Игра: плавильная печь обучения



 

Марианна Майерс, супервайзер в огромном магазине офисных принадлежностей, хрустит тостом и изучает большой календарь, прикрепленный магнитами к холодильнику. Ее муж Деннис, ландшафтный дизайнер, торопливыми глотками допивает апельсиновый сок и устремляется к двери.

– Знаю-знаю! Я обедаю сегодня попозже, забираю ее в 3 часа и отвожу в детский клуб. Все нормально. Я уже все рассчитал, – говорит Деннис.

– А потом?… – выжидательно говорит Марианна. У нее прямо руки чешутся составить для мужа список дел, потому что на прошлой неделе он привез Элисон после клуба домой, вместо того чтобы отвезти ее на вечеринку в честь дня рождения Джинни Раймер. И от этого домашнего вечера не было никакого толку. Элисон просто играла со своими мягкими игрушками. И, несмотря на ее неоднократные просьбы, Деннис так и не присоединился к ее игре, считая, что она прекрасно справляется сама. Вместо этого он попытался доделать взятую на дом работу.

– А потом… – Дэннис мешкает, надеясь, что сегодня он все запомнил правильно. – А потом – к миссис Мейджорс.

– Нет, дорогой, – говорит Марианна как можно мягче. – Нам пришлось перенести на сегодня занятия скрипкой, потому что завтра мы идем в зоопарк. Я понимаю, что трудно запомнить все так, как надо. Знаешь, вчера, честно говоря, я отвезла ее на занятия рисованием, потому что была совершенно уверена, что наступил четверг!

– Да-да, конечно. Ладно, я понял, – вздыхает Деннис и направляется к своему грузовичку. Бывают дни, когда уход за деревьями и кустарниками кажется ему отдыхом по сравнению с заботой о детях. И как только люди управляются со всей этой сложной организацией!

Пока родители скрупулезно заполняли каждую свободную секунду, которая выдавалась в ее структурированном «развивающем» расписании, 4-летняя Элисон разговаривает с мягкими игрушками в столовой. Она сидит на полу перед телевизором, периодически поглядывая на героя передачи – динозавра Барни, который дает маленьким зрителям урок о том, как надо быть хорошим. Она полностью поглощена игрой со своими зверятами, построив из кубиков замок – декорацию для сценария. Девочка берет в руки плюшевого котенка.

– Так… ты будешь пьинцессой… – затем медведь, который изображает великана, делает с ее помощью огромные шаги по направлению к «принцессе», круша все на своем пути. Однако «принцесса» не тушуется перед лицом гигантского медведя и, несмотря на свой маленький рост, велит ему голосом Элисон: – Уходи! Уходи пьочь из моего замка! – «Принцесса» грозно наступает на медведя, тыкая его лапкой в живот, а медведь испуганно пятится от нее. Заставляя медведя отступать, Элисон случайно сбивает на пол всю конструкцию из кубиков, и те с грохотом рассыпаются по полу. Элисон подпрыгивает от неожиданности, и перепуганная мама восклицает:

– Элисон! Чем это ты там занимаешься?!

Интересный вопрос! Элисон занимается игрой… но что именно это означает?

 

В чем смысл игры?

 

Марианна и Деннис, как и многие современные родители, поддались ложному убеждению в том, что свободная игра – это нестоящее занятие или даже пустая трата времени: они полагают, что дети ничему не учатся, когда «просто» играют. Но в действительности игра обладает колоссальными обучающими возможностями, пусть и замаскированными. Очевидных доказательств этому – масса. Игра способствует развитию, причем в целом ряде областей – например в решении задач и творческом мышлении. Она также помогает повышать устойчивость внимания и поддерживает социальное развитие. Но почему игра обладает всеми этими – и многими другими – преимуществами? Присоединяйтесь к нам в исследовании чудесных свойств игры.

4-летний Феликс и 5-летняя Минерва принимали участие в эксперименте, ныне ставшем широко известным. Перед ними ставили прозрачный ящик, закрывающийся на защелку, так, чтобы дотянуться до него дети не могли. А в этом ящике лежало «сокровище» – кусочек цветного мела или красивый шарик, который дети предварительно оценили как привлекательную игрушку. Задание было простым, но на первый взгляд невыполнимым: достать игрушку из ящика, не вставая с места и даже не наклоняясь вперед. Как же дети могли вытащить мел из ящика? На самом деле решение существовало: для этого нужно было скрепить между собой два длинных стержня, из которых получалась «удочка» достаточной длины, чтобы можно было дотянуться до ящика и подтащить его к себе.

Феликс и Минерва были в группе детей, которым предложили поиграть в свободную игру с такими стержнями. Еще до того как была поставлена задача вынуть предмет из ящика, и даже до выбора самого этого предмета детям выдали для игры пучок небольших стержней разных размеров, не сообщив никаких конкретных инструкций. Игра продолжалась 10 минут. Как это свойственно детям, они принялись рассматривать стержни, потом стали играть с ними, воображая их солдатиками «понарошку». Они даже обнаружили, что некоторые из этих стержней можно вставить друг в друга, создавая более длинные стержни. В тот момент, когда их интерес к игре стал угасать, Феликсу и Минерве было предложено выбрать «сокровище», а потом вытащить его из ящика.

Думаете, Феликс и Минерва просто сидели на своих местах, ожидая, пока исследователи подскажут им решение? Думаете, они просто стучали стержнями друг о друга или ковыряли ими ковер? Ну, честно говоря, так и было, но недолго. Они некоторое время молчали, глядя на драгоценный кусочек мела, который был так близко – и одновременно так далеко. Потом стали напоминать друг другу правила игры.

 

Феликс:  Она говорит, что нам нельзя вставать с места.

Минерва:  Ага, но… Может быть, палочками?…

 

И они тут же принялись за дело, выясняя, какие стержни можно соединить вместе, а потом стали искать самые длинные среди них. Они взялись за эту задачу с жаром и были настроены весьма серьезно. Наконец два маленьких детектива нашли два самых длинных стержня, скрепили их, дотянулись до ящика и подтащили его к себе. Они решили задачу. Браво!

Другим парам детей стержней для игры заранее не давали, зато сразу сообщали решение задачи. Дети молча наблюдали, как исследователь показывал им решение, соединяя два стержня вместе. Затем он выходил из комнаты, оставляя их наедине с задачей и теми же стержнями, которыми пользовались Феликс и Минерва. Ученые проверяли, смогут ли дети решить задачу при таких условиях. Некоторые дети решали ее мгновенно – ведь они же видели, как это проделал экспериментатор. Но у других все равно ничего не получалось. И, потерпев неудачу с первой попытки, они немедленно сдавались! Наконец, третьей группе детей не дали ни возможности поиграть, ни решения задачи. Неудивительно, что почти никто из них не смог справиться с заданием.

О чем говорит нам этот эксперимент и другие, ему подобные? Самостоятельное исследование через игру – это «замаскированный» под забаву обучающий опыт, который «учит» решению задач. Конечно, некоторые дети, которым показал решение взрослый, сразу же повторили его правильно. Но если у них ничего не получалось, они сдавались.  Мыслили они примерно так: «Эта женщина знает, как это делать, а я не знаю». Однако Феликс и Минерва, которые успели поиграть со стержнями до того, как им дали задание, трудились над решением очень настойчиво и рьяно. Ученые обнаружили, что игра напрямую связана с большей креативностью, воображением, даже с более высоким уровнем IQ и умением читать. Основываясь на доказательствах, полученных в ходе исследований, ученые вывели новое равенство: ИГРА = ОБУЧЕНИЮ.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!