Различение Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам . Личное свойство Бога Отца . Личное свойство Бога Сына . Личное свойство Бога Духа Святого .



Формулировка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» (Trias) небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении. Никакая естественная философия не смогла подняться до учения о Пресвятой Троице.

Различение1 Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам.

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно, встает вопрос, каким образом их различать?

Все божественные свойства, и апофатические и катафатические, относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных1 имен.

Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некоторое понятие, поскольку понятие всегда обобщает, невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.

Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между Ними существуют.

Свидетельства1 Откровения об отношениях Божественных Лиц

Отношения между Отцом и Сыном

« Бога не видел никто никогда ; Единородный Сын , сущий в недре Отчем , Он явил » (Ин. 1, 18);

« Так возлюбил Бог мир , что отдал Сына Своего единородного » (Ин. 3, 16);

Сын есть « образ Бога невидимого , рожденный прежде всякой твари » (Кол. 1, 15).

Пролог Евангелия от Иоанна:  « Слово было у Бога ». В греческом тексте стоит «у Бога» – «pros ton Theov». В.Н.Лосский пишет:

«Это выражение указывает на движение, на динамическую близость, можно было бы перевести скорее «к», чем «у». «Слово было к Богу», т. е. таким образом «прос» сод ержит в себе идею отношения, и это отношение между Отцом и Сыном есть предвечное рождение, так само Евангелие вводит нас в жизнь Божественных Лиц Пресвятой Троицы».

Тринитарное положение Святого Духа

« И Я умолю Отца , и даст вам другого Утешителя , да пребудет с вами вовек » (Ин. 14, 16);

« Утешитель же , Дух Святый , Которого пошлет Отец во имя Мое » (Ин. 14, 26).

Из этих двух стихов видно, что Святой1 Дух, Утешитель отличен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношения соподчиненности. Эти стихи указывают только на различия между Сыном и Духом и на некоторую соотнесенность между ними, причем эта соотнесенность устанавливается не непосредственно, а через отношение второй и третьей Ипостаси к Отцу.

Господь говорит о Духе Святом как о « Духе истины , Который от Отца исходит » (Ин. 15, 26). «Исхождение» есть ипостасное свойство Святого1 Духа, которое отличает Его и от Отца, и от Сына.

Личные (ипостасные) свойства

В соответствии с отношениями предвечного рождения и предвечного исхождения определяются личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность , по-гречески «agennesia», по латыни – innativitas, у Сына – рожденность , «gennesia», по латыни – generatio, и исхождение у Святого Духа , по-гречески «ekporeysis», «ekporeyma», по латыни – «processio».

Личные (ипостасные) свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.

Святой Иоанн Дамаскин пишет :

«Нерождаемость, рождение и исхождение – только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности1, а по отличительному свойству каждой ипостаси».

Когда святые отцы Восточной Церкви говорят, что ипостасным свойством Отца является нерожденность, они тем самым хотят сказать лишь то, что Отец не есть Сын, и не есть Святый Дух, и не более того. Таким образом, для Восточного богословия характерен апофатизм в подходе к тайне отношения Божественных Лиц.

«Рождение» и «исхождение» невозможно мыслить ни как однократный акт, ни как некоторый протяженный во времени процесс, поскольку Божество существует вне времени.

Сами термины: «рождение», «исхождение», которые открывает нам Священное Писание, являются лишь указанием на таинственное общение Божественных Лиц, это лишь несовершенные образы их неизреченного общения. Как говорит св. Иоанн Дамаскин, «образ рождения и образ исхождения для нас непостижим».

Личное (ипостасное) свойство характеризует не природу, а способ ее существования.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 557; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!