Социально-экономические отношения в халифате.



Африканские и азиатские провинции Византии, Иран, страны Закавказья, Средняя Азия и Испания ко времени арабского завоевания находились на стадии раннего феодализма. Шел процесс феодализации и у самих арабов. В халифате утверждались феодальные отношения, но сохранялись еще патриархальный и рабовладельческий уклады, особенно среди арабов бедуинов и других скотоводческих племен.

Верховным собственником всех земель по-прежнему считалось государство, которое облагало население налогами и имело право наделять земельными участками отдельных лиц.

Основной формой земельной собственности при Омейядах оставался мюльк — частновладельческие земли, соответствующие западноевропейскому аллоду. Ими владела арабская знать, а также многие прежние византийские, армянские, иранские феодалы, признавшие власть арабов и сохранившие свои владения. Земли феодалов обрабатывались трудом зависимых крестьян-издольщиков.

Огромный фонд составляли земли, принадлежащие непосредственно халифу (земли савафи). Эти земли также обрабатывались издольщиками, а весь доход шел в казну. Налоги собирали государственные чиновники. Из халифских земель производились пожалования частным лицам — икта. Они были наследственными, могли быть предметом купли, продажи. Условием владения была уплата соответствующего налога в пользу государства.

В халифате существовала четко разработанная налоговая система, которая складывалась из следующих видов обложения: налог закат, который платили мусульмане с ремесла, торговли и скотоводства; подушная подать — джизья, взимаемая с немусульман; поземельный налог (мусульмане платили ушр, немусульмане — харадж).

Сначала сумма обложения была ниже, чем в Византии, Иране и других завоеванных странах. Налог был заранее фиксирован, что ставило пределы в эксплуатации покоренного населения. Однако при Омейядах были пересмотрены нормы налогообложения, проведена перепись земель и налогоплательщиков. Крестьянам запрещалось покидать свои земли. При налогообложении стали учитывать не только площадь земли, но и выращиваемые культуры, близость к городу и т. п.

Поземельную подать харадж первоначально взимали только с немусульман либо натурой в виде доли урожая, либо в деньгах по твердым ставкам с площади земли независимо от урожая. Поземельное обложение мусульман было ниже. После 700 г. произошли изменения в практике поземельного обложения. Теперь принятие ислама не освобождало земледельцев от уплаты харад-жа; земли, ранее обложенные хараджем, оставались хараджными навсегда независимо от того, владели ли ими немусульмане или мусульмане. Мусульман-неарабов власти нередко обязывали платить и джизью, что вызывало массовое возмущение и даже мятежи. Подобная практика отменялась, но через какой-то срок восстанавливалась снова. Налоговый гнет особенно усилился при последних Омейядах.

Политическое устройство.

Система государственного аппарата была унаследована арабо-мусульманскими завоевателями от са-санидского Ирана и отчасти от Византии. До Омейядов главную роль в государственном аппарате играли чиновники неарабского происхождения — греки, персы. Омейяды стали брать на службу главным образом арабов. Все делопроизводство теперь велось на арабском языке. Арабский язык стал международным языком для всего огромного региона Западной Азии, Северной Африки и арабской Испании.

Омейяды начали чеканить собственную монету. Для наилучшей организации управления государством на всех главных дорогах создавались почтовые станции, налаживалась постоянная почтовая связь.

Халифы, как и прежде, обладали гражданской и духовной властью. Власть халифа передавалась по наследству. Для управления огромным государством были учреждены наместничества. Их главы — эмиры — осуществляли на местах военную, административную и фискальную власть. Они имели двух заместителей: один отвечал за финансы, другой — кади — был главным судьей и представителем духовной власти халифа. Таких наместничеств при Омейядах было пять. Произошли изменения в системе комплектования армии. Наряду с племенными ополчениями были созданы военные округа. Войска формировались из арабского населения городов, специально определенных для этого. Наибольшими привилегиями пользовалась сирийская армия.

Важным последствием арабского завоевания было распространение ислама на территории халифата. В течение первых двух веков после хиджры завоеватели проводили политику веротерпимости, которая опиралась на зафиксированное в Коране отношение к иудеям и христианам как к «людям писания», получившим «откровение» от пророков — Моисея и Иисуса, а также на экономическую и политическую целесообразность. За немусульманским населением сохранялось самоуправление в рамках их религиозных общин. Ислам распространялся постепенно, но в Х в. мусульмане уже стали составлять большинство населения халифата.

