Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием , то тем самым утверждаем , что Бог проникает все существующее , ни с чем не смешиваясь , а Его не проникает ничто .



Св. Иоанн Дамаскин: « Все отстоит от Бога , но не местом , а природой ». Бог Сам не нуждается в месте и нельзя назвать конкретное место, в котором Бог пребывал бы.

« Ибо велико и непроходимо расстояние , – говорит святитель Григорий Богослов, – отделяющее Несозданное естество от всякой созданной сущности ».

В тропаре Св. Духу «Царю небесный»… говорится, что Бог « везде сый и вся исполняяй ».

Бог запределен миру по сущности 1 , но во всем присутствует в Своих энергиях .

Весьма несовершенными аналогиями вездеприсутствия Божия могут служить, например, электромагнитные волны или сила гравитации, которые все собой проникают и невидимо для человека присутствуют в каждой точке Вселенной. Но аналогия несовершенна, поскольку Бог всецело личностно присутствует в каждом луче Своей славы, в каждом Своем свойстве.

Необходимо отметить , что , хотя мы и знаем , что Бог присутствует везде и во всем , сам способ этого присутствия не 1 может быть понят силами человеческого ума .

Свт. Иоанн Златоуст: « Что Бог везде присутствует мы знаем , но как , не постигаем , потому что нам доступно только присутствие чувственное и не дано вполне разуметь естество Божие ».

Священное Писание и Предание Церкви говорит нам о существовании особых мест, в которых Бог присутствует неким особенным образом. Это, конечно, не значит, что Бог находится именно в этом месте, это просто означает, что в некоторых местах человеку легче ощутить присутствие Божие.

Священное Писание говорит нам, что такими местами особенного присутствия Божественного являются:

- небеса (Пс. 113, 24);

- храм (3 Цар. 9, 3). Книга Царств говорит о храме ветхозаветном, храме Соломона, но это в полной мере может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются таинства и, прежде всего, таинство Евхаристии;

- человек (2 Кор. 6, 16), который может стать, по выражению апостола, « храмом Духа Святого ».

Могут быть и другие места особенного Божественного присутствия, так называемые1 «святые места».

 

Духовные свойства существа Божия . Учение Ветхого Завета , Нового Завета , учение Церкви .

а ) Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Катафатическими (духовными) свойствами существа Божия называются такие свойства, которые «говорят о том, как Бог открывается в мире» [Алипий]. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Что мы говорим о Боге утвердительно, показывает не природу Его, а то, что около природы», т.е. Бог познается по Своим действованиям, или энергиям. В соответствии со свойствами Божиими Священное Писание образует имена, с помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания.

Сами имена Божии (катафатические имена) можно разделить на две группы :

- первая группа имен означает вечные силы и действия Бога , например, такие имена, как «любовь», «свет», «слава», «благость» и т. д.

- вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку , например, «Творец», «Господь», «Спаситель», «Промыслитель» и т. д.

б ) Сущность1 Божия не постижима и не именуема. Правда, в Священном Писании имеются тексты, как будто говорящие о Божественной Сущности, например: « Я есмь Сущий » (Исх. 3, 14); « Бог есть свет » (Ин. 1, 4-7); « Бог есть любовь » (1 Ин. 4, 8); « Господь есть Дух » (2 Кор. 3, 17) и т.д. Все утверждения такого рода выражают, однако, лишь то, каким образом Бог открывается в мире. Так, человек познает Бога как Источник Жизни и бытия и именует Его Сущим и Жизнью; постигает, что Бог бестелесен, не зависим от пространства и времени, и называет Его Духом; в действиях познает Его как любовь, мир, свет, силу, премудрость и т.д. и соответственно именует Его Самого. Но никакое отдельно взятое имя, ни их совокупность не могут выразить в полноте всего богатства Божественной жизни.

Все катафатические (положительные) имена, все, « что мы говорим о Боге утвердительно , показывает нам не естество Его , но то , что относится к естеству ( ему сопутствует )», – св. Иоанн Дамаскин. Если одни из имен, утверждающие, что Бог есть жизнь, любовь, свет, могущество и т.д., указывают соответствующие вечные силы и действия Божества , то другие, например, Творец, Господь, Владыка, Царь, Спаситель, Судия, говорят об отношениях Бога с тварью , о действиях Бога в отношении к творению .

Правильно воспринять положительные высказывания Писания о Боге мы можем только апофатически, в сознании того, что Он не есть ни жизнь, ни свет, ни премудрость в общепринятом смысле [Дионисий Ареопагит]. « Мои мысли – не ваши мысли , не ваши пути – пути Мои , – говорит Господь . – Но как небо выше земли , так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших » (Ис. 55, 8-9). За каждым своим библейским определением Он остается Богом сокровенным, познаваемым только в опыте веры. Поэтому святой Иоанн Лествичник пишет: « Любовь есть Бог , а кто хочет определить , что есть Бог , тот , слепотствуя умом , покушается измерить песок в бездне морской ». Не только Сущность Божия не постижима, но и Божественные энергии познаваемы лишь отчасти, в меру нашей причастности к Богу.

Св. Ириней Лионский учит об абсолютном единстве в Божестве всех Его свойств и сил: « Бог прост и несложен и весь Самому Себе подобен и равен ; Он весь есть чувство , весь – дух , весь – мысль , весь – ум , весь – слух , весь – око , весь – свет и весь – источник всех благ ». По этой причине, во избежание антропоморфных представлений о Боге, не следует мыслить о Его разуме, воле и чувстве как о каких-то вторичных качествах Божественной природы. По словам святого Максима Исповедника, все определения Бога (благость, мудрость, любовь, ведение, истина и т.д.) не являются в Боге в собственном смысле свойствами, ибо в Нем нельзя различать сущность и качества, как это мы делаем, когда говорим о тварном бытии. Например, человеку свойственны разум, воля и чувства. Но о Боге нельзя сказать, что у Него есть разум, воля, благость и т.д. Он Сам есть разум, воля, жизнь, любовь и т.д. Каждая Его сила и энергия есть Сам Бог лично присутствующий, хотя и вне Своей Сущности [Алипий].

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 397; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!