Учение Св . Писания о Свщ . Предании .
Священное Предание – это общая форма сохранения и распространения Церковью Божественного Откровения.
Наименование Священное или Божественное Писание взято из самого Священного Писания. Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: « ты из детства знаешь священные писания » (1 Тим. 3, 15).
По определению «Пространного Катихизиса», Священным Писанием называются «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею».
В историческом плане Священное Предание предшествовало Священному Писанию, т.к. до пророка Моисея не существовало Писания Ветхого Завета, и Спаситель учил Апостолов и народ не писанием, а проповедью и примером. Апостолы вначале также учили устно.
Священное Писание о Священном Предании:
В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение [Катихизис]:
«… стойте и держите предания , которым вы научены или словом или посланием нашим » (2 Фес. 2, 15);
« Хвалю вас , братия , что вы все мое помните и держите предание так , как я передал вам » (1 Кор. 11, 2).
« О , Тимофей ! храни преданное тебе » (1 Тим. 6, 20).
Источником Предания является Сам Бог. Господь Иисус Христос в Первосвященнической молитве говорит, обращаясь к Своему Отцу:
« Слова , которые Ты дал мне , Я передал им , и они приняли и уразумели истинно » (Ин. 17, 8).
|
|
Понятие о Священном Предании [Давыденков]
Предание (paradosis). Буквально это греческое слово означает преемственную передачу, например, передачу по наследству, а также и сам механизм передачи от одного человека к другому, от одного поколения людей к другому [Давыденков].
Св. Викентий Лиринский задает вопрос: «Что такое предание? – и сам же на него отвечает, – То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, – то, что ты принял, а не то, что выдумал»…
Такой механизм преемственного распространения Божественного Откровения также имеет свое основание в Священном Писании, где говорится о том, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение.
« Ибо я от Самого Господа принял то , что и вам Передал » (1 Кор. 11, 23)
Сам Господь говорит об этой форме сохранения истины: « ибо слова , которые Ты дал Мне , Я передал им , и они приняли , и уразумели » (Ин. 17, 8)
Мы видим некую цепочку: дал, передал, приняли.
Тертуллиан, апологет конца II – начала III века, говорит: «мы храним то правило веры, которое Церковь получила от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога».
Таким образом, в Новом Завете и в понимании ранних отцов Церкви Священное Предание – это непрерывная цепь передач богооткровенной истины от одного человека другому, или от одного поколения людей к другому, причем начальное звено этой цепи оказывается, как мы видим из слов Спасителя, в Боге.
|
|
Однако Предание есть нечто большее, чем просто передача информации. Поскольку Предание говорит нам о Боге и о богопознании, а подобное, как известно, познается подобным, то для того, чтобы понимать то, что передается в Предании, предварительно необходимо иметь некоторое представление и о Боге, и о богопознании. Иначе говоря, необходимо иметь некоторый опыт, личный опыт богообщения, поскольку духовная жизнь – это прежде всего образ жизни, а не образ мысли.
Однако Предание не ограничивается и этим, потому что Христос не только преподал Своим ученикам учение, не только явил им пример Своей жизни, не только сообщил некий опыт жизни в Боге, но Он же повелел им принять Духа Святого, «ялу благодати, которая единственно открывает путь к познанию Божественной истины. Только в свете благодати1 и постигается учение Христа, и сам опыт жизни во Христе, безусловно, опыт благодатный.
Апостол Павел (1 Кор. 12, 3) утверждает, что: «... никто не может назвать Иисуса Христа Господом , как только Духом Святым », т. е. исповедать Христа своим Господом может только тот, на чье сердце уже так или иначе воздействовал Дух Святой.
|
|
Поэтому святитель Филарет Московский отмечает, что «Священное Предание – это не только видимая и словесная передача правил и постановлений, но и невидимое и действенное сообщение благодати и освящения».
Таким образом, Священное Предание включает в себя как бы три уровня:
1) низший, – передача богооткровенного учения и тех исторических памятников , в которых это учение заключено;
2) передача опыта духовной жизни , который сообщается личным примером, в соответствии с богооткр овенным учением;
3) передача благодатного освящения , осуществляемая, прежде всего, посредством церковных таинств.
О месте и значении Свщ. Писания в структуре Свщ. Предания архим. Софроний Сахаров, излагая учение прп. Силуана Афонского, говорит следующее: «Предание, как вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви, есть наиболее глубокая основа Ее бытия, и поэтому Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и само Свщ. Писание является лишь одною из форм его. Если бы Церковь лишилась Своего Предания, то Она перестала бы быть тем, что есть, ибо служение Нового Завета есть служение Духа, « написанного не чернилами , но Духом Бога живого , не на скрижалях каменных , но на плотяных скрижалях сердца » (2 Кор. 3, 3-6). Если же предположить, что по тем или иным причинам Церковь лишается всех Своих книг, т.е. Ветхого и Нового Заветов, Творений свв. отцов, то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему, и это новое Писание будет выражением все той же « единожды преданной Святым веры » (Иуд. 1, 3), выявлением все того же Единого Духа, неизменно действующего в Церкви, являющегося Ее основой, Ее сущностью. Свщ. Писание не глубже и не важнее Свщ. Предания, но, как сказано выше, одна из его форм. Форма эта является ценнейшей и по удобству сохранения ее, и по удобству пользования ею; но, изъятое из потока Свщ. Предания, Писание не может быть понято так, как должно, никакими научными исследованиями».
|
|
«Предание – есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому верующему способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем Ей Свете, а не в естественном свете человеческого разума» [Лосский].
«Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Это значит, что носителем и хранителем Предания является вся Церковь – как кафолическое тело. Предание есть благодатный опыт, или самосознание Церкви» [Флоровский].
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 745; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!