Торжественная церемония при водружении мемориальной доски на доме, где родился Зигмунд Фрейд. Фрейберг (Пришбор). 1931 г.



 

Фрейд позирует скульптору Оскару Немону. 1931 г.

 

Правнучка Наполеона принцесса Мари Бонапарт, последовательница Фрейда и популяризатор его учения. 1930‑е гг.

 

Доктор Фрейд с чау‑чау Джофи, помогавшей безошибочно определять настроение пациентов. 1930‑е гг.

 

Часть знаменитой коллекции антиквариата Фрейда

 

В рабочем кабинете. 1936 г.

 

Анна Фрейд, разработавшая основные идеи эго‑психологии и детского психоанализа. 1936 г.

 

Зигмунд и Анна Фрейд в окне вагона, увозящего их из Вены. 1938 г.

 

Зигмунд и Марта Фрейд в доме принцессы Мари Бонапарт. Париж. 1938 г.

 

Прибытие в Лондон. 1938 г.

 

Фрейд у лондонского отеля «Эспланада» в первые дни после переезда. 1938 г.

 

Рисунок Сальвадора Дали, сделанный после встречи с Фрейдом в июле 1938 года

 

Одна из последних фотографий Зигмунда Фрейда. 1939 г.

 

Прах Фрейда в античной греческой вазе, подаренной Мари Бонапарт. Лондон

 

Знаменитая кушетка Фрейда, отлитая в бронзе. Пршибор, Чехия

 

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд

ЛИТЕРАТУРА

 

 

Основные издания трудов Зигмунда Фрейда на русском языке

 

Избранное. М.: Внешторгиздат, 1990.

Моисей и монотеизм. – http://bookz.ru/authors/zigmund‑freid/rnoisei‑i_610/1‑moisei‑i_610.html.

Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М.: Наука, 1993.

Очерки по психологии сексуальности. Харьков, 1999.

Письма к невесте. М.: Московский рабочий, 1994. Психоаналитические этюды. Минск: Беларусь, 1991.

Психология бессознательного: Сборник произведений. М.: Просвещение, 1989.

Толкование сновидений. Минск: Попурри, 1998.

Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

«Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2 кн. Тбилиси: Мерани, 1991.

 

Избранная литература о Зигмунде Фрейде

 

Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М.: Издатель Акимова, 2005.

Белкин А. И. Зигмунд Фрейд: возрождение в СССР? // Фрейд З. Избранное. М.: Внешторгиздат, 1990.

Бердяев Н. Смысл творчества. – http://philosophy.ru/library/berd/creation.html.

Виленский О. Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ: Взгляд психиатра. М.: Вузовская книга, 2009.

Виттельс Ф. Фрейд: Его личность, учение и школа. Л.: Эго, 1991.

Дадун Р. Фрейд. М.: Издательство АО «X. Г. С», 1994.

Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997.

Джонсон П. Популярная история евреев. М.: Вече, 2000.

Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа: В 3 т. М.; Иерусалим: Мосты культуры; Гешарим, 2002.

Жаботинский З. Что есть национальное воспитание? // Полет над гнездом кукушки: Сборник. Тхелет, 5771; Еврейское агентство для Израиля, 2011.

Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994.

Лайтман М. Каббала: Введение в книгу «Зоар». [Без указания выходных данных.]

Лайтман М. Каббала: Тайное еврейское учение. Израиль, 1984.

Лейбин В. История психоанализа в России // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М.: Республика, 1994.

Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.: Издательство политической литературы, 1990.

Луков Вал. А., Луков Вл. А. Фрейд: Жизнь и труды год за годом: Учебное пособие. М.: Изд‑во Московского гуманитарного университета, 2006.

Малая медицинская энциклопедия. Т. 4, 6. М.: Советская энциклопедия. М., 1966.

Манн Т. Фрейд и будущее. – http://thelib.ru/books/mann_tomas/freyd_i_buduschee‑read.html

Общая сексопатология. М., Медицина, 1977.

Осборн Р. Фрейд для начинающих. Минск: Попурри, 2004.