Билет 42. Церковь и ереси в Иране 5-6 века.

При Сасанидах государственной религией Ирана был реформированный зороастризм. З. – древняя религия иранских народов, названная по имени пророка Зороастра (иранс. – Заратуштра). Возникнув в первые века первого тысячелетия до н.э., зороастризм оказал значительное влияние на развитие иудаизма, раннего христианства, а также на некоторые положения древнегреческой философии.
Важно подчеркнуть, что Сасаниды стремились к этническому единству. Персы стали одним из немногих народов древнего мира, подчеркивавших свою национальную исключительность. Как и у евреев это было ответом на долгий период чужеземного господства и национальная исключительность означала прежде всего национальную религию. Волей шахиншахов зороастризм был сделан орудием политики и укрепления национального единства. При Сасанидах был создан новый догмат этого учения: только фамилия Сасанидов является носителем особой божественной благодати. Как и прежде, при Сасанидах центральное место в культе занимало поклонение огню. Со времен Ардашира на монетах Сасанидов с одной стороны чеканится царский лик, на другой – жертвенник с огнем. Как и прежде, существовало многочисленное жречество – от полунищих магов до верховного жреца – мобедана мобеда, который занимает второе место в государстве после шахиншаха. По-прежнему очистительный огонь в пирее (пирей – жертвенник) поддерживался особыми сортами дерева. Однако былое величие зороастризма уже было подорвано.
Первоначально Сасаниды относились к учению Мани спокойно, не преследовали его распространение. Но когда выяснилась антигосударственная и антизороастрийская направленность учения, начались гонения. Сам Мани в 276 г. был казнен, его приверженцы подвергались преследованиям и изгонялись из страны.

Отголоски манихейского движения прослеживаются в ряде средневековых ересей и сектантских движений – тондракиты в Армении, альбигойцы в Европе, богомилы в Болгарии.

Вторым крупным еретическим движением был маздакизм. По своим движущим силам маздакитское движение было сложным; в него включились самые широкие слои населения. Учение, которое проповедовал Маздак (годы жизни 488-528/9), было тесно связано с З. и манихейством. Но принципиально отличие маздакизма от манихейства состояло в утверждении закономерности и неизбежности победы светлого начала над темным, победы Добра над Злом. Причем эта победа произойдет не где-то в потустороннем мире, а в земной, материальной жизни. Причина этого, по мнению маздакитов в том, что светлое действует сознательно, а темное – бессознательно, и отсюда вытекает возможность победы Добра над Злом, а главное – утверждается возможность активного вмешательства человека в эту борьбу со Злом и Тьмой. Конкретным проявлением Зла и Тьмы считалось имущественное и социальное неравенство. Именно оно и должно было в первую очередь быть уничтожено. С помощью Добра маздакиты были намерены построить затем разумно организованное, свободное и справедливое общество. Из скудных и противоречивых показаний источников можно заключить, что Иран на рубеже V—VI вв. переживал острейший социальный кризис. Господство родовой знати и зороастрийского духовенства, выражавшееся в существовании упомянутой выше сословной системы, вызывало все большее недовольство среди самых широких слоев населения. Все это и вылилось в мощное социальное движение, которое по имени его главы (Маздака) принято называть маздакитским. Социальная часть учения Маздака предполагала, во-первых, безоговорочную концентрацию власти в руках справедливого царя, единого пастуха над единым стадом. (Возможно, именно она более всего увлекла Кавада.) Во-вторых, она предполагала, что для единства пастуха и стада нужно и единство имущества, т.е. Маздак выдвинул идею имущественного и социального равенства, он предложил своим последователям начать с перераспределения собственности: все, чем владеют богатые, нужно раздать бедным, поскольку богатые лишь случайно имеют то, что принадлежит всем. Никто, по мнению Маздака, не должен испытывать лишения и нищеты. Но общность имущества простиралась и дальше. "Ваши жены – ваше имущество". Этот лозунг привел к тому, что многие, в особенности простонародье, увлеклись учением по причине общности имущества и женщин – ведь многие не имеющие средств мужчины не могли содержать семью. Выдвигались также требования уничтожения сословий, различий в одежде и т.п.

