Могут ли быть поручителями врачующихся их родители и лица женского пола?



Саратовская Духовная консистория в разрешении сего вопроса, возбужденного одним из священников тамошней епархии, дала знать духовенству Саратовской епархии, что поелику 9-м пунктом формы брачного обыска [1] требуется совершение бракосочетания при посторонних свидетелях, а по 10-му пункту той же формы под обыском должна быть подпись поручителей, а не поручительниц, то очевидно, что поручителями при женихах и невестах не могут быть не только родители, но и близкие родственники, а равно и женщины. («Саратовские епархиальные ведомости», 1873 г.)

Но такое отрицательное решение вопроса идет вразрез с практикой, установившейся в некоторых епархиях и вызывает возражения. Вятский протоиерей отец Кибардин, обращаясь к редакции газеты «Современность» за разъяснением этого вопроса, находит, что распоряжение Саратовской консистории, с одной стороны, не имеет твердого основания в действующем законоположении, с другой — почти неудобоисполнимо в практическом отношении. В Уложении о наказаниях, между прочим, замечает отец Кибардин, нигде не говорится о взыскании с виновных в допущении родственников брачующихся быть поручителями при венчании последних. А если это обстоятельство не предусмотрено и не запрещено законом, то оно и не должно быть вменяемо кому бы то ни было в вину. Далее, если родственников брачующихся лиц лишить права быть поручителями при женихе и невесте, то это, по словам отца Кибардина, поставит в большое затруднение сельских священников, что может помешать своевременному совершению брака. Дело в том, что поручителями при браках бывают обыкновенно так называемые «поезжане», в состав которых входят преимущественно родственники новобрачных.

Вполне соглашаясь с мнением своего корреспондента, редакция, в свою очередь, полагает, что Саратовская Духовная консистория не совсем верно толкует смысл 9-го пункта формы брачного обыска. По ее мнению, закон, требуя, чтобы при совершении брака были посторонние свидетели, дает право разуметь под именем посторонних вообще всех, в том числе и родственников, не участвующих в самом акте совершения брака. По смыслу Кормчей, брак признается недействительным, если совершается тайно без свидетелей, т.е. если бы акт совершения брака удостоверяли только те, которые венчали и которых венчали (причт и новобрачные). Но если при совершении известного брака присутствовали, например, родители и другие близкие родственники новобрачных, хотя бы при этом не было ни одного чужого человека, то и в таком случае не имеется основания колебать церковно-юридическое значение такого брака («Современность», 1878 г., стр. 87).

 

По вопросам о совершении брака и возложении венцов на врачующихся

 

При заключении второго брака можно ли надевать венцы?

В наших русских православных трудах по догматике, пользующихся общей известностью, в учении о браке сказано: видимую сторону Таинства брака, между прочим, составляет торжественное благословение брачного союза священником, когда он, возлагая венец на главу жениха, возглашает: «венчается раб Божий... рабе Божией... во Имя Отца и Сына и Святаго Духа»; потом, возлагая венец на главу невесты, повторяет: «венчается раба Божия... рабу Божию... во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», и, наконец, произносит краткую молитву к Богу: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я».

В исследовании о двоебрачных (или второбрачных) сказано: «и взем (священник) венцы, венчает жениха, глаголя: «венчается раб Божий... рабе Божией... во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Подобие венчает и невесту, глаголя: «венчается раба Божия... рабу Божию... во Имя Отца и Сына и Святаго Духа».

В большом же Требнике, перед исследованием о двоебрачных, печатается главизна патриарха Константинопольского Никифора о двоебрачных, о епитимии им. В главе о епитимиях сказано: «двоеженец не венчается», то есть на него, при вступлении во второй брак, не полагается венец. Но в «Пособии к изучению устава богослужения Православной Церкви» сказано, что обычай этот не соблюдается, как заметил это митрополит Ираклийский Никита в ответе епископу Константинопольскому, и венцы полагаются на двоебрачных. Что же сказать после всего этого? То, что Православная Церковь, допуская вступление во второй и третий брак, хотя и определяет вступающим в сии браки епитимию для очищения совести, хотя и чин совершения Таинства брака над двоебрачными и троебрачными совершается иной, нежели над вступающими в первый брак, но сии браки должны быть совершены вполне согласно чинопоследованию о второбрачных и троебрачных, то есть с возложением венцов, так как это не противно и догматическому учению о браке и каноническим постановлениям.

Прибавим и этому: если один из брачующихся вступает в первый брак, то совершается так называемое исследование великого венчания («Руководство для сельских пастырей», 1889 г.).

 


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!