Павловские среды: В 3 т. М.; Л., 1949. Т. 1.

Попова М. И. Фрейдизм и религия. М.: Наука, 1985.

Ранк О. Миф о рождении героя. Киев: Рефлбук; Ваклер, 1997.

Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1986.

Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда // Стоун И. Собрание сочинений: В 13 т. Т. 10. М.: ТЕРРА‑Книжный клуб, 2003.

Феррис П. Доктор Фрейд: Биография / Пер. с англ, на иврит Дафны Леви. Тель‑Авив: Сифрей Алият Хагаг; Едиот ахронот; Сифрей Хемед, 2010. (Ивр.)

Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск: Попурри, 2001.

Философский словарь. М.: Изд‑во политической литературы, 1986.

Флем Л. Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов. М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2003.

Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер: Беккер‑Эдди: Фрейд. М.: Политиздат, 1992.

Шерток Л. Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982.

Шопенгауэр А. Метафизика половой любви. СПб.: Азбука‑классика, 2008.

Штереншис М. Зигмунд Фрейд. Тель‑Авив: Исрадон, 2009.

Шур М. Зигмунд Фрейд: Жизнь и смерть. М.: Центрполиграф, 2005.

Ярошевский М. Г. Зигмунд Фрейд – выдающийся исследователь психической жизни человека // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. М.: Просвещение, 1989.

 

Bakan D. Sigmund Freud and the jewish mystical tradition. Princeton, N. J.: D. Van Nostrand Co., 1958.

Bernays Freud A. My Brother Sigmund Freud // American Mercury. 1940.

Eysenck H. J. Decline and fall of the Freudian empire. L.: Viking, 1985.

Swales P. Freud, Katharina and the First «Wilde Analysis» // Freud: Appraisals and Reappraisals. Analytic Press.Vol. 3. N. Y., 1988.

Swales P. Freud, Minna Bernays, and the conquest of Rome: new light on the origins of origins of psychoanalysis. New American Revue. Vol. 1. No. 2/3. Springfield Summer, 1982.

The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess: 1887–1904. Cambridge: Harvard University Press, 1985.

 


[1] См.: Лейбин В. История психоанализа в России // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

 

[2] Ныне Психоаналитическая ассоциация Российской Федерации (ПАРФ).

 

[3] Ныне Восточно‑Европейский институт психоанализа (ВЕИП).

 

[4] В то же время и называть их «душевнобольными», как это делают некоторые критики Фрейда, тоже не стоит. Вообще, понятие «душевная болезнь» в наши дни весьма неоднозначно.

 

[5] В принципе, именно на этой идее во многом построен психоанализ, и прежде всего его понятия о переносе и контрпереносе. Сам терапевтический процесс по Фрейду возможен только в том случае, когда аналитик знает и работает над своими проблемами настолько, чтобы быть способным анализировать их взаимодействие с проблемами пациента. Иначе нет ни психоанализа, ни психотерапии.

 

[6] См.: Eysenck Н. J. Decline and fall of the Freudian empire. L., 1985.

 

[7] См.: Стоун И. Страсти ума, или Жизнь Фрейда // Стоун И. Собрание сочинений: В 13 т. Т. 10. М., 2003.

 

[8] См.: Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997.

 

[9] См.: Осборн Р. Фрейд для начинающих. Минск, 2004.

 

[10] См.: Дадун Р. Фрейд. М., 1994.

 

[11] См.: Шур М. Зигмунд Фрейд: Жизнь и смерть. М., 2005.

 

[12] См.: Виленский О. Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ: Взгляд психиатра. М., 2009.

 

[13] См.: Акимов О. Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005.

 

[14] См.: Виттельс Ф. Фрейд: Его личность, учение и школа. Л., 1991.

 

[15] См.: Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск, 2001.

 

[16] В современном психоанализе утвердилось мнение, по которому крайне нежелательно, чтобы пациент был знаком с подробностями биографии и личной жизни своего психоаналитика; так, именно сокрытие фактов частной жизни делает психоаналитика «чистым листом» для пациента, на который он проецирует свое бессознательное. Сторонники такой точки зрения считают, что Фрейд, не вводя ее в ранг закона, пришел к данному выводу интуитивно. Однако такой взгляд никак не объясняет, что именно побудило Фрейда незадолго до свадьбы уничтожить личный архив.