Но при этом маздакизм был прежде всего не социальным, а глубоким религиозным учением, зороастрийской ересью с элементами гностицизма и манихейства.

Он включал в себя учение о двух мировых началах — добра и зла, света и тьмы. Тьма отождествлялась с хаосом, лишенным разума и воли. Свет наделялся свободной волей и разумом. Явственно гностический оттенок носило представление о высшем владыке, восседающем на престоле, перед которым находятся четыре духовные силы — различения, разума, памяти и радости, подобно тому как перед троном шахиншаха находятся четыре великих чиновника.

Возникала стройная система космической администрации, постижение которой было доступно лишь избранным. Мир, стало быть, делился прежде всего не на бедных и богатых, а на избранных и неизбранных, постигших великую тайну и погруженных в пучину тьмы, не ведающих имен четырех духовных сил. Такая жесткая иерархия предполагает создание конспиративной секты со своими степенями посвящения в тайну и беспрекословным повиновением более посвященным.

Кроме того, Маздак учил, что все четыре духовные силы, объединившись в человека, делают из него бога, предвосхищая позднейшие средневековые европейские ереси «свободного духа».

Отчего царь принял учение маздакитов?

Персидские и арабские историки обычно предлагали два объяснения. Первое: царь, отвернувшись душой от войн и убийств, погрузился в занятия вопросами веры. Второе: царь был «охоч до женщин», а Маздак проповедовал общность жен.

Большинство современных исследователей считают, что Кавад хотел ослабить жречество и знать. Так ли, однако, рациональны действия Кавада? Кто и насколько пострадал от маздакитов?

Традиционному зороастризму был, конечно, нанесен страшный удар, но царь от этого не выиграл. Он передал власть из рук отцовских жрецов в руки агрессивной секты. Так ли уж далека от истины версия Та'абари, что маздакиты похитили принявшего их веру царя и сделали его пешкой в своих руках?

Знать, виспухры? Но множество знатных было на стороне царя. Одни — потому, что приняли учение Маздака, другие — из-за верности царю и большая часть — из-за того, что наследственные враги их стали противниками царя. Более всего, несомненно, пострадали те, кто имел богатство и не имел дружины,— богатые купцы, мирно платившие подати.

Другим, не менее важным следствием оказалось разрушение обособленности знати. Люди низших классов смешались с женщинами, о которых они «не смели помышлять». Парадоксальным образом эта мера коснулась прежде всего не тех, кто отсиживался от маздакитов в своих замках, а тех, кто стал на сторону царя.

Но главный, непоправимый ущерб был нанесен не купцам, не жрецам, не знати, а образу мироздания.

Общество — это иерархия ценностей, и официальное мировоззрение закрепляло почтение нижестоящего – вышестоящему. Проповедь Маздака уничтожала в первую очередь эту защитную оболочку идеологии, без исчезновения которой не может свершиться ни одна революция, и заменяла ее новой идеологической системой.

Последствия не заставили себя ждать: Кавад был свергнут с престола. Легкость, с которой свершился переворот, показывает, что знатные заговорщики происходили из числа ближайших друзей Кавада.

Итак, царь Кавад (Кобад) (488-531) рассчитывал использовать это движение для ослабления военной и жреческой знати. Он согласился на требования маздакитов и сделал Маздака своим советником. Родовая знать и духовенство ответили дворцовым переворотом, свергнув Кавада с престола и возведя на трон его брата Замапша. Кавад бежал в Среднюю Азию к эфталитам, породнился с их царем, женившись на его дочери, и получил военную помощь, которую использовал для возвращения престола. Последовали репрессии, что усилило радикальное крыло движения, а это уже не устраивало Кавада. Сам он, по-видимому, настолько запутался в своих взаимоотношениях с различными группами маздакитов, что инициативу перехватил его сын Хосров. Он пользовался поддержкой дехкан (его мать была из этой среды), а также сумел привлечь на свою сторону зороастрийское духовенство, которое предпочло союз с дехканами.

