Приемы композиции действований 14 страница



С действованиями обрядовыми дело обстоит несколько сложнее, а именно. Обряды выполняются особой группой специалистов, совершенно обособленной в церковном обиходе и значительно более слитой с массой в фольклорном обиходе. Однако и в церковном обиходе одни молитвы произносятся священнослужителями в первом лице множественного числа (например, в ектений), а другие поются «ликом» (т. е. хором, представляющим собою «голос толпы») или «людьми», т. е. самими молящимися в храме; наконец, миряне сплошь да рядом принимают участие в непосредственном исполнении обрядов (крестные ходы, пещное действо, омовение ног, шествие на осляти и пр.). Кроме того, молящиеся обычно, часто даже почти вслух, произносят все молитвы и, во всяком случае, так сказать, «соучаствуют» в богослужении. Что же касается обрядов народных, то они обычно отправляются всем семейством, всем родом (например, в свадебном обряде принимают непосредственное участие два рода — род жениха и род невесты).

{115} Однако мы можем наблюдать и зрелищное потребление обряда — в народных обрядах со стороны лиц, не причастных к данному роду, а в прочих случаях — со стороны лиц, не принадлежащих к данной общине верующих. Так, для рядового христианина пляска дервишей или буддийское богослужение интересны прежде всего с чисто зрелищной точки зрения. Иногда, как, например, при постановке обряда русской народной свадьбы Экспериментальным театром, — обрядовое действование становится в полном смысле слова театральным[lxiii].

Что же касается, наконец, действований игровых, то здесь мы видим, с одной стороны, группу игр, являющихся достоянием только лиц, принимающих в них непосредственное участие, следовательно, не знающих обособленного потребителя, но насчитывающих только одних участников, а с другой, группу игр, систематически привлекающих к себе внимание зрителей, мало того, — на зрителей и рассчитанных, следовательно, игр в чистом смысле театральных.

Из этого всего следует, что 1) возможны два основных и третий промежуточный виды потребления известных нам видов действований — участие, соучастие и потребление в чистом смысле и что 2) все виды действований допускают зрелищное потребление, т. е. могут образовать театр. <…>[lxiv]

Определение понятия «театр»

Театр — это искусство действования; у детей и в первобытных культурах оно выражается в форме игр и плясок; в этих случаях зритель слит воедино с действователем, а потому как таковой отсутствует. На более высоких ступенях развития оно находит себе воплощение также и в обрядах: здесь оно сосредоточивается в руках общинных представителей, масса же в целом становится значительнее пассивнее (священнослужители и молящиеся). В дальнейшем происходит полное отделение производителя от потребителя, самое же действование в расчете удовлетворение запросов потребителя осложняется и разнообразится. Театр ярко осознается как фактор и его стремятся использовать в качестве орудия того или иного воздействования: религиозного (средневековый, иезуитский театр, мистерии), антирелигиозного (пародии средних веков, времен Петра и театр советский), политического (древнегреческий, французский классический, советский), дидактического (конец XVIII века), увеселительного (потехи XVII в., театр XIX в.). По своей природе театр объединяет в своей основе ряд музыкальных искусств (слово, пение, инструментальную музыку, движение, танец), но, кроме того, по мере своего развития присоединяет к себе ряд вспомогательных искусств, ремесел и технических {116} продукций (живопись, архитектура, столярное, плотничное, портняжное мастерство, освещение и т. д.). Их развитие порознь и вместе создает развитие театра в целом; при этом они приходят в очень разнообразные сочетания и в зависимости от тех или иных социально-экономических условий в ту или иную эпоху выдвигается на первое место то или иное из основных или вспомогательных искусств. Так создаются: 1) разные виды театра (драматический, оперный, балетный, цирковой, пантомимический и пр.), 2) разные театральные жанры и 3) в пределах каждого из видов — разные театральные стили. Раз возникнув, они продолжают существовать и развиваться не только сообща, но и порознь.

Театр и эстетика

Расширив понятие «театр», введя в него обряды, игры, манифестации и пр. и пр., мы тем самым осложнили и без того сложный вопрос, а именно вопрос об отношении театра к области искусств.

 

Говоря о театре в расширенном смысле как об одном из родов искусства, мы тем самым как будто, с одной стороны, решаем вопрос о подлинной принадлежности его со всеми этими разновидностями к этому роду человеческой деятельности, а с другой, принимаем на себя обязательство применять к нему те точки зрения, которые лежат в основании эстетики. Однако, во-первых, вопрос о принадлежности театра и в обычном значении к категории явлений, именуемых искусством, не вполне выяснен вообще и для нас в частности; тем сложнее это в отношении области игр и обрядов; во-вторых, чрезвычайно сомнительно, чтобы ко всем искусствам можно было применять равные требования, любые, а в том числе и эстетические; и, наконец, в‑третьих, сейчас, по-видимому, стало вполне ясным, что эстетику следует отделить от теории искусства, а следовательно, и от театра.

 

Ведь недаром же целый ряд авторитетных представителей науки отрицал театр как искусство. Ведь недаром же мы встречаем целый ряд учреждений и научных трудов, посвященных искусствам, но ни словом при этом не касающихся театра. Несомненно, либо представители научной и художественной мысли не вполне уверены в том, относится ли театр к миру искусств, либо понятие искусства, как оно раскрывалось старой эстетикой, нуждается в пересмотре. Мы примыкаем к этой последней точке зрения и если сейчас и относим театр к этой области, то только при условии иного истолкования искусств и вообще отмежевания от старой эстетики.

{117} Далее, научно-художественная мысль переживала эпоху, когда ей хотелось reduire les beaux arts aux memes principes[41], когда хотелось найти эстетические законы, общие всем родам и видам искусства. Но чем настойчивей проводилась эта линия, тем ярче обнаруживалось, что за скобки может быть взято очень немногое и что каждое из искусств в формальном отношении развивалось и живет на основании своих индивидуальных законов. Это в особенности касается театра, где видную роль играет техника, где в основе лежит творчество актера, представляющего собою в одно и то же время и художника, и материал, и творца, и произведение искусства; где в обычном случае действует сложносорганизованный коллектив и где произведение искусства — продукт производства — не вещественно и не живет во времени.

Сравнительно проще разрешается вопрос о связи искусств, в частности театра, с эстетикой как отраслью философии, трактующей о красоте. Наблюдения над произведениями искусств неминуемо или приводят к убеждению, что красота является далеко не общим признаком, или приходится делать парадоксальное заключение, что красивым может быть и безобразное. Мир прекрасного может совпадать с миром искусства, но может и не совпадать с ним вовсе.

Эстетические принципы распространяются на область искусств, в частности на театр, лишь в известные эпохи, характеризуют произведения искусств лишь определенных классов, но и только. Так складывается категория изящных искусств (les beaux arts), доступная пониманию лишь избранной публики, в отличие от неизящных искусств, принадлежащих социальным низам или обслуживающих менее возвышенные потребности привилегированных классов[lxv].


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!