 

[17] Идиш – язык евреев Европы, сформировавшийся в Германии приблизительно в X веке на основе средненемецких диалектов (70–75 процентов) с обширными заимствованиями из иврита и арамейского (около 15–20 процентов), а также из романских и славянских языков (в диалектах достигает 15 процентов). В начале XX века на идиш говорило около 12 миллионов евреев в различных странах мира.

 

[18] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография / Пер. с англ, на иврит Д. Леви. Тель‑Авив, 2010. С. 508. – Далее книга Пола Ферриса цитируется по этому изданию в авторском переводе с иврита на русский.

 

[19] Хедер – еврейская начальная школа для обучения мальчиков основам иудаизма.

 

[20] Ешива – высшее еврейское религиозное учебное заведение. Обычно юноши учились в ешиве до женитьбы, но иногда такая учеба растягивалась на всю жизнь. При этом далеко не каждый ученик ешивы мог пройти необходимые экзамены на знание Библии, Талмуда и Галахи (еврейского религиозного законодательства) и удостоиться звания раввина.

 

[21] Танах – аббревиатура слов «Тора», «Невиим» и «Ктувим», то есть Пятикнижие, Пророки и Писания, составляющие еврейскую Библию. В христианской традиции – Ветхий Завет.

 

[22] Талмуд – изложение основ Устной Торы. Состоит из ранней части (Мишны) и более поздней (Гемары). Содержит как обсуждение еврейского законодательства (Галаху), так и предания, нравоучения и рассказы о еврейских мудрецах.

 

[23] Каббала – мистическое еврейское учение, основанное на эзотерической трактовке библейских текстов.

 

[24] Раввин – духовный лидер еврейской общины; часто глава местной ешивы и председатель еврейского суда. Должен быть глубоким знатоком Писания и Галахи.

 

[25] Дубнов С. М. Новейшая история еврейского народа: В 3 т. М.; Иерусалим, 2002. Т. 2. С. 297–298.

 

[26] Реформизм – движение за обновление иудаизма. Возник в Германии во втором десятилетии XIX века, оттуда распространился в другие страны Европы. Постепенно реформизм всё дальше и дальше отходил от классического иудаизма, и в настоящее время между этими течениями существуют непримиримые противоречия.

 

[27] Шур М. Указ. соч. Здесь и далее цит. по – http://fictionbook.ru/author/maksshur/zigmundfreyidjizn_i_smert/read_online.html?page=l

 

[28] Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Харьков, 1999. С. 47. – Далее: Фрейд З. Очерки…

 

[29] Фрейд З. Избранное. М., 1990. С. 149–150.

 

[30] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 42.

 

[31] Фрейд З. Избранное. С. 215.

 

[32] Такие игры, как известно, очень распространены среди детей четырех‑пяти лет, особенно в детских садах.

 

[33] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 41.

 

[34] Акимов О. Е. Указ. соч. С. 25.

 

[35] Фрейд ошибся – на самом деле ему в это время было больше трех лет.

 

[36] Дадун Р. Указ. соч. Здесь и далее цит. по – http://do.gendocs.ru/docs/index‑96790.html.

 

[37] См.: Bernays Freud А. Му Brother Sigmund Freud // American Mercury. 1940.

 

[38] Галицийские евреи были известны польским патриотизмом и поддерживали польское национально‑освободительное движение. Возможно, это обстоятельство еще больше усиливало неприязнь юного Фрейда, бывшего страстным немецким патриотом, к дяде Иосифу.

 

[39] Фрейд З. Толкование сновидений. Минск, 1998. С. 148.

 

[40] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 212.

 

[41] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 337.

 

[42] Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995. С. 265.

 

[43] Фрейд З. Очерки… С. 172.

