ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. МОНАРХИЯ И ТИРАНИЯ



 

• Формы государственной власти

• Монархия

• Принципы наследования власти

• Достоинства монархии

• Недостатки монархии

• Исторические разновидности монархий

Монархии патриархальные или традиционные

Сакральные монархии

Деспотические монархии

4. Сословные и сословно‑представительные монархии

Абсолютные монархии

Конституционные монархии

Самодержавные или автократические монархии

• Тирания

• Диктатура

 

 

Формы государственной власти

Существует 3 формы государственной власти , и попытки придумать четвертую ни разу не увенчались успехом. Среди этих попыток была одна смешная. Когда в 1968 году чехи попытались установить у себя социализм с человеческим лицом, им этого сделать не дали. Они страшно обиделись, начали писать массу бездарных антисоветских статей и придумали новую форму государственной власти – «партократию», каковая, однако, была всего лишь сочетанием олигархии и охлократии.

Первым формы государственной власти подробно описал Аристотель, хотя они существовали и до него. Неудивительно, что это сделал эллин. Тот же Аристотель ввел определение: «Человек есть животное политическое», что вполне соответствовало эллинскому взгляду на мир.

Согласно Аристотелю, есть 3 правильные формы власти:

монархия – власть одного;

аристократия – власть лучших (по‑гречески, «аристой» – «лучшие»);

полития – власть полноправных граждан полиса, власть граждан.

Будучи глубоким мыслителем, Аристотель понимал, что разновидностей правильных форм власти очень много. Каждая из этих форм сама по себе, как общий принцип, не хороша и не плоха, но у каждой из них есть только одно «отклонение» или «искажение» (в русских переводах используется и тот, и другой термины, но более точно с греческого – «отклонение», а более употребительно – «искажение», оно в большей степени передает смысл). По Аристотелю:

– искажение монархии есть тирания ;

– искажение аристократии есть олигархия, т. е. власть немногих («олигос» – по‑гречески, «немногие»), что на русский язык по смыслу можно перевести, как «власть шайки»;

– искажение политии есть демократия.

Однако уже в Античности эта терминология изменилась (хотя далее не менялась никогда): первые две формы и первые два искажения сохранили свои названия, но вместо «политии» стали говорить и писать демократия, а искажением «демократии» стали считать охлократию («охлос» – по‑гречески, «толпа»).

Аристотель описал многие разновидности правильных форм власти (одних монархий у него 6). Но опирался он лишь на тот материал, который был у него в поле зрения, в действительности же этих разновидностей сотни. Стагириту (как называли Аристотеля по месту его рождения – г. Стагира) принадлежит универсальный принцип: каждая из трех форм власти действует в интересах обществах, а любое из трех искажений – в интересах части общества. (A proros, марксисты с ним не согласились бы категорически, ибо, с социалистической точки зрения, всякая власть действует в интересах т. н. господствующего класса и только в «светлом коммунистическом будущем» власть будет действовать в интересах всего народа и т. д.) Любое искажение правильной формы власти эгоистично. Тирания действует в интересах тирана или его ближайшего окружения, которое все равно персонифицировано в тиране (в тиранической воле, в тиранических потребностях); олигархия – в интересах олигархии и тех, кто с ней непосредственно связан; охлократия – в интересах социальных низов.

 

 

Монархия

Монархия (от греческого корня «моно») есть власть одного, что верно лишь в принципе. В истории мировых монархий не редкость – соправительство, когда правят вдвоем. А в Риме (правда, кратковременно) правили одновременно даже пять императоров.

 

 

Принципы наследования власти

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

1) Династическая монархия.   В такой монархии действует строго династический принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну, но может также передаваться, например, и от брата к брату, как это было на Руси в Раннем и Высоком Средневековье, когда у нас действовало лествичное право, лествичный принцип перехода престола (по‑славянски, «лествица» – «лестница»). Однако династический принцип существовал далеко не всегда. Он изобретен западноевропейским феодализмом и распространился потом в другие части света, хотя, возможно, в странах ислама сложился независимо. Нам – Восточной Европе – династический принцип не свойствен, он поздний и заимствованный.

2) Родовая монархия.   Гораздо чаще, чем строгое престолонаследие, в монархиях действовал принцип принадлежности к царскому роду, т. е. царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол (к царскому роду многие принадлежат).

3) Выборная монархия.   Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор сохранились монархические принципы избрания сроком на год племенных королей советом старейшин, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. Заметим, что институты эти, интересно сочетающие элемент монархический со вполне демократической традицией, работают великолепно, в то время, как западная демократия на общегосударственном уровне порождает в той же Экваториальной Африке столь чудовищную коррупцию, что перед ней меркнет даже наша отечественная! Выборная монархия была и в Византии. Более того, православного монарха в принципе легитимирует (делает законным) лишь православный народ, т. е. Церковь, ибо Церковь – это сообщество людей. При этом институты легитимации могут быть различны (совершенно не обязателен всенародный референдум).