Старший сын Кавада, законный престолонаследник, был сторонником маздакитов и военачальником в их войсках. Кавад объявил наследником младшего своего сына, Хосрова, ненавидевшего брата и как следствие — Маздака.

В 528 году во дворце был устроен диспут между Хосровом и Маздаком. Царевич произнес пламенную речь, доказывая, что новшества Маздака влекут разорение страны; что к тому, чем владеет наибольшее количество людей, прилагается наименьшая забота и что в условиях всеобщего равенства никто не захочет быть низшим и в стране начнется хаос.

Но так как словесные аргументы царевичу казались не окончательными, он тут же приказал перебить всех участников философского спора. Знатных и влиятельных маздакитов, радикальное крыло учения во главе с Маздаком Хосров не без традиционной восточной иронии приказал зарыть в своем саду в землю вниз головой: вы хотели поменять местами верх и низ, ну что ж, извольте попробовать на своей шкуре... Все это происходило еще при жизни Кавада в 528-529 гг.

В итоге в выигрыше оказались дехкане, получившие равные права со старой родовой знатью. Пройдет сто лет, и именно дехкане в период арабского завоевания окажутся основным слоем крупных и средних землевладельцев в Иране. Именно дехкан того времени можно рассматривать как феодалов и носителей феодальной раздробленности, начавшейся в VII в. и позволившей арабам легко сокрушить и завоевать Иран.

Отныне Иран управлялся по слову Хосрова. Через три года после смерти его отца начались стремительные реформы — упорядочение налогов, войска, судопроизводства. Чиновника, рискнувшего высказаться против новшеств, Хосров приказал на своих глазах забросать чернильницами. Если Маздак апеллировал к низшим и обездоленным, то Хосров опирался, ища стеснить знать, на степенных горожан и азатов-землевладельцев, составлявших основу войска. Это был нэп середины шестого века новой эры. Войны Ирана были победоносны, купцы богаты, науки и искусства процветали. Выказывавшие непочтительность к шахинхашу, будь то жалкий еретик-маздакит в дырявой шапке или виспухр Мебод, один из тех, кто возводил Хосрова на престол, истреблялись беспощадно. Но эти расправы не подрывали официальной системы ценностей.

Хосров Ануширван в восточной народной традиции занял то же место, что Карл Великий или король Артур в западной, а имена Хосров, Хосрой, Кесра стали нарицательным именем персидских царей.

Билет 44. Япония в III – VIII веке

Япония – островная страна (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку + 900 мелких), около 75 % территории занимают горы, 20 % - равнина. Заселение о-вов Японии началось давно. На основе слияния монголоидных маньчжуро-тунгусских племен с палеоазиатскими и малайскими сложилось на рубеже нашей эры ядро собственно японцев, одна из групп, которых Ямато, в III-V вв. сумела подчинить себе остальные. Полагают, что здесь не обошлось без влияния со стороны Китая. Так, в первой половине III в. в Японии образовался племенной союз, занимавший о-в Кюсю, или, по мнению других, южную часть о-ва Хонсю (провинции Ямато, Коти, (Эцу). Позднейшие сведения говорят о царстве Ямато на о-ве Хонсю. Это и есть – начало основания Японского государства. Оно сначала занимало северную часть Кюсю, южную часть Хонсю, с середины IV в. и южную оконечность Корейского полуострова. По синтоизму – японская нация ведет свое происхождение от богиги Солнца Аматэрасу, потомком которой был легендарный император Японии Дзимму-тэнно (660 г. до н.э.). Особенность исторического развития Японии состоит в том, что первобытнообщинный строй трансформировался в феодальный, минуя рабовладельческий. Дата раннефеодального государства – 645 г. Формирование раннефеодального государства в Японии относится ко второй половине IV в. Местные вожди стали рассматриваться как представители центральной власти. Место приношений общинников части добычи и продукции дом.ремесла занял оброк зерном (татикара) и продукцией ремесла (мицуги). Появилось обязанность производить строительные, оросительные и осушительные работы (этати). Из общины стали выделяться собственные владения (ата) родовой знати, превращавшихся в феодалов. На их полях работали зависимые землепашцы (табэ), которые по своему положению были близки к рабам. Были и домашние рабы (яцуко), но табэ от яцуко отличались тем, что сохраняли свое имущество, и хозяин не мог их продать или убить. Иногда табэ называют полусвободными. В категорию полусвободных попадала и значительная часть корейцев и китайцев, которые оказались на японских о-вах либо занесенными волнами миграций, либо увезенных во время набегов японцев на Корею. Эти выходцы из Кореи и Китая были носителями более высокой культуры, и были хорошими ремесленниками и земледельцами. Как правило, они проживали компактно, но были полусвободными. Таким образом, социальная структура раннефеодального государства – вождь-правитель, родовая знать, основная масса населения – крестьяне, неполноправные бэ и рабы.