 

[44] Жаботинский З. Что есть национальное воспитание? // Полет над гнездом кукушки: Сборник. Тхелет, 5771; Еврейское агентство для Израиля, 2011. С. 41.

 

[45] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 204–205.

 

[46] Талит – молитвенное покрывало с ритуальными кистями «цицит», один из главных атрибутов еврейского молитвенного ритуала.

 

[47] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 200–201.

 

[48] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 204.

 

[49] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 50.

 

[50] Кнейдлах, фиш‑картошка, гефильте‑фиш (фаршированная рыба) – традиционные блюда еврейской кухни.

 

[51] Флем Л. Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов. М., 2003. Здесь и далее цит. по – http://fb2.booksgid.com/content/6B/lidiya‑flem‑povsednevnaya‑zhizn‑freyda‑i‑ego‑pacientov/15.html

 

[52] Хасидизм – мощное религиозно‑мистическое течение в иудаизме, основанное рабби Исраэлем бен Элиэзером (1700–1760), он же Баал Шем‑Тов («Обладатель доброго имени»). Внутри хасидизма образовалось множество течений, для большинства которых характерен культ ребе, или цадика («праведника») – духовного лидера и учителя последователей того или иного течения. Звание ребе обычно передается по наследству, и вокруг него образуется «двор» из наиболее преданных учеников и почитателей.

 

[53] Фрейд З. Письма к невесте. М., Московский рабочий, 1994. С. 132. – Далее вся переписка З. Фрейда и М. Бёрнейс цитируется по этому изданию.

 

[54] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 194.

 

[55] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 39.

 

[56] Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990. С. 24.

 

[57] Следует отметить, что Фрейд был отнюдь не единственным евреем в этом обществе. В списке его членов значились также Виктор Адлер и Теодор Герцль. Адлер в итоге стал одним из лидеров европейской социал‑демократии, страстным поборником «пролетарского интернационализма» как решения «еврейского вопроса». Герцль вошел в историю как основатель политического сионизма, поставившего целью «возрождение еврейского государства на еврейской земле».

 

[58] Это столь внимательное отношение к своему кишечнику вновь наводит на мысль, что идеи об анальной эротике опять‑таки строятся на личном жизненном опыте самого Фрейда.

 

[59] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 40–41.

 

[60] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 65.

 

[61] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 41.

 

[62] Фрейд З. «Я» и «Оно»: Труды разных лет: В 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 21. – Далее: Фрейд З. «Я» и «Оно»…

 

[63] Еврейская традиция запрещает употреблять в пищу червей и насекомых. Чтобы не нарушить этот запрет, у евреев принято есть фрукты, отрезая ножом кусочек за кусочком, осматривая его и уже затем отправляя в рот. Судя по всему, Марта ела яблоко, пользуясь этим обычаем.

 

[64] Джонс Э. Указ. соч. Здесь и далее цит. по – http://libes.ru/326189.read

 

[65] Фрейд З. Очерки… С. 7.

 

[66] Фрейд З. Очерки… С. 8.

 

[67] Цвейг С. Врачевание и психика: Месмер: Беккер‑Эдди: Фрейд. М., 1992. С. 250–251.

 

[68] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 53.

 

[69] Цвейг С. Указ. соч. С. 253.

 

[70] Виленский О. Г. Указ. соч. С. 13–15.

 

[71] Осборн Р. Указ. соч. С. 143.

 

[72] Павловские среды: В 3 т. М.; Л., 1949. Т. 1. С. 112.

 

[73] Ярошевский М. Г. Зигмунд Фрейд – выдающийся исследователь психической жизни человека // Фрейд З. Психология бессознательного: Сборник произведений. М., 1989. С. 14.

 

[74] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 90.

 

[75] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 42.

 

[76] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 94.

 

[77] Штереншис М. Зигмунд Фрейд. Тель‑Авив, 2009. С. 21.

 

[78] Цвейг С. Указ. соч. С. 248.

 

[79] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 21.

 

[80] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 49.

 

[81] Виленский О. Г. Указ. соч. С. 9.

 

[82] Женщина, которая любит… (фр.).

