 152-153.

Сказал имам аш-Шаукани: «Это является правилом всех нововведенцев – первых поколений и последних. Они радуются тому, что какой-либо из ученых выскажет ошибочное мнение или скажет лишь слово в подержку их нововведения. Затем они делают все, чтобы распространить это слово и сделать его известным. Они делают его доводом в свою пользу и бьют им лица тех, кто порицает их и их нововведения». См. «Адаб ут-Таляб» стр. 35.

 

12 довод: Проведение маулида сопровождается совершением множества благих деяний, таких как: поминание Аллаха, чтение Корана, благословения на пророка (мир ему и благословение Аллаха), знакомство с его жизнеописанием и благими нравами, кормление бедняков и т.п. неужели вы запрещаете все эти деяния?!

 

 

1. Все перечисленные деяния узаконены безо всякого сомнения, и являются одними из лучших деяний мусульманина. Однако, это при условии, что они совершаются узаконенным способом и в узаконенное время. Например, никто не сомневается, что намаз является узаконенным поклонением, однако, если кто-либо будет совершать утренний намаз после обеда, или будет совершать его не два ракаата фарза, а три или четыре, что мы скажем о его намазе?! Или если он скажет: в течение года я буду совершать намаз по желанию, если будет настроение совершу, если же нет, нет. Но, когда наступит дата победы в битве при Бадре, я непременно совершу намаз в установленное время и установленным способом. Что мы скажем ему относительно его «замечательной» идеи?! Мы спросим его: «Почему ты выбрал именно день Бадра?» Он ответит: «Потому что это было великое событие для мусульман. В этот день Всевышний дал победу и величие Исламу над неверием. Поэтому этот день нужно выделить особым вниманием!». Вот от таких вот замечательных людей, с такими замечательными идеями мусульманский календарь постоянно пополняется все новыми и новыми праздничными датами.

Такова же логика сторонников маулида. В течение года они не обращают внимание ни на кормление бедняков, ни на чтение Корана, ни на изучение жизнеописания пророка (мир ему и благословение Аллаха), а в этот день вдруг вспоминают о благих деяниях!

 

13 довод: Мы не проводим маулид как религиозное мероприятие, это всего лишь бытовое собрание людей. А в быту, как известно, все разрешено, кроме того, на что пришел запрет в священных контекстах. Поэтому к религиозному нововведению это мероприятие не относится.

 

1. Это неправда. Всегда и во все времена организаторы маулида связывали его с религией и проводили его именем религии.

2. Даже если мы согласимся с этим, то шариат Всевышнего категорически запрещает те бытовые явления, которые приводят к греху и порицаемым последствиям.

Здесь вновь необходимо привести в пример одно из правил ханафитского мазхаба. Звучит оно так: «Если совершение разрешенного деяния может стать причиной совершения греха, то оставление этого деяния является обязательным». См. «Усуль Сунна» имама аль-Финжифири с.91, а также «Дыя ун-Нур» с. 131.

 

Краткий вывод по главе.

 

После разбора этой главы читатель еще раз убедился, что на узаконенность проведения маулида нет никаких доводов. Поэтому мне не остается ничего, кроме как напомнить еще об одном правиле ханафитского мазхаба.

Звучит оно так: «Следование за пророком (мир ему и благословение Аллаха) заключается не только в совершении того, что он совершал, но и в оставлении того, чего он не совершал».

Говоря об этом правиле, один из ханафитских имамов Мулла ‘Али аль-Кари (1052 г/х) сказал: «Следование за пророком (мир ему и благословение Аллаха) заключается как в совершении того, что он совершал, так и в оставлении того, чего он не совершал. Исходя из этого тот, кто постоянствует в совершении того религиозного деяния, которое не совершал законодатель (т.е. пророк), тот является еретиком». См. «аль-Миркат», 1/41, 95.

Также, еще один из ханафитских имамов, Ахмад ар-Руми (1043 г/х) сказал: «Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал какое-либо деяние, вместе с тем, что нужда в его совершении была и ничего его совершению не препятствовало, то совершение этого нами будет внесением нововведения в религию Аллаха. Это потому что, если бы в этом деянии была какая-либо польза, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал бы его или побуждал бы к его совершению. А раз он не совершал это деяние и не побуждал к нему, становится понятным, что в этом деле нет никакой пользы, более того, это мерзкое, дурное нововведение... Именно совершение этих нововведений изменило религию посланников и поменяло их законодательства. Ведь если бы было разрешено добавлять что-либо в религию, то было бы разрешено совершать фарз утреннего намаза четыре (4) ракаата, а фарз полуденного шесть (6) ракаатов. При этом можно было бы сказать: «Это добавление благого деяния, а благие деяния не повредят». Но никто не имеет права сказать такое».

Сказал ханафитский имам аль-Финжифири: «Из этого же правила берется запрет на проведение маулида» . См. «Усуль Сунна», с. 60.

Так какое же оправдание остается у наших организаторов маулида, которые причисляют себя к ханафитскому мазхабу?!

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!