Божественное Откровение . Естественное богопознание .



Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно1 веровать в Него и достойно чтить Его» [Катихизис].

Божественное Откровение есть не однократный акт, а процесс, который имеет начало в Ветхом Завете, где Бог постепенно открывал людям некоторые знания о Себе, приспосабливаясь к способности восприятия дохристианского человечества. Но эти знания о Боге были фрагментарными, поскольку каждый из пророков сообщал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открывалась, и опосредствованными, потому что пророки говорили о том, что они, как люди, знали о Боге. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, Который и открыл нам все необходимое для спасения: « Бог , многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках , в последние дни сии говорил нам в Сыне… » (Евр. 1, 1-2).

Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына.

Во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог, Который открывает истину о Себе. Священное Писание прямо говорит, что во Христе мы имеем полноту Божественного Откровения, что Господь Иисус Христос открыл Церкви всю полноту истины, по крайней мере ту полноту, которую человек способен вместить. « Он возвестил апостолом все , что слышал от Отца » (Ин. 15, 15). Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, не сообщил им какого-либо нового откровения, а только напомнил им то, чему ранее учил Христос. Дух истины наставил учеников на всякую истину (Ин. 14, 26). Апостолы, в свою очередь, возвестили Церкви всю волю Божию (Деян. 20, 27). В силу полноты Откровения, данного во Христе, и в силу тождественности опыта святых всех эпох, никаких новых Откровений или новых вероучительных истин, неизвестных Церкви, не может появиться. Всякие ожидания «новых заветов» и новых пророчеств навсегда осуждены Апостолом: «… Если бы даже мы или Ангел с Неба стал бы благовествовать вам не то , что мы благовествовали вам , да будет анафема » (Гал. 1, 8).

Догматическая наука без сомнения1 развивается, но мы не в коем случае не можем сказать, что догмат – это новое откровение. Догмат – это только свидетельство. Весь смысл догматических определений сводится к свидетельствованию непреходящей истины, которая была явлена в Откровении и сохранилась от начала. Истина уже раз и навсегда открыта нам Иисусом Христом, она дана нам в откровении, и ее все более и более точное выражение в слове и есть собственно работа богослова. Поэтому мы можем говорить о «развитии» догматической науки как о все более точном выражении в слове познанной Истины [Давыденков].

Естественное богопознание.

Согласно Священному Писанию знать – значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться. Поэтому Господь Иисус Христос ставит по существу знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни.

« Сия же есть жизнь вечная , да знают Тебя , единого истинного Бога , и посланного Тобою Иисуса Христа » (Ин. 17,3).

Согласно Священному Писанию цель жизни человека и есть богопознание, которое достигается1 через богообщение. Апостол Павел (Деян. 17, 26-28) говорит, что Бог:

« От одной крови ... произвел весь род человеческий ... дабы они искали Бога , не ощутят ли Его , и не найдут ли , хотя Он и недалеко от каждого из нас : ибо мы Им живем и движемся , и существуем »

Богопознание невозможно без Божественного Откровения. Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким пособием к познанию Бога из Откровения является естественно богопознание .

а ) Познание Бога возможно через красоту , гармонию , целесообразность , растворенные в мире . В общем это есть не что иное как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана, по природе своей является «христианкой».

В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения :

« Небеса проповедуют славу Божию , и о делах рук Его вещает твердь » (Пс. 18, 2);

« подлинно суетны по природе все люди , у которых не было ведения о Боге , которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и , взирая на дела , не познали Виновника » (Прем. 13, 1-2);

« вечная сила Его и Божество , от создания мира чрез рассматривание творений видимы » (Рим. 1, 20).

Познание Бога через рассматривание творений называется путем космологического умозаключения, когда человек через созерцание и познание тварного космоса восходит к уразумению того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя.

б ) Однако человек может придти к выводу о существовании Бога не только через изучение природы . Это можно сделать также и через познание самого себя . Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что « познание в том , что Бог есть , Он Сам насадил в природе каждого »

Все три основных силы человеческой души свидетельствуют нам о существовании Бога.

Уму человеческому является прирожденной мысль о Существе совершеннейшем и бесконечном. Воля – то это голос совести в человеке и нравственный закон, который ощущает в себе1 человек. В области сердечной жизни, или в чувствах – это врожденное стремление к блаженству.

в ) Изучение человеческой истории – истории народов и государств также свидетельствует, что в истории действует божественный Промысл, который управляет историческим процессом.

Однако естественное богопознание и естественное откровение представляют собой лишь начальный и весьма ограниченный способ богопознания. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной.

Следующей после естественного откровения ступенью богопознания является познание из Священного Писания и творений святых отцов . Этот вид богопознания занимает промежуточное положение между познанием естественным и познанием сверхъестественным.

По своему источнику – это сверхъестественное знание, потому что Священное Писание есть Слово Божие, однако по способу усвоения оно является естественным, и следовательно, ведение, которое мы приобретаем1 через изучение Священного Писания или творений святых отцов остается естественным и ограниченным. Из Священного Писания мы приобретаем знания о Боге, но знание о Боге и знание Бога вещи далеко не однозначные.

Подлинным богопознанием, или богопознанием в подлинном смысле слова, может называться только сверхъестественное богопознание. Оно дается человеку только в опыте, при непосредственном наитии Святого Духа. Все истины христианской веры в Священном Писании и Предании Церкви лишь приоткрываются1 нам, а в полноте они познаются только в опыте благодатной жизни.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 942; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!