 

[83] Малая медицинская энциклопедия. Т. 6. С. 408.

 

[84] Цвейг С. Указ. соч. С. 249–250.

 

[85] Психоаналитик Елена Шпигнер считает, что в данном случае речь идет не о вытеснении, а о рационализации. Фрейд объяснил себе свою «научную трусость» необходимостью кормить семью, но истинная причина заключалась в коренящейся в самой основе его натуры неуверенности в себе, в своих собственных открытиях, в действительной значимости его личности. Как ни странно, оборотной стороной этой неуверенности и стали его догматизм и нетерпимость к критике.

 

[86] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 22.

 

[87] Общая сексопатология. М., 1977. С. 207.

 

[88] Там же. С. 175.

 

[89] Далее письма Флисса приводятся по изданию: The Complete Letters of Sigmund Freud to Wilhelm Fliess: 1887–1904. Cambridge, 1985.

 

[90] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 49.

 

[91] Фрейд З. Очерки… С. 21.

 

[92] Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1991. С. 50–51.

 

[93] Шерток Л. Непознанное в психике человека. М., 1982. С. 198–199.

 

[94] Фрейд З. Очерки… С. 23–24.

 

[95] Swales Р. Freud, Katharine and the First «Wilde Analysis» // Freud: Appraisals and Reappraisals. Analytic Press. Vol. 3. N.Y., 1988.

 

[96] Во многих своих сочинениях Фрейд резко восстает против такой оценки орального секса.

 

[97] Штереншис М. Указ. соч. С. 34.

 

[98] Ярошевский М. Г. Указ. соч. С. 16.

 

[99] Шерток Л. Указ. соч. С. 36.

 

[100] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 116.

 

[101] Там же. С. 130.

 

[102] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 182–183.

 

[103] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 200.

 

[104] Фрейд З. Очерки… С. 44.

 

[105] Повторим, что в современной западной психологии широко распространено мнение, что теория совращения – одно из самых гениальных прозрений Фрейда, подтвержденное затем в ходе различных психологических и социологических исследований. Согласно этой концепции, травма, полученная девочкой при совращении, порой даже может вызвать соматическое заболевание или усилить предрасположенность к нему. Однако мы оставим эту точку зрения на суд читателя.

 

[106] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 149.

 

[107] «Бней‑Брит» часто называют масонской ложей, но это неверно. Эта организация и в самом деле изначально была создана как «масонская ложа для евреев», но к концу XIX века, когда в нее вступил Фрейд, утратила свой масонский характер и связь с движением «свободных каменщиков».

 

[108] Лайтман М. Каббала: Введение в книгу «Зоар». [Без указания выходных данных.] С. 62.

 

[109] Bakan D. Sigmund Freud and the jewish mystical tradition. Princeton, N. J.,1958.

 

[110] «Зоар» («Книга сияния») – базовый труд по каббале, представляющий собой мистический комментарий текста Пятикнижия. Авторство «Зоар» приписывается рабби Шимону бар Йохаю (Рашби), жившему во II веке н. э.

 

[111] Пятикнижие с толкованием раби Шломо Ицхаки (Раши): Книга «В начале» (Берешит) / Пер. Ф. Гурфинкель. Иерусалим: Швут ами, 2006. С. 24–25.

 

[112] Там же. С. 45.

 

[113] Фрейд З. Избранное. С. 126.

 

[114] Фрейд З. Избранное. С. 129.

 

[115] Фрейд З. Избранное. С. 221–222.

 

[116] Фрейд З. Избранное. С. 135.

 

[117] Там же. С. 143.

 

[118] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 152.

 

[119] Там же. С. 169.

 

[120] Там же. С. 172.

 

[121] Там же. С. 191.

 

[122] Там же. С. 191–192.

 

[123] Там же. С. 194.

 

[124] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 217.

 

[125] Там же. С. 223.

 

[126] Там же. С. 261–262.

 

[127] Там же. С. 263.

 

[128] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 268–269.

 

[129] Там же. С. 284.

 

[130] Там же. С. 286.

