О Боге в Самом Себе . Истина бытия Божия . Понятие об апофатическом и катафатическом богословии .
Истина бытия Божия.
Истина бытия Божия – это первая и основная истина всякой религии. В Евр. 11, 6 апостол Павел говорит: « Надобно , чтобы приходящий к Богу веровал , что Он есть и ищущим Его воздает ».
Идея о Боге является прирожденной идеей для человека. Это подтверждается тем фактом, что история не знает безрелигиозных народов, у которых не было бы совсем никаких религиозных верований.
Само по себе стремление к бесконечному, потребность и способность познавать Бога – все это заложено в человеке, укоренено в его природе. Свидетельствует об этом и внутренний религиозный опыт человечества. Особенно это касается свидетельства христианской души, очищенной от греха и приблизившейся таким образом к Богу.
Помимо этого внутреннего свидетельства христианство дает еще и внешнее, историческое основание для уверенности в бытии Божием, а именно: явление Бога во плоти в Лице Господа нашего Иисуса Христа.
Священное Писание прямо называет неверие в Бога, отрицание Божественного бытия безумием: « рече безумен в сердце своем несть Бог » (Пс. 20, 13).
Упомянутый псаломский стих имеет более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд. В Септуагинте слову «безумный» соответствует слово «морос» (moros). Это слово с довольно интересной1 историей. Первоначально оно обозначало человека «валяющего дурака» и таким образом шокирующего и эпатирующего своим поведением окружающих.
|
|
Со временем значение этого слова несколько изменилось. Им стали обозначать человека, который удивляет окружающих не столько необычностью своего поведения, сколько его безнравственностью. Поэтому слово «морос» стало обозначать не просто сумасшедшего, а прежде всего человека аморального, само безнравственное поведение которого заставляет усомниться в его умственной1 полноценности.
Это слово употребляется в Новом Завете в Нагорной проповеди, когда Спаситель говорит о степенях наказания, соответствующих различным грехам. И самая большая степень наказания, «геенна огненная», уготована тому, кто скажет брату своему «безумный». В тексте Евангелия употребляется слово «морос». Понятно, почему за это прегрешение следует такая мера наказания, ведь назвать человека этим словом, значит не просто поставить под сомнение его умственные способности, а прежде всего клеветать на его нравственное достоинство.
Очевидно, что отрицание бытия Божия достаточно редко обусловлено чисто теоретическими причинами, вопрос о бытии Бога – это не чисто академический вопрос, а всегда вопрос, имеющий прямое отношение к жизни человека. Чаще всего люди отрицают бытие Бога не потому, что их к этому приводят какие-то рациональные доводы, а прежде всего потому, что утверждать небытие Бога им так или иначе выгодно.
|
|
О единстве существа Божия [Катихизис]. Очевидно, что монотеистическое представление1 о Боге может иметь смысл только в том случае, если под Богом мы понимаем существо абсолютное, самодостаточное, ни от чего не зависящее, не имеющее нужды ни в чем ином для Своего существования – существо, обладающее всей полнотой бытия и совершенства. Бог един, потому что Он абсолютен, и Он абсолютен потому, что един. Допустить существование какого-либо иного, отличного от Бога, принципа существования, иного начала, от Бога не зависящего, которое было бы больше Его, равно Ему или меньше Его, значит1 тем самым уже отказать Богу в обладании всей полнотой бытия и совершенства, то есть в абсолютности.
Истина единства Божия с несомненной ясностью запечатлена в Божественном Откровении :
« Видите ныне , видите , что это Я , Я – и нет бога , кроме Меня » (Втор. 32, 39).
« Итак , знай ныне и положи на сердце твое , что Господь Бог на небе вверху и на земле внизу , и нет еще кроме Него » (Втор. 4, 39).
« Сия же есть жизнь вечная , да знают Тебя , единого истинного Бога » (Ин. 17, 3).
«... нет иного Бога , кроме Единого 1 » (1 Кор. 8, 4).
Свойства естества Божия [Катихизис].
Бог есть Дух
Господь Иисус Христос в беседе с самарянкой открывает нам истину о Боге: « Бог есть Дух , и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине » (Ин. 4, 24).
Что это означает?
« Слово « Дух »... понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие ».
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 565; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!