Процесс утверждения феодальных отношений сопровождался борьбой отдельных группировок правящего класса. В VII в. среди членов рода царей Ямато появилась тенденция считать свою власть принципиально отличной от власти других родов знати. В 605 г. принц-регент Умаядо (Сётоку-тайси) объявил «закон из 17 статей» - декларацию царей Ямато, где были сформулированы принципы существования и управления – принцип высшего суверенитета правителя, строгое подчинение младших старшему. Была предпринята попытка опереться на Суйскую династию Китая (589 г.), между двумя дворами курсировали посольства. Именно в это время в японскую практику был введен термин «тэнно» (сын неба) – титул, которым стали именовать себя во внешних сношениях японские правители Японии. (титул – был китайского происхождения), затем – тэнно – император).

Билет 45. Япония в 7-10 веке.

Эпоха Фудзивара (645-1192 гг.). Следующий за эпохой царей Ямато исторический период охватывает время, начало которого приходится на «переворот Тайка» в 645 г., а конец – на 1192 г., когда во главе страны встали военные правители с титулом сёгун1. Под девизом реформ Тайка прошла вся вторая половина VII в. Государственные реформы были призваны реорганизовать по китайской танской модели все сферы отношений в стране, перехватить инициативу частного присвоения исходных ресурсов страны, земли и людей, заменив ее государственной. Аппарат центральной власти состоял из Государственного совета (Дадзёкан), восьми правительственных ведомств, системы главных министерств. Страна была поделена на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. Были установлены восьмистепенная система родов титулов с императором во главе и 48-ранговая лестница придворных званий. С 690 г. каждые шесть лет стали проводиться переписи населения и переделы земли. Была введена централизованная система комплектования армии, изъято оружие у частных лиц. В 694 г. был построен первый столичный город Фудзиваракё, постоянное место императорской ставки (до этого место ставки легко переносилось).

Завершение оформления средневекового японского централизованного государства в VIII в. было связано с ростом крупных городов. За одно столетие трижды был осуществлен перевод столицы: в 710 г. в Хайдзёкё (Нара), в 784 г. Нагаока и в 794 г. в Хэйанкё (Киото). Поскольку столицы были административными, а не торгово-ремесленными центрами, то после очередного перевода они приходили в запустение. Население провинциальных и уездных городов не превышало, как правило, 1000 человек.

Внешнеполитические проблемы в VIII в. отступают на второй план. Угасает сознание опасности вторжения с материка. В 792 г. отменяется всеобщая воинская повинность и ликвидируется береговая стража. Редкими становятся посольства в Китай, а в связях с корейскими государствами начинает все большую роль играть торговля. К середине IX в. Япония окончательно переходит к политике изоляции, запрещается выезд из страны, прекращается прием посольств и судов

Становление развитого феодального общества в IX-XII вв. сопровождалось все более радикальным отходом от китайского классического образца государственного устройства. Бюрократическая машина насквозь оказалась пронизанной родственными аристократическими связями. Прослеживается тенденция к децентрализации власти. Божественный тэнно уже более царствовал, нежели реально управлял страной. Чиновничьей элиты вокруг него не сложилось, ибо не была создана система воспроизводства администраторов на базе конкурсных экзаменов. Со второй половины IX в. вакуум власти был заполнен представителями рода Фудзивара, которые фактически начинают править страной с 858 г. в качестве регентов при малолетних императорах, а с 888 г. – в качестве канцлеров при совершеннолетних. Период середины IX – первой половины XI в. имеет название «время правления регентов и канцлеров». Его расцвет приходится на вторую половину Х в. при представителях дома Фудзивара, Митинага и Ёримити.