 

[131] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 66–68.

 

[132] Цвейг С. Указ. соч. С. 283.

 

[133] Белкин А. И. Зигмунд Фрейд: возрождение в СССР? // Фрейд З. Избранное. С. 11.

 

[134] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 8.

 

[135] Фрейд З. Избранное. С. 144.

 

[136] Фрейд З. Избранное. С. 148.

 

[137] Там же.

 

[138] Swales Р. Freud, Minna Bernays, and the conquest of Rome: new light on the origins of origins of psychoanalysis. New American Revue. Vol. 1. No. 2/3. Springfield Summer, 1982.

 

[139] Фрейд З. Избранное. С. 135.

 

[140] Там же. С. 143.

 

[141] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 202.

 

[142] Фрейд З. Толкование сновидений. С. 203–204.

 

[143] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 31.

 

[144] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 262.

 

[145] Имеется в виду книга «Зоар».

 

[146] Джонсон П. Популярная история евреев… М., 2000. С. 473–474.

 

[147] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 111–112.

 

[148] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 344.

 

[149] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 346.

 

[150] Фрейд З. Очерки… С. 134.

 

[151] Фрейд З. Очерки… С. 149.

 

[152] Там же. С. 159.

 

[153] Фрейд З. Очерки… С. 203.

 

[154] Это отнюдь не отменяет претензий к Фрейду по поводу того, что он в своих работах не уделял достаточно внимания природе женской сексуальности, да и сам Фрейд признавал, что крайне мало продвинулся в понимании этого вопроса, несмотря на то что большинство его пациентов составляли именно женщины.

 

[155] Фрейд З. Очерки… С. 209.

 

[156] Там же. С. 211.

 

[157] Нарцизм – устаревшая форма написания термина «нарциссизм».

 

[158] Фрейд З. Очерки… С. 243.

 

[159] Там же. С. 250–251.

 

[160] Луков Вал. А., Луков Вл. А. Фрейд: Жизнь и труды год за годом: Учебное пособие. М., 2006. Цит. по – http://www.rnosgu.ru/nauchnaya/publications/ textbooks/Freud/

 

[161] Виленский О. Г. Указ. соч. С. 58.

 

[162] Фрейд З. Избранное. С. 250.

 

[163] Фрейд З. Избранное. С. 251.

 

[164] Фрейд З. Избранное. С. 266.

 

[165] Фрейд З. Психоаналитические этюды. С. 81–85.

 

[166] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 109–111.

 

[167] Фрейд З. Психология бессознательного… С. 38–39.

 

[168] Фрейд З. Психология бессознательного… С. 43.

 

[169] Там же. С. 44.

 

[170] Фрейд З. Психология бессознательного… С. 51.

 

[171] Там же.

 

[172] Фрейд З. Психология бессознательного… С. 55–54.

 

[173] Там же. С. 58.

 

[174] Виленский О. Г. Указ. соч. С. 62.

 

[175] Фрейд З. Психология бессознательного… С. 119.

 

[176] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 129.

 

[177] Там же. С. 133.

 

[178] На самом деле этот сон можно истолковать в том смысле, что Бинсвангер считал, что теория Фрейда при всей ее гениальности нуждается в корректировке – «ремонте». Люстра – это либо сам Фрейд («светильник разума»), либо либидо – основополагающая сила его теории, которую тоже нужно заменить на что‑то другое. Сны Юнга подтверждают эту гипотезу – видимо, друзья делились друг с другом своими мыслями о Фрейде и психоанализе.

 

[179] Фрейд З. Психология бессознательного… С. 442.

 

[180] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 173.

 

[181] Там же. С. 174.

 

[182] Седьмой Любавичский ребе, Менахем Мендл Шнеерсон, отвечая позже на вопрос об отношении хасидизма к психоанализу, заметил, что «на практике психоанализ действительно многим помог, но поскольку Фрейд и его единомышленники рассматривают любую религию как своего рода заболевание, следует очень осторожно относиться к выбору психоаналитика».

 

[183] Виленский О. Г. Указ. соч. С. 68.

