Следует ли при венчании второбрачных давать им возжженные свечи?



Обыкновенно дают возжженные свечи и сочетающимся вторым и третьим браками, так как на это нет прямого запрещения ни в церковных канонах, ни в чине венчания, изложенном в Требнике. Если же в «Новой Скрижали» и говорится, что «второбрачным, как уже недевственным, при сочетании их, в наследовании о второбрачных, подавать свечей не повелено» (см.: ч. IV, гл. 10, § 5), то это замечание в книге, не имеющей церковно-канонического значения, не должно смущать собою тех, которые держатся обычая, ныне почти повсеместно утвердившегося в практике Русской Церкви. Притом возжженные свечи в данном случае означают не одну только чистоту жизни брачующихся, но и «свет благодати совершаемого Таинства» (см.: «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», изд. 4, стр. 684), а равно чистоту и теплоту молитвенного чувства брачующихся («Церковный вестник», 1889 г.).

По замечанию «Церковного вестника», нет основания, при обручении, снимать имеющиеся на руках у жениха и невесты другие перстни и кольца, кроме обручальных, так как эти перстни и кольца в данном случае имеют значение только простых украшений.

По вопросу же о том могут ли быть употребляемы для обручения перстни с печатями, «Церковный вестник» ограничивается указанием на то, что запрещения на это не имеется.

В последовании венчания не сказано, чтобы венцы для жениха и невесты полагались на престоле, а потому одни священники полагают венцы на престол, а другие (большинство) берут венцы прямо из рук псаломщика. Кто же правильнее поступает в данном случае?

Венцы так же, как и перстни, должно полагать на престоле и оттуда брать их самому священнику, когда наступит время венчания. Так и у нас делалось в старину, так делать указывалось и древними греческими и славяно-русскими чинопоследованиями обручения и венчания. Например, в уставе обручения и чине венчания, списанном с греческих книг митрополитом Киприаном, замечено: «стоит же на святой трапезе... венци, потирец стьклян и исполнен вина». То же замечание относительно брачных венцов можно встретить и в других чипах обручения и венчания, относящихся к более позднему времени — XVI веку (см.: «Богослужение в Русской Церкви в 16 веке». А. Дмитриевского. Часть I, стр. 389 и 392. Казань, 1884 г.). Полагать венцы на престоле и брать оттуда самому священнику, как бы из рук Самого Господа, требуется общим смыслом молитв, входящих в существующий чин венчания («Руководство для сельских пастырей»).

 

До окончания венчания — перед отпустом — следует ли читать молитву на разрешение венцов в восьмой день?

Новобрачные у нас не носят венцов в продолжение семи дней — венцы снимаются с них в указанное время еще до окончания венчания. Тем не менее по окончании венчания следует прочитывать молитву «на разрешение венцов в осьмый день», подобно тому, как и новопросвещенные у нас не ходят в белых крещальных одеждах или не носят этих одежд в продолжение семи дней и в восьмой день по Крещении не приходят или не приносят в храм для снятия при посредстве священника белых одежд, данных им при Крещении, но положенные молитвы «на разрешение пояса и пелен и на омовение миропомазанных частей в осьмый день по крещении» все-таки прочитываются тотчас же по Крещении. К тому же нужно заметить, новобрачные иногда сопровождаются в венцах из церкви до своего дома, и венцы остаются затем в их доме в продолжение семи дней; в восьмой же день после венчания новобрачные (или родители их) приглашают священника прочитать положенную молитву «на разрешение венцов в осьмый день». Понятно, что чтение этой молитвы бывает тогда как нельзя более уместным и вполне сообразным с древнехристианским православным обычаем (о значении молитвы «на разрешение венцов в осьмый день» после бракосочетания см.: в «Новой Скрижали», часть IV, гл. 22, § I).

 

О провожании новобрачных в церковных венцах в дома их

По вопросу о том, можно ли провожать новобрачных в венцах в дома их, Таврическая Духовная консистория выразила такие соображения: в последовании венчания, после троекратного обхождения вокруг стола с пением: «Исайя, ликуй», сказано: «взем венец жениха, глаголет: возвеличися, женише и проч. И внегда взяти венец невесты, глаголет: «и ты, невесто, возвеличися и проч.». Очевидно, брачные церковные венцы снимаются до отпуста, а потому возлагать их вновь по окончании венчания и сопровождать новобрачных в дом нет оснований. Очевидно, это обычай местный, введенный ради торжественности, а может быть, ради прибыльности, так как при этом неизбежно предполагается особенное вознаграждение за излишний, кроме венчания, труд, соединенный при этом с особенной церемонией. А потому рекомендовать через «Епархиальные ведомости» духовенству не вводить такой обычай, где его не было, а где он существует с давних пор — стараться постепенно искоренять его мерами убеждения и разъяснения.

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!