При одной и той же болезни следует ли повторять Таинство Елеосвящения?



Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

Недоуменные вопросы и ответы на них

 

(Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Недоуменные вопросы пастырской практики»)

 

 

При совершении Таинства Елеосвящения следует ли читать каждое Евангелие над головою больного или же на специально приготовленном столе?

«Некоторые иереи, — пишет отец И.К., — читают каждое Евангелие над головой больного, а другие — на приуготовленном столе». Это разнообразие в пастырской практике и послужило поводом для отца И.К. обратиться в редакцию «Руководства для сельских пастырей» за разрешением упомянутого вопроса. Хотя отец И.К. и не объясняет, почему некоторые иереи каждое Евангелие читают над головой больного, но можно предполагать, что они поступают так, руководствуясь следующими соображениями.

1) При чтении Евангелия на какой-либо службе православные христиане из чувства благоговения обыкновенно выслушивают его с наклоненной головой; но так как больные большей частью не могут приподняться с одра болезни и наклонением головы выразить свое благоговение к Евангельскому чтению, то, вероятно, ввиду этого, некоторые иереи находят нужным читать каждое Евангелие над самой головой больного;

2) Православные христиане должны выслушивать с особенным вниманием Евангельское чтение на той или другой службе; чтобы и больные могли с таким же вниманием выслушать спасительные и утешительные для них Евангельские словеса, некоторые иереи находят более целесообразным каждое Евангелие читать над головой помазуемых елеем. Как бы то ни было, но в чтении некоторыми иереями каждого Евангелия над головой больного, особенно тяжко больного, нельзя видеть что-либо странное и необычайное в нашей церковной практике. В самом деле, все приходские священники читают Евангелие на так называемых частных молебнах, обратившись лицом к молящимся и держа святое Евангелие над их преклоненными главами. Почему бы то же Евангелие подобным образом не прочитать и над головой больного, особенно по вышеизложенным соображениям? Само собою разумеется, что всякий раз, как только читается Евангелие над головой больного, не следует возлагатъ саму святую книгу на голову больного, так как, по указанию Требника, святое Евангелие должно быть только один раз возлагаемо на голову больного (письменами вниз) — в конце помазания елеем, когда полагается читать молитву: «Царю Святый, Благоутробне и Многомилостиве Господи Иисусе Христе». («Руководство для сельских пастырей», 1887 г.).

По отпусте Елеосвящения, когда больной трижды произносит: «Благословите, отцы святии, простите мя грешнаго», что говорить священнику?

«Некоторые иереи, — пишет вопрошающий (о. И.К.), — на слова больного: «Благословите, отцы святии, простите мя грешнаго» отвечают так: «Христос истинный Бог наш да простит ти, чадо, и я недостойный прощаю», и затем дают больному целовать святой крест, другие же иереи, когда больной скажет: «Благословите, отцы святии, простите мя грешнаго», только осеняют его крестом без всякой молитвы и преподают ему лишь краткое нравственное наставление». Ввиду такого разнообразия, допускаемого в пастырской практике, вопрошающий не знает, примеру каких иереев следовать. По мнению «Руководства для сельских пастырей», чтобы избежать какого-либо недоумения и разнообразия в означенном случае, лучше придерживаться наставления, изложенного в Требнике Петра Могилы, в котором сказано, что после того, как больной испросит у совершителей Таинства благословения и прощения себе словами: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго», «начальствуяй иерей и все прочии с ним глаголют: «Бог Всемилостивый да простит вся согрешения твоя, и да благословит и помилует тя щедротами Своими, и воздвигнет тя от одра болезни твоея и здрава тя да сотворит, Сый благословен во веки. Аминь» (Большой Требник Петра Могилы. Изд. 1646 г., л. 607-608; средний Требник Львовск. Изд. 1675 г., л. 211); по получении же больным благословения и прощения от совершителей Таинства Елеосвящения: «начальствуяй иерей, или един от них, вкратце да сотворит слово наказательное (т.е. назидательное) к больному».

При одной и той же болезни следует ли повторять Таинство Елеосвящения?

Отвечая на этот вопрос, «Руководство для сельских пастырей» замечает, что вопрошающий сам же и отвечает словами Петра Могилы, митрополита Киевского, который в своем Большом Требнике («О тайне Елеосвящения», с. 448) заметил, что «в едином и томжде недузе Тайна сия да не повторится, разве аще надолзе болезновав и к здравию пришед, паки в беду смертную впаднет».


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!