 

[184] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 113.

 

[185] Фрейд З. Очерки… С. 166.

 

[186] Там же.

 

[187] Фрейд З. Психоаналитические этюды. С. 152.

 

[188] Фрейд З. Психоаналитические этюды. С. 154–155.

 

[189] Фрейд З. Очерки… С. 236.

 

[190] Ранк О. Миф о рождении героя. Киев, 1997. С. 222.

 

[191] Там же. С. 222–223.

 

[192] Фрейд З. Очерки… С. 24–26.

 

[193] Там же. С. 26.

 

[194] Там же. С. 29.

 

[195] Там же. С. 36.

 

[196] Фрейд З. Очерки… С. 37.

 

[197] Там же. С. 39.

 

[198] Там же. С. 41.

 

[199] Там же. С. 43.

 

[200] Там же. С. 55.

 

[201] Фрейд З. Избранное. С. 48.

 

[202] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 116.

 

[203] Фрейд З. Очерки… С. 86.

 

[204] Фрейд З. Очерки… С. 87–88.

 

[205] Виленский О. Г. Указ. соч. С. 74.

 

[206] Бердяев Н. А. Смысл творчества. – http://philosophy.ru/library/berd/creation.html.

 

[207] Философский словарь. М., 1986. С. 9.

 

[208] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 54.

 

[209] Философский словарь. М., 1986. С. 55.

 

[210] Гой – изначально народ, род, племя. Гоями на идише и современном иврите называют всех иноплеменников, неевреев. Сами евреи в молитве называют себя «гой Исраэль» – «народ Израиля». Отсюда, весьма вероятно, берет начало знаменитый вопрос русских народных сказок: «Ой, ты гой еси, добрый молодец, – из какого ты рода‑племени?»

 

[211] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 66–67.

 

[212] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 143.

 

[213] Виттельс Ф. Указ. соч. С. 143.

 

[214] Там же. С. 147.

 

[215] Попова М. И. Фрейдизм и религия. М., 1985. С. 159–161.

 

[216] Напомним, что имаго (лат. imago – образ) означает взрослую (дефинитивную) стадию индивидуального развития насекомых и некоторых других членистоногих со сложным жизненным циклом. На этой стадии животные становятся способными к размножению.

 

[217] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 210–212.

 

[218] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 229.

 

[219] Там же. С. 321–322.

 

[220] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 331–333.

 

[221] Там же. С. 343.

 

[222] Там же. С. 347.

 

[223] Попова М. И. Указ. соч. С. 135.

 

[224] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 214.

 

[225] Там же. С. 217.

 

[226] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 229.

 

[227] Там же. С. 230.

 

[228] Фрейд З. Психоаналитические этюды. С. 184.

 

[229] Там же. С. 186.

 

[230] Фрейд З. Психоаналитические этюды. С. 190.

 

[231] Там же. С. 196.

 

[232] Там же. С. 203.

 

[233] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 418.

 

[234] Панкеев с женой Терезой до 1938 года жил в Вене, чтобы быть как можно ближе к «отцу» Фрейду, и работал в страховом агентстве. В первые дни после аншлюса Тереза Панкеева покончила с собой – будучи немкой, она не могла пережить торжества нацистов.

 

[235] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 253.

 

[236] Там же. С. 255.

 

[237] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 255.

 

[238] Там же. С. 256.

 

[239] Некоторые переводят использованное Фрейдом слово «triebe» как «инстинкты» или «побуждения», и думается, это более верный перевод.

 

[240] Гессе внимательно следил за развитием психоанализа вплоть до 1922 года, и фрейдизм, вне сомнения, оказал влияние на всё его творчество, чего он никогда не скрывал. Впоследствии Гессе сблизился и состоял в интенсивной переписке с дочерью Фрейда Анной, под прямым влиянием которой, по мнению критиков, был создан один из лучших романов писателя – «Степной волк».

 

[241] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 260.

 

[242] Там же. С. 263.

 

[243] Там же. С. 264.

 

[244] Там же.

