Содержание учения о существе 1 Божием . Онтологические или апофатические свойства существа Божия : самобытность , неизменяемость , вечность , неизмеримость и вездеприсутствие .



Понятие «сущности» [Катихизис].

Греческое слово ousia ( сущность ) представляет собой причастие женского рода настоящего времени от глагола eimi (быть) и означает участие в бытии . Понятие сущности чего-либо выводится из набора отличительных свойств, присущих всем существам данного рода, посредством которых все вещи данного рода участвуют в бытии. Такие свойства называются существенными свойствами , или атрибутами (от лат. attribuo – наделяю). Именно существенные свойства «делают» вещь тем, чем она является. От существенных свойств необходимо отличать свойства несущественные , или акциденции , которые не являются необходимыми для участия в бытии. Например, для человека разумность, дар слова, бессмертие являются существенными свойствами, а цвет кожи – акциденцией. Однако к Богу понятие «сущность» приложимо только с достаточной долей условности1. Когда мы говорим о Божественной сущности , то имеем в виду не участие Бога в бытии , но Его бытие как таковое . Бог не просто участвует в бытии, Он Сам есть бытие, есть Тот, Кто обладает бытием, Тот, Кому бытие принадлежит. Поэтому святоотеческая формула « сверхсущностная сущность » более точно выражает истину о Боге , указывая на бесконечное превосходство Божества над всеми тварными сущностями .

Содержание учения о существе Божием.

Мы знаем, что сущность Божия для человеческого познания недоступна и, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия. Причем не просто свойства Божии, а существенные свойства Божии.

Что такое существенные свойства? Это те свойства, которые принадлежат самому существу Божию и отличают Его от всех прочих существ, т. е. свойства, общие всем Лицам Св. Троицы. Существенные свойства следует отличать от личных или ипостасных свойств.

В Исх. 3, 14 Господь открывает Свое имя как «Сущий», по-славянски «Сый». Вот как1 толкует значение этого имени святитель Григорий Богослов (цитата эта встречается в двух словах святителя Григория, 38 и 45):

«Сим именем – пишет св. Григорий, – именует Он (Бог) Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие , которое не начиналось и не прекратится».

Из этих слов мы заключаем, что Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия . Эти две истины обусловливают деление божественных свойств на две большие группы :

- первая группа свойств обусловлена тем, что Бог обладает полнотой бытия, обладает абсолютной сущностью. Свойства, которые относятся к совершенствам Его бытия в современном православном богословии называются апофатическими . В дореволюционных учебниках и пособиях обычно их называют онтологическими ;

- вторая группа свойств обусловлена тем, что Бог есть духовно-разумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Свойства, которые характеризуют Бога как Личность, как духовно-разумное существо, называются катафатическими , или, опять же, по несколько устаревшей терминологии – духовными свойствами .

Апофатические (онтологические) свойства Божии

Эти свойства характеризуют совершенство Божественной природы, совершенство Божественного бытия. Но божественная природа абсолютна и человеческий язык, наш понятийный аппарат не способны выразить эту полноту Божественного совершенства. Поэтому говорить о совершенствах божественной природы можно только в отрицательных1 терминах.

Апофатические свойства – это свойства, получаемые путем отрицания недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию.

Если все существующее получило бытие от Творца, имеет начало во времени, ограничено в пространстве и изменяемо, то о Боге следует утверждать, что Он самобытен (не зависит ни от кого по бытию), вечен (не зависит от времени), вездесущ (не зависит от пространства), прост (несложен), неизмерим, неограничен, бесконечен, безначален, неизменен, непостижим и т.д. [Алипий]. Таким образом, онтологические свойства характеризуют совершенство Божественно природы, говорят о том, что Бог обладает полнотой бытия, абсолютной сущностью. К апофатическим свойствам относятся: Самобытность, Неизменяемость, Вечность, Неизмеримость и Вездеприсутствие.

Самобытность. Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине своего бытия [Давыденков]. Это свойство означает, что Бог независим по Своему бытию ни от кого. Невозможно указать никакой причины для Его существования1. Он существует прежде всякой причины, ничто не предшествовало Ему [Алипий], но причину и необходимые условия Своего бытия имеет в Самом Себе. Т.е. Бог есть причина Самого Себя, causa sui, и о Нем можно только сказать, что Он всегда существует.

О Самобытности Бога свидетельствует Священное Писание:

« прежде Меня не было Бога и после Меня не будет » (Ис. 43, 10);

« Я есмь Сущий » (Исх. 3, 14), – возвещает Бог Моисею при купине, ибо « в Самом Себе ( Он ) сосредотачивает всецелое бытие , которое не начиналось 1 и не прекратится », – поясняет свт. Григорий Богослов;

« как Отец имеет жизнь в Самом Себе , так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе » (Ин. 5, 26);

« Бог не требует служения рук человеческих , как бы имеющий в чем - либо нужду , Сам дая всему жизнь и дыхание и все » (Деян. 17, 25).

