Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям :



1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица ( ипостаси ): Отец , Сын , Святой Дух .

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Указание на множественность Лиц в Боге в Ветхом Завете:

« Вначале сотворил Бог небо и землю » (Быт. 1,1). Сказуемое «бара» (сотворил) стоит в единственном числе, а подлежащее «элогим» – во множественном и буквально означает «боги».

« И сказал Бог : сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему » (Быт. 1, 26) – сотворение человека;

« И сказал Бог : вот Адам стал как один из Нас , зная добро и зло » (Быт. 3, 22);

« И сказал Господь : ... сойдем же и смешаем там язык их » (Быт. 11, 6-7) – Вавилонское столпотворение.

Указание на три Лица:

Когда патриарху Аврааму явился Бог в виде трех странников, Авраам, выйдя им навстречу, поклонился и обратился к ним со словом « Господь » ( евр . Адонаи ) (Быт. 18, 1-3), то есть в единственном числе. Большинство свв. отцов считают, что это первое откровение человеку о Триединстве Божества.

Блж. Августин пишет:

«Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому, исповедал Единого Бога в Трех Лицах».

Косвенным указанием на троичность Лиц в Боге является и ветхозаветное священническое благословение:

« Да благословит тебя Господь и сохранит тебя ! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя ! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир !» (Числ. 6, 24-25).

Троекратное обращение ко Господу можно рассматрив ать как прикровенное указание на троичность Божественных Лиц.

Пророк Исаия1 в Иерусалимском храме видел, как Серафимы, окружая престол Бога, взывали: « Свят , Свят , Свят Господь Саваоф ». При этом пророк услышал глас Божий: « кого Мне послать , и кто пойдет для Нас ?». Таким образом, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном и во множественном числе (Ис. 6, 3, 8).

Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.

Сын Божий открывается в Ветхом Завете различным образом и имеет несколько имен.

Во-первых, это так называемый « Ангел Иеговы ». В Ветхом Завете об Ангеле Иеговы говорится при описании некоторых теофаний. Это явления Агари на пути в Суру (Быт. 16, 7-14), Аврааму, во время принесения в жертву Исаака (Быт. 22, 10-18), при явлении Бога Моисею в огненной купине (Исх. 3, 2-15), тоже говорится об Ангеле Иеговы.

Пророк Исайя говорит: « Он ( т . е . Господь ) был для них Спасителем , во всякой скорби их Он не оставлял их ( имеется в виду израильтян ) и Ангел лица Его спасал их » (Ис. 63, 8-10).

Другим указанием на Сына Божия в Ветхом Завете является Божественная 1 Премудрость . В книге Премудростей Соломона говорится, что она есть « Дух Единородный ». В Сирах Премудрость говорит о себе: « Я вышла из уст Всевышнего » (Сир. 24, 3).

В Прем. 7, 25-26 сказано, что « Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя ... Она есть ... образ благости Его ». В Прем. 8, 3 говорится, что она «... имеет сожитие с Богом », в Прем. 8, 4, что « она таинница ума Божия и избирательница дел Его » и, наконец, в Прем. 9, 4, что она « приседает Престолу Божию ». Все эти высказывания касаются отношений Премудрости к Богу.

Об отношении Премудрости к творению мира , о ее соучастии в творении мира . В Притч. 8, 30 сама премудрость говорит: «... я была при Нем ( т . е . при Боге ) художницей » во время творения мира. В Прем. 7, 21 она также названа «художницею всего». Прем. 9, 9: «С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими», здесь говорится о соучастии Премудрости в творении.

О соучастии премудрости в деле Промысла . Прем. 7, 26-27: «Она... чистое зеркало действия Божия... Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе все обновляет», т. е. здесь премудрости усваивается свойство всемогущества – «может все». В десятой главе книги премудростей говорится, что Премудрость вывела народ из Египта.

Основные интуиции Ветхого Завета в учении о премудрости. Совершенно очевидно , что свойства Премудрости в Ветхом Завете идентичны с теми свойствами , которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию : личностность бытия, единство с Богом, происхождение от Бога через рождение, предвечность бытия, соучастие в творении, соучастие в Божественном Промысле, всемогущество.

Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои высказывания строит по образу ветхозаветной премудрости. Например, Сир. 24, премудрость о себе говорит: « Я как виноградная лоза , произращающая благодать ». Господь в Новом Завете: « Аз есмь виноградная лоза , а вы ветви ». Премудрость говорит: « Приступите ко мне ». Господь в Новом Завете – « Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные »...

Следующее наименование Сына Божия в Ветхом Завете – Слово .

« Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его все воинство их » (Пс. 32, 6);

В Новом Завете Слово является наименованием Второго Лица Пресвятой Троицы. На Сына, Его отличие от Отца указывают также ветхозаветные мессианские пророчества.

« Господь сказал Мне : Ты Сын Мой ; Я ныне родил Тебя » (Пс. 2, 7);

« Сказал Господь Господу моему : седи одесную Меня ... из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое » (Пс. 109, 1, 3).

В этих стихах указывается, с одной стороны, на личностное отличие Отца и. Сына, а, с другой стороны, и на образ происхождения Сына от Отца – через рождение.

Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына

« Дух Божий носился над водою » (Быт. 1, 2). Слово «носился» в русском переводе не соответствует смыслу еврейского текста, поскольку еврейское слово, которое здесь употреблено, означает не просто перемещение в пространстве. Буквально оно означает «согревать», «оживотворять».

Свт. Василий Великий говорит, что Дух Святый как бы «насиживал», «оживотворял» первобытные воды, подобно тому, как птица своим теплом согревает и высиживает яйца, т. е. речь  здесь идет не о перемещении в пространстве, а о творческом Божественном действии.

« Они возмутились и огорчили Святого Духа Его » (Ис. 63, 10)

« Послал меня Господь Бог и Дух Его » (Ис. 48, 16)

В этих словах Ветхого Завета о Духе Божием заключено указание, во-первых, на личностность Святого Духа, поскольку огорчить безличную силу невозможно и безличная сила не может никого никуда послать. Во-вторых, Святому Духу усваивается соучастие в деле творения.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 404; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!