 

[245] В то же время Фрейд поддерживал тесные контакты с племянником – Эдуардом Бёрнейсом, считающимся одним из основоположников теории формирования «пиара», «паблик рилейшнз», многие положения которой он заимствовал у дяди. Эдвард Бёрнейс помогал Фрейду налаживать связи с американской прессой и издателями, и Фрейд говорил, что племянник – «единственный из родственников, кто сделал для него хоть что‑то хорошее».

 

[246] Ярошевский М. Г. Указ. соч. С. 22.

 

[247] Сам Фрейд категорически отрицал, что смерть дочери повлияла на этот очерк, настаивая, что одно не имеет к другому никакого отношения и работа «По ту сторону принципа удовольствия» носит чисто научный характер.

 

[248] Впервые термин «Танатос» в значении «влечение к смерти» был использован не Фрейдом, а его учеником Федерном.

 

[249] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 139.

 

[250] Лайтман М. Каббала: Введение в книгу «Зоар». [Без указания выходных данных.] С. 26.

 

[251] Лайтман М. Каббала: Тайное еврейское учение. Израиль, 1984. С. 62.

 

[252] В более точном переводе фраза звучит как «Всевластна, как Смерть, Любовь», что еще больше сближает ее с основной идеей очерка.

 

[253] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 142.

 

[254] Там же. С. 144.

 

[255] Там же. С. 145.

 

[256] Там же. С. 166.

 

[257] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 168.

 

[258] Там же. С. 182.

 

[259] Шопенгауэр А. Метафизика половой любви. СПб., 2008. С. 93.

 

[260] Лейбин В. История психоанализа в России. С. 8.

 

[261] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 93–94.

 

[262] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 104.

 

[263] Там же. С. 111.

 

[264] Там же. С. 135–136.

 

[265] Белкин А. И. Указ. соч. С. 24–25.

 

[266] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 361.

 

[267] Там же. С. 363.

 

[268] Фрейд З. «Я» и «Оно»… Кн. 1. С. 371.

 

[269] Лейбин В. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. С. 170.

 

[270] Виттелъс Ф. Указ. соч. С. 36.

 

[271] В 1938 году вдова Брейера обратилась к Фрейду с просьбой помочь ей с семьей эмигрировать в США, и Фрейд с помощью Брилла осуществил ее желание. Думается, это – лучший ответ на утверждения фрейдофобов, что Фрейд был черствым и неблагодарным человеком.

 

[272] См.: Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

 

[273] Фрейд З. Психоаналитические этюды. С. 503.

 

[274] Там же. С. 509–510.

 

[275] Там же. С. 511.

 

[276] Там же. С. 515.

 

[277] Там же. С. 525.

 

[278] Попова М. И. Указ. соч. С. 127.

 

[279] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 296–297.

 

[280] Там же. С. 298.

 

[281] Гвидо Хольцкнехт – один из пионеров радиологии, скончался в 1931 году от рака. За несколько лет до этого он был пациентом Фрейда. Когда его посетили З. Фрейд и М. Шур, он был уже смертельно болен. По словам Э. Джонса, Фрейд выразил восхищение тем, как Хольцкнехт принимает свою судьбу. «Вы знаете, что за это я могу благодарить только вас», – ответил Хольцкнехт.

 

[282] Цвейг С. Указ соч. С. 233–234.

 

[283] Цвейг С. Указ. соч. С. 238–239.

 

[284] Фрейд З. Художник и фантазирование. С. 354.

 

[285] Цвейг С. Указ. соч. С. 241.

 

[286] Манн Т. Фрейд и будущее. Цит. по – http://thelib.nj/books/mann_tomas/freydibuduschee‑read.html

 

[287] Фрейд З. Моисей и монотеизм. Здесь и далее цит. по – http://bookz.m/authors/zigmund‑freid/rnoisei‑i_610/l‑moisei‑i_610.html

 

[288] Виленский О. Г. Указ. соч. С. 96.

 

[289] Там же. С. 111.

 

[290] Феррис П. Доктор Фрейд: Биография. С. 530–531.

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!