Должно ли останавливать заключение брака, когда жених уличается в обещании жениться на другой невесте?



Вопрос этот возбужден был в Кишиневской епархии по следующему поводу: один благочинный, вследствие поступившего к нему прошения от одной жительницы г. Измаила о недопущении «Бутриенко к бракосочетанию с другим лицом, пока не последует судебное решение по жалобе ее на Бутриенко за обольщение ее», предписал духовенству Измаильских церквей не венчать Бутриенко с другим лицом, пока он не примирится с просительницею или не представит судебного акта об оправдании его, о каковом распоряжении благочинный и донес Преосвященному, который на этом донесении положил такую резолюцию: «Циркулярно дать знать всему духовенству, что если будут представляться браки, подобные настоящему, то священники должны прочитать родителям или опекунам невесты, равно и самой невесте 1531 ст. Уложения о наказаниях, изд. 1866 года, если, несмотря на ожидаемые последствия обвинения жениха в обольщении, невеста и ее родители будут настаивать на браке, то венчать брак. Отступление от сего правила поощряло бы разврат и давало бы повод бесчестным женщинам часто совершенно недобросовестным обвинением приостанавливать и затем совершенно расстраивать браки». Ст. 1531 Уложения о наказаниях гласит: «за обольщение не состоящей в замужестве торжественным обещанием на ней жениться, виновный, если он не исполнит своего обещания, подвергается лишению некоторых, по ст. 50 сего Уложения, особенных прав и преимуществ и заключению в смирительном доме на время от одного года и четырех месяцев до двух лет».

Примечание

 

1. Брачные обыски — это документы, которые составлялись до заключения брака.

Священник церковного прихода, где собиралась венчаться молодая пара, заполнял следующий документ: «Церковнослужители производили обыск желающих вступить в брак и оказалось следующее...» — далее перечислялась информация о сословной принадлежности жениха и невесты, их месте жительства, роде занятий, возрасте, не находятся ли они в родстве и т.д. Подписывался такой документ поручителями. При составлении брачных обысков использовались метрические выписки, паспорта, послужные списки, справки и другие документы личного характера.

 

Определение Калужского епархиального начальства по поводу несогласия одного из священников Калужской епархии венчать крестьянина на избранной им невесте, вследствие заявления посторонней девицы об обольщении ее этим крестьянином

Один крестьянин обратился к местному причту с просьбой о венчании его с избранною невестою, но причт, ввиду заявления посторонней девицы об обольщении ее женихом обещанием на ней жениться, оставил просьбу его без удовлетворения. Сопоставив это обстоятельство с законом, консистория нашла, что лица православного исповедания, без различия состояния, имеют полное право вступать в брак при указанных в законе условиях. К таким условиям относится свободное и непринужденное согласие лиц, вступающих в брак, вследствие чего брачное сопряжение, совершенное по насилию одного или обоих брачующихся, признается незаконным и недействительным. Обольщение, соединенное с торжественным обещанием жениться, хотя и признается законом за проступок уголовного характера, но не влечет за собою ограничения в праве вступать в брак по своему выбору, так как наказание за такой поступок ограничивается заключением от одного года и четырех месяцев до двух лет и лишением некоторых особенных прав и преимуществ, а именно: для дворян - запрещением вступать в государственную или общественную службу, участвовать в выборах и быть выбираемыми в какие-либо должности, даже в опекуны по назначению дворянской опеки»; для священнослужителей — «потерею духовного сана навсегда»; для церковно-служителей — «исключением из духовного звания»; для почетных граждан и купцов — «запрещением участвовать в городских выборах и быть избираемыми в почетные или соединенные с властью городские должности»; для людей всех прочих состояний — также «потерею права участвовать в выборах и быть избираемыми в почетные и соединенные с властью должности». Посему священнослужители имеют полное право венчать таковых лиц, несмотря на заявление обольщенной о торжественном обещании жениха вступить с ней в брак. Но так как на обольстителе лежит нравственная обязанность дать удовлетворение обольщенной им девице и в случае примирения обольщенной с обольстителем положенное в законе наказание за проступок не налагается, а наложенное уже судом отменяется, то в соответствии с сим консистория определила и его Преосвященство утвердил: через «Епархиальные ведомости» объявить к руководству и исполнению местному духовенству, что в случае заявления кем-либо об обольщении лицом, вступающим в брак, следует прочитать лицу, обвиняемому в обольщении, статью Уложения о наказаниях и предложить ему совершенно добровольно загладить свой грех женитьбой на обольщенной, и если только согласия не последует - венчать его, с кем он пожелает вступить в брак, предоставив обольщенной разбираться с ним судом гражданским.

По вопросу браковенчания православных с раскольниками

 

Можно ли священнику без разрешения епархиального начальства венчать с православным лицом раскольнического супруга, который, не желая продолжать сожития с прежним лицом, обращается к Православию?

Саратовское епархиальное начальство указом от 2 ноября 1884 года за № 13179 сделало следующее распоряжение: «При венчании браков раскольников, обращающихся в Православие, руководствоваться существующими на то общими узаконениями; при этом, если браки бывших раскольников не записаны в выдаваемые гражданским начальством метрические книги местному полицейскому или волостным правлениям, без чего самовольные их сопряжения не признаются законными браками ни гражданскими, ни церковными законами, и если обратившиеся в Православие намерены вступить в браки с православными лицами, то браки их во всяком случае должны быть совершаемы в церкви по чиноположению Православной Церкви». Из распоряжения начальства следует, что можно и самому священнику венчать обратившегося раскольнического супруга с лицом православным, когда раскольничий брак его с прежним раскольником-супругом не записан в гражданские метрики, только нужно соблюсти при сем узаконения — о летах, о родстве, о публикации и о прочем — по пунктам брачного обыска.

 

Но как должно поступить, если раскольнический брак записан в гражданские метрики, но один из раскольнических супругов не желает продолжать сего брачного сожительства, а с изъявлением согласия обратиться к Православию желает вступить в новый брак с лицом православным?

В таком случае, хотя бы оставляемый раскольнический супруг мог заявить согласие на принятие Православия, с тем чтобы остаться в супружестве с прежним супругом, но если оставляющий его супруг не согласен оставаться в прежнем супружестве, священник на основании несогласия последнего лица, каковое несогласие заявится ему и при венчании, мог бы, конечно, повенчать его с другим избранным лицом. Но так как раскольнический брак его с оставляемым лицом констатирован был гражданским законом, то нужно священнику на церковный сей брак испросить архипастырское благословение. Таковое благословение на расторжение гражданского брака следует спрашивать на новый брак в церкви раскольническому супругу и в том случае, когда прежний его раскольнический супруг не изъявит желания принять Православие («Саратовские епархиальные ведомости»).


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!