Где лежит грань между собственно монархией и президентской властью в республике? При сильной президентской власти эта грань размыта, хотя она все же существует. Сильная президентская власть – фактически республиканская модификация монархического принципа. Скажем, президент США – в некотором смысле республиканский монарх (его полномочия чрезвычайно широки). Однако в выборных монархиях монарх все же обычно избирается пожизненно. И даже там, где требуется ежегодное подтверждение полномочий монарха, как это было в Вавилоне или Экваториальной Африке, монарх (в отличие от президента республики) может сколько угодно долго продолжать царствовать, если его не отвергает собственное сообщество.

Все три правильные формы власти – монархия, аристократия и демократия – необычайно древние. Во всяком случае они древнее государства, что является лишним аргументом в пользу первичности общества, приоритета его перед государством. Есть также некоторые основания полагать, что монархия является самой древней из этих трех форм, ибо прообразом монархии, монархического правления, патриархальной царской власти является семья (разумеется, не «шведская» и не вообще семья XX века, а семья нормальная, которая может быть устроена только патриархально).

 

 

Достоинства монархии

Их довольно много, и они приводятся в классической литературе (в частности, у выдающегося русского юриста прошлого столетия Б. Н. Чичерина и у крупнейшего монархического мыслителя XX века Л. А. Тихомирова). Остановимся на основных.

По всей вероятности, исключительное достоинство монархии состоит в ее способности сохранять неформальность отношений монарха и подданного даже в больших государствах. Вообще, элемент неформальности, элемент личных связей присущ всем правильным формам государственной власти, но не их искажениям. Если полностью разрушены неформальные связи в представительной демократии или в аристократической системе, представительная демократия вырождается в охлократию, а аристократия – в олигархию. Однако монархия обладает наибольшей устойчивостью в этом плане – она наиболее долго сохраняет элемент неформальности отношений. Не случайно, даже когда русского мужика научили обращаться к помещику на вы (французская форма), на что ушло много времени, к царю он продолжал обращаться на ты – так было принято.

Возможно, в силу этого монархия – важный инструмент объединения и еще более действенный символ единства , причем универсальный. Правильно устроенная монархия может быть символом единства государства, в т. ч. многонационального, в т. ч. империи (заметим, что все империи многонациональны, поэтому все они приняли монархическую систему). Монархия также может являться символом единства нации, символом общественной стабильности (благодаря своей надсословности). И, наконец, в христианских государствах монарх – в некотором смысле символ единства Церкви. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию – символа и инструмента единства.

Монархия вводит в канву социальных отношений исключительно благородные принципы. Это, например, верность – один из самых благородных критериев в отношениях между людьми и, к тому же, главная христианская добродетель (вряд ли кто‑нибудь станет с этим спорить, если учесть, что первое название христиан, когда еще не существовало слова «христиане», было именно «верные»). Вдумайтесь также в смысл слова «верноподданный», акцент в котором явно на первом слове «верный». И. А. Ильин, известнейший мыслитель и правовед XX века, провел такую границу: «Предел повиновения республиканца – право неповиновения, предел повиновения монархиста – долг неповиновения».

Достоинство монархии, впрочем, вполне распространяющееся на сильную президентскую власть, – возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Кстати, правильным монархиям даже и не в составных политических системах не свойственно оперативно единолично принимать решения, если можно подождать и посоветоваться.

Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархических системах эта способность гораздо выше, нежели в республиканских, что легко объяснимо. Любой самый порядочный и благовоспитанный глава республиканского государства – премьер‑министр или президент – неизбежно (хотя бы на уровне подсознания, как бы он ни гнал от себя эту мысль) будет видеть в талантливом министре или талантливом генерале конкурента, а следовательно, хотя бы невольно, придерживать его. А монарх социально выведен из конкуренции и, благодаря этому, не стеснен в подобных решениях. Более того, он сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, ибо для монарха и династии поражение страны – это возможная угроза отречения, а гибель страны – гибель династии и, скорее всего, личная гибель монарха.

 

 

Недостатки монархии

Главный недостаток династической монархии так же, как и аристократии, – случайность рождения. На монархии с родовой системой наследования и монархии выборные это не распространяется, но при строго династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Поэтому в монархиях династических весьма желательно делить монархическую власть с какой‑либо другой формой власти – с аристократией или с демократией.

Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. Этот недостаток опять же устраняется составными политиями (или составными политическими системами), в которых монархия – не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами.

Кстати говоря, не только демократия, а тем более аристократия, но и монархия чаще встречается в истории в составных политиях (политических системах), нежели в чистом виде. Мы чаще видим монархии с аристократиями и даже монархии с демократиями, чем монархии, управляющие государством нераздельно. Не так уж редки в мировой истории и трехсоставные политии, сочетающие элементы всех трех форм власти.

 

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 551; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!