Свидетельство Нового Завета о троичности Лиц в Боге . Верование древней Церкви в троичность Лиц Божества .



Формулировка: Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Указания Нового Завета на троичность Лиц без указания Их различия

Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.

Заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении: « Идите и научите все народы , крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » (Мф. 28, 19).

Здесь слово «имя» стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал Господь «во имя», а не «во имена», потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога».

« Благодать Господа нашего Иисуса Христа , и любовь Бога Отца , и общение Святого Духа со всеми вами » (2 Кор. 13, 13). Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.

« Три свидетельствуют на небе : Отец , Слово и Святый Дух ; и Сии три суть едино » (1 Ин. 5, 7). Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.

Пролог Евангелия от Иоанна: « Вначале было Слово , и Слово было у Бога , и Слово было Бог » (Ин. 1, 1). Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.

Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский:

«Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов».

Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности.

Пролог Евангелия от Иоанна. У В.Н.Лосского дается следующий комментарий к этой части Иоаннова Евангелия:

«В первых же стихах Пролога Отец именуется Богом, Христос – Словом, и Слово в этом Начале, которое здесь носит не временной, а онтологический1 характер, есть одновременно и Бог. Вначале Слово было Бог, и иной, чем Отец, и Слово было у Бога. Эти три утверждения святого евангелиста Иоанна – зерно, из которого произросло все тринитарное богословие, они сразу же обязывают нашу мысль утверждать в Боге одновременно тождество и различие».

« Все предано Мне Отцем Моим , и никто не знает Сына кроме Отца ; и Отца не знает никто , кроме Сына и кому Сын хочет открыть » (Мф. 11, 27);

« Но чтобы мир знал , что Я люблю Отца , и как заповедал Мне Отец , так и творю » (Ин. 14, 31);

« Иисус же говорил им : Отец Мой доныне делает и Я делаю » (Ин. 5, 17).

В этих стихах указывается на различие Ипостасей Отца и Сына.

В Евангелии от Иоанна (главы 14, 15, 16) Господь говорит о Святом Духе как об ином Утешителе. Может возникнуть вопрос: почему «иной» Утешитель, какой еще есть Утешитель? Сын тоже является, согласно Евангелию от Иоанна, Утешителем и, называя Духа другим Утешителем, – «allos Parakletos», евангелист тем самым указывает на личностное различие Сына и Духа.

« Никто не может назвать Иисуса Господом , как только Духом Святым » (1 Кор. 12, 3), – это также указание на различие между Сыном и Духом.

« Все же сие производит один и тот же Дух , разделяя каждому особо как Ему угодно » (1 Кор. 12, 11). Это самое яркое в Новом Завете указание на личностное  бытие Святого Духа, поскольку сила безличная не может разделять так, как ей угодно.

Верование древней Церкви в Троичность Божества.

В советское время в атеистической литературе можно было встретить утверждение, что древняя Церковь в первые века своего сущ ествования не знала учения о Троице, что учение о Троице есть продукт развития богословской мысли, и появляется оно далеко не сразу. Однако древнейшие памятники церковной письменности не дают ни малейших оснований для подобного рода выводов.

Например, мч. Иустин Философ (середина II века): «Отца и Того, Кто пришел от Него – Сына и Духа пророческого чтим и обожаем». Все доникейские символы веры содержат исповедания веры в Троицу.

Литургическая практика также об этом свидетельствует. Например, малое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (и другие его формы, в древности существовало несколько форм малого славословия) – одна из древнейших частей христианского богослужения.

Другим литургическим памятником может служить гимн, вошедший в состав вечерни, «Свете тихий»..., Предание приписывает его мученику Афиногену, мученическая кончина которого, согласно Преданию, имела место в 169 году.

Об этом свидетельствует и практика совершения крещения во имя Пресвятой Троицы.

Древнейший памятник христианской письменности из числа не входящих в Новый Завет – Дидахи, «Учение двенадцати апостолов», который по мнению современных исследователей датируется 60-80 гг. I столетия. В нем уже содержится крещальная форма, которой мы пользуемся сегодня: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа».

Учение о Троице совершенно явно выражено в творениях св. Иринея Лионского, Тертуллиана, и других авторов II века.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!