Неизменяемость. Этим свойством за божественной природой отрицаются постоянные видоизменения, которые являются признаком относительного несовершенства.

По существу, неизменяемость, как свойство, является следствием1 самобытности и означает, что Бог есть один и тот же и в существе Своем, и в Своих совершенствах, и в Своих определениях, не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое. Жизнь Бога есть всецелое выражение Его сущности, и всегда равна своему внутреннему содержанию.

В Священном Писании мы можем найти много свидетельств о неизменяемости Божества, например, из Ветхого Завета:

 « Бог не человек , чтобы Ему лгать , и не сын человеческий , чтобы Ему изменяться » (Числ. 23, 19);

 « Ибо Я – Господь , Я не изменяюсь » (Мал. 3, 6);

« Отца светов ... нет изменения и ни тени перемены » (Иак. 1, 17).

Когда мы говорим о неизменяемости Божества, возникает некоторая психологическая трудность, искушение мыслить Бога как некий статичный, застывший абсолют, как бы некий неподвижный кристалл. В действительности такое пред ставление о Боге было бы крайне несовершенным и несоответствующим духу Священного Писания.

Священное Писание говорит, что Бог есть жизнь. Жизнь – одно из имен Божиих в Священном Писании. И Богу присущ динамизм жизни, но этот динамизм не может быть выражен посредством понятий «покоя» и «движения».

В произведении «О Божественных именах» (гл. 10), так говорится о неизменяемости Божества: «Он неизменен и неподвижен в движении, и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе».

При. Максим Исповедник говорил о жизни Триединого Божества как о вечном движении любви. Поэтому, когда мы говорим о неизменяемости Божией, мы не можем представить себе, что это такое. Через этот термин мы выражаем ту мысль , что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того , что имеет и не приобретает ничего такого , чего бы не имел , не понижается и не упадает , не совершенствуется и не возрастает в Своем бытии .

От неизменяемости божественного существа следует отличать так называемую внешнюю изменяемость . Внешняя изменяемость касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и миром, Богом и человеком. Эти отношения действительно могут изменяться.

Какие вопросы могут возникнуть относительно этого свойства существа Божия?

1) Не противоречит ли учению о неизменяемости существа Божия рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца ? Очевидно, что не противоречит, поскольку и рождение и исхождение является предвечным, т. е. совершается в вечности. Ни рождение, ни исхождение не являются ни единократным актом, ни неким временным процессом. К тому же рождение и исхождение характеризуют не саму природу Божества, а отношения Божественных лиц, т. е. не природу, а способ ее существования.

2) Не противоречит ли Божественной неизменяемости Воплощение Сына Божия ? Не противоречит, потому что согласно Оросу IV Вселенского Собора, соединение природ во Христе является неслиянным и неизменным, в Воплощении Божественная природа не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается равной себе.

3) Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о Нем ? Нет, не противоречит. Священное Писание говорит, что мир сотворен1 по предвечному замыслу Божию.

« Ведомы Богу от вечности все дела Его » (Деян. 15, 18);

В Дан. 13, 42 сказано, что Бог есть «... знающий все прежде бытия его !»

Эта же мысль содержится в Сир. 23, 29: « Ему известно было все прежде , нежели сотворено было , равно как и по совершении ».

4) Переменчивые чувства , которые приписывает Богу Священное Писание . В Священном Писании можно встретить такие выражения, как «воспламенился гнев Божий», или «Бог раскаялся» в Своих делах. Христианская экзегеза с древнейших времен считает подобные места Священного Писания повествующими о промыслительной деятельности Бога применительно к способностям человеческ ого восприятия. Такие выражения нужно толковать и понимать иносказательно.

Вечность. Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, оно означает, что Бог не зависит от условий времени как формы изменчивого бытия. Будучи Сам Творцом времени, Бог пребывает вне времени. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобное к Богу неприменимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют, для Него – все настоящее, Бог всецело присутствует в каждом моменте времени. Свойство вечности Бога тесно связано с неизменяемостью Его природы.

« от века Живущий » (Пс. 54, 20).

« Прежде нежели родились горы , и Ты образовал землю и вселенную , от века и до века Ты – Бог » (Пс. 89, 3).

« Ты Господи пребываешь во веки » (Плач. 5, 19).

Неизмеримость и вездеприсутствие

Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия.

« Куда пойду от Духа Твоего , и от лица Твоего куда убегу ? Взойду ли на небо , Ты там ; сойду ли в преисподнюю , и там Ты . Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря : и там рука Твоя поведет меня » (Пс. 138, 7-10);

Бог устами пророка спрашивает: « Не наполняю ли Я небо и землю ? – говорит Господь . – Небо – Престол Мой , а земля – подножие ног Моих » (Иер. 23, 24).

В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу « в духе и истине » (Ин. 4, 21), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве. В Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где может происходить непосредственное служение Богу, принесение жертв, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 1078; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!