В конце IX в. оформляется так называемый «государственно-правовой строй» (рицурё). Новыми высшими государственными органами стали личная канцелярия императора и полицейское ведомство, напрямую подчиненное императору. Широкие права губернаторов позволили им усилить свою власть в провинции настолько, что они могли противопоставлять ее императорской. С падением значения уездного управления провинция становится основным звеном общественной жизни и влечет за собой децентрализацию государства.

Население страны, преимущественно занимавшееся земледелием, насчитывало в VII в. около 6 млн. человек, в XII в. – 10 млн. Оно было поделено на плативших налоги полноправных (рёмин) и неполноправных (сэммин). В VI-VIII вв. господствовала надельная система землепользования. Особенности поливного рисоводства, чрезвычайно трудоемкого и требовавшего личной заинтересованности работника, обусловили преобладание в структуре производства мелкого трудового свободного хозяйства. Не получил поэтому широкого распространения труд рабов. Полноправные крестьяне обрабатывали подлежащие переделу раз в шесть лет государственные земельные участки, за которые платили налог зерном (в объеме 3 % от официально установленной урожайности), тканями и исполняли отработочные повинности.

Домениальные земли в этот период не представляли собой крупное господское хозяйство, а отдавались в обработку отдельными полями зависимым крестьянам.

Чиновники получали наделы на срок исполнения должности. Лишь некоторые влиятельные администраторы могли пользоваться наделом пожизненно, иногда с правом передачи его по наследству на протяжении одного-трех поколений.

В силу натурального характера экономики выход на немногочисленные городские рынки преимущественно имели государственные ведомства. Функционирование небольшого числа рынков за пределами столиц наталкивалось на отсутствие профессиональных рыночных торговцев и нехватку крестьянских промысловых продуктов, основная часть которых изымалась в виде податей.

Особенностью социально-экономического развития страны в IX-XII вв. было разрушение и полное исчезновение надельной системы хозяйствования. На смену приходят вотчинные владения, имевшие статус «пожалованных» частным лицам (сёэн) со стороны государства. Представители высшей аристократии, монастыри, знатные дома, господствовавшие в уездах, наследственные владения крестьянских семей обращались в государственные органы за признанием вновь обретенных владений в качестве сёэн.

В итоге социально-экономических изменений вся власть в стране с Х в. стала принадлежать знатным домам, владельцам сёэн разных размеров. Завершалась приватизация земель, доходов, должностей. Для урегулирования интересов противоборствующих феодальных групп в стране создается единый сословный порядок, для обозначения которого вводится новый термин «императорское государство» (отё кокка), заменивший собой прежний режим – «правовое государство» (рицурё кокка).

Еще одним характерным социальным явлением эпохи развитого Средневековья стало появление военного сословия. Выросшие из отрядов дружинников, использовавшихся владельцами сёэн в междоусобной борьбе, воины-профессионалы стали превращаться в замкнутое сословие воинов-самураев (буси). На исходе эпохи Фудзивара статус вооруженной силы поднялся из-за социальной нестабильности в государстве. В самурайской среде возник кодекс воинской этики, опиравшийся на главную идею личной верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь, а в случае бесчестия покончить с собой по определенному ритуалу. Так самураи превращаются в грозное оружие крупных земледельцев в их борьбе друг с другом.

В VIII в. государственной религией становится буддизм, быстро распространившийся в верхушке общества, не находивший ещё популярности в среде простонародья, но поддерживаемый государством

Билет 46. Япония в 10-15 веке.

Япония в эпоху первого сёгуната Минамото (1192-1335 гг.) В 1192 г. происходит крутой поворот в исторической судьбе страны, верховным правителем Японии с титулом сёгун стал Минамото Еримото – глава влиятельного на северо-востоке страны аристократического дома. Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура. Сёгунат Минамото продолжался до 1335 г. Это было время расцвета городов, ремесла и торговли Японии. Как правило, города росли вокруг монастырей и ставок крупных аристократов. Расцвету портовых городов на первых порах содействовали японские пираты. Позже в их процветании начала играть роль регулярная торговля с Китаем, Кореей и странами Юго-Восточной Азии. В XI в. насчитывалось 40 городов, в XV в. – 85, в XVI в. – 269, в которых возникали корпоративные объединения ремесленников и торговцев (дза).

