Пиаже предполагал, что в младенческом возрасте дети занимаются чистой формой игры: находят предметам место в своем мире.



 

Для детей между 6 и 9 месяцами такого рода усиленное исследование предметов только начинается. Психолог Холли Рафф из Колледжа Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке обнаружила, что дети в этом возрасте начинают по-разному держать предметы, в зависимости от их предназначения и свойств. Чем старше они становятся, тем меньше в их игровых действиях доля засовывания предметов в рот и разглядывания их вне зависимости от назначения. Пока Кэрол была младше, она просто перекладывала предмет из руки в руку, не вращала его и не изучала с разных сторон. Кэрол только начинает создавать мысленные связи между объектами – хотя сейчас это происходит случайно, как тогда, когда она нечаянно ударила молотком по корзине, размахивая рукой. Швейцарский психолог Жан Пиаже, один из отцов-основателей теории развития ребенка, предполагал, что в младенческом возрасте дети занимаются самой чистой формой игры. Они находят предметам, которые их интересуют, место в своем  мире. Чаще всего они одномоментно играют только с одним предметом и используют его самым простым способом, не находя ему другого применения, чем то, которое задумано изготовителем.

А теперь давайте взглянем на Кэрол в возрасте 23 месяцев – всего лишь 14 месяцев спустя. Кэрол сидит на полу в кухне, окруженная игрушками, которые она достала из корзины, уже знакомой нам по первому эпизоду. Она выбирает игрушечный телефон и некоторое время тщательно изучает пальчиками кнопки, стараясь нажать их, чтобы услышать звон. Нажав несколько кнопок, подносит трубку к уху (да, надо сказать, она все-таки пару раз ее предварительно облизнула) и вновь нажимает кнопки. Потом ей становится скучно, и она видит тот самый молоток, который так порадовал ее в первом эпизоде. Поставив телефон на пол, она берет молоток – теперь уже держит его правильно, «как большая» – и достаточно сильно ударяет по кнопкам. Это действие выглядит преднамеренным и подразумевает некоторое планирование ситуации – как будто девочка подумала: «Этот молоток может нажать больше кнопок, чем один мой пальчик!» После нескольких попыток (она пока не больно-то хорошо целится) ее усилия вознаграждаются звоном сразу нескольких кнопок. Рядом с девочкой на полу лежит кукла – тряпичный младенец с пластиковым личиком, одетый в пижамку. Во время игры Кэрол время от времени берет куклу на руки и укладывает ее обратно, накрывая собственным одеяльцем. Это одеяльце – предмет, который психологи назвали бы «переходным объектом» Кэрол, и он не раз помогал ей в трудные моменты жизни.

Если сравнивать с возрастом 9 месяцев, в игре Кэрол многое изменилось. Профессор Фергюс Хьюгс, эксперт по детским играм из Висконсинского университета в Грин-Бэй, выделяет три направления изменений в игре детей 2-го года жизни.

Первое из этих существенных изменений заметно в том, что Кэрол теперь играет одновременно с молотком и телефоном.  Одним из главных признаков продвинутой игры является снижение случаев использования только одного предмета и увеличение случаев использования двух, трех или нескольких одновременно. Теперь Кэрол создает связи между предметами, то есть действует как не в пример более «искушенный пользователь».

Помните, как Кэрол применяла молоток, когда ей было 9 месяцев? Она не держала его за ручку и не била по корзине бойком. Вместо этого она била по корзине плашмя. А в 23 месяца Кэрол пользуется молотком как настоящий профессионал.

Второй момент, который изменяется в игре детей постарше, – это использование предметов приемлемым способом.  И Кэрол, похоже, уже понимает, как работает телефон, пусть и облизывает его, прежде чем набрать номер, чего взрослые обычно не делают (но к моменту поступления в колледж она точно это усвоит!). Так что опыт наблюдения за работой с предметами в этом мире – либо в руках других людей, либо в собственных – позволяет ей использовать предметы так, как они и должны использоваться.

Когда Кэрол подбирает с пола куклу и укачивает ее, как если бы она была живым младенцем, а затем накрывает одеяльцем («кукла замерзла»), она демонстрирует нам, что начала пользоваться своим воображением. Отныне она может функционировать не только в рамках «здесь и сейчас». Она может сделать вид, что предметы – живые; что они «настоящие».  Эта третья перемена в игре больше всего поражает воображение и вызывает интерес исследователей.

Безусловно, она завладела и вниманием профессора Пиаже. Он понял, что когда дети заняты игрой «понарошку», они демонстрируют нам, что достигли определенной вехи в развитии. Теперь они способны мыслить символически – принимать один предмет за другой.  Использование символов – главная характеристика человеческого мышления, которая отличает нас от других живых существ. Символы – это та материя, из которой состоит язык, чтение, решение задач и другие типы мышления высшего порядка. Человеческие существа всего мира, воспитывались ли они в хижинах или дворцах, мыслят символами.

В нашем последнем эпизоде Кэрол уже 3,5 года. Ее вкусы в отношении игрушек изменились, и мы больше не видим вокруг нее тех предметов, что прежде. Теперь она окружена книжками-раскрасками и книжками с картинками, а перед ней на полу стоит игрушечная ферма с миниатюрными животными. Но маленький пластиковый молоток по-прежнему лежит рядом, а еще на полу валяется сломанный сотовый телефон. Мы потихоньку заглядываем к Кэрол, когда она лежит на животике, передвигая животных по ферме, и потихоньку разговаривает сама с собой. Подводя миниатюрную корову к хлеву, она говорит: «Ладно, коровка, а теперь ты вернешься в хлев и будешь спать, потому что на улице становится темно. Чтобы заснуть, тебе нужна куколка, так что нам придется ее поискать». Пока девочка оглядывается в поисках куклы для коровки, ей не попадается ничего интересного. Но вместо куклы она замечает сотовый телефон. Девочка говорит: «О, вот тебе и куколка. Ее зовут Лулу». Кэрол «заводит» корову в стойло, укладывает ее на бок и рядом с ней кладет телефон. «Спокойной ночи!» – говорит она, «укрывая» корову и сотовый телефон старым розовым пластиковым молотком.

Режиссерские игры, подобные этой, занимают все больше и больше места в жизни ребенка, когда ему исполняется 4 года, и дети становятся настоящими мастерами в режиссуре своих игровых сценариев. А по мере того как Кэрол будет становиться старше, ее игровые сценарии – особенно когда она играет с родителем или сверстниками – будут становиться еще сложнее, и в их основе будут лежать целые истории, как и в книжках с картинками. Неважно, станет ваш ребенок в будущем режиссером или нет; создание таких сцен, где неодушевленные предметы наделяются функциями, совершенно отличными от тех, для которых они предназначены производителями, является очень большим шагом вперед. Сотовый телефон стал игрушечной куклой, а молоток – одеяльцем. Это – серьезный прогресс. Почему? Потому что Кэрол больше не привязана к свойствам предметов в такой степени, как раньше. Она может относиться к ним так, как если бы  они были чем-то иным. Именно это и происходит в процессе генерирования идей, в продумывании задач. Мы мыслим так, как если бы можно было создать другие условия и изменить обстоятельства, а затем рождаем новую идею или новое решение. Так что режиссерская игра – это практика, освобождающая детей от ограничений предметной области, находящейся непосредственно перед их глазами. Режиссерская игра позволяет детям придумывать решения, выходящие за жесткие рамки поставленной задачи. Она дает детям возможность исследовать альтернативные миры.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!