С приходом к власти сёгуна качественно изменился аграрный строй страны. Ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское, хотя продолжали существовать крупные феодальные владения влиятельных домов, императора и всесильных вассалов Минамото. В 1274 и 1281 гг. японцы оказали успешное сопротивление вторжению монгольской армии.

У преемников первого сёгуна власть захватил дом родственников Ходзё, называвшихся Сиккенами (правителями), при которых появилось подобие совещательного органа из высших вассалов. Являясь опорой режима, вассалы несли наследственную охранную и военную службы, назначались на должность администраторов (дзито) в вотчины и государственные земли, военными губернаторами в провинции. Власть военного правительства бакуфу ограничивалась только военно-полицейскими функциями и не охватывала всей территории страны.

При сёгунах и правителях императорский двор и киотское правительство не были ликвидированы, ибо военная власть не могла управлять страной без авторитета императора. Военная власть правителей значительно укрепилась после 1232 г., когда императорским дворцом была предпринята попытка ликвидировать власть сиккэна. Она оказалась неудачной – верные двору отряды были разгромлены. За этим последовала конфискация принадлежащих сторонникам двора 3000 сёэн.

Второй сёгунат Асикага (1335-1573 гг.) Второй сёгунат в Японии возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. На протяжении двух с половиной столетий чередовались периоды междоусобий и укрепления централизованной власти в стране. В первой трети XV в. позиции центральной власти были наиболее сильными. Сёгуны препятствовали росту контроля военных губернаторов (сюго) над провинциями. С этой целью, в обход сюго, они устанавливали прямые вассальные связи с местными феодалами, обязывали сюго западных и центральных провинций проживать в Киото, а с юго-восточной части страны – в Камакура. Однако период централизованной власти сёгунов был недолгим. После убийства в 1441 г. сёгуна Асикага Ёсинори одним из феодалов в стране развертывается междоусобная борьба, переросшая в феодальную войну 1467-1477 гг., последствия которой сказывались целое столетие. В стране наступает период полной феодальной раздробленности.

В годы сёгуната Муромати происходит переход от мелкого и среднего феодального землевладения к крупному. Система вотчин (сёэн) и государственных земель (корё) приходит в упадок из-за развития торгово-экономических связей, разрушавших замкнутые границы феодальных владений. Начинается формирование компактных территориальных владений крупных феодалов – княжеств. Этот процесс на уровне провинции шел также по линии прироста владений военных губернаторов (сюго рёкоку).

В эпоху Асикага углубился процесс отделения ремесла от земледелия. Ремесленные цехи возникали теперь не только в столичном районе, но и на периферии, концентрируясь в ставках военных губернаторов и усадьбах феодалов. Производство, ориентированное исключительно на нужды патрона, сменилось производством на рынок, а покровительство сильных домов стало заключаться в предоставлении гарантии монопольных прав на занятие определенным видом производственной деятельности в обмен на выплату денежных сумм. Сельские ремесленники переходят от бродячего к оседлому образу жизни, возникает специализация сельских районов.

Развитие ремесла способствовало росту торговли. Возникают специализированные торговые гильдии, отделившиеся от ремесленных цехов. На перевозке продуктов налоговых поступлений вырос слой торговцев тоимару, который постепенно превратился в класс торговцев-посредников, транспортировавших самые различные товары и занимавшихся ростовщичеством. Местные рынки концентрировались в районах гаваней, переправ, почтовых станций, границ сёэн и могли обслуживать территорию радиусом от 2-3 до 4-6 км.

Центрами страны оставались столицы Киото, Нара и Камакура. По условиям возникновения города делились на три группы. Одни выросли из почтовых станций, портов, рынков, таможенных застав. Второй тип городов возникал при храмах, особенно интенсивно в XIV в., и имел, как и первый, определенный уровень самоуправления. Третьим видом были рыночные поселения при замках военных и ставках провинциальных губернаторов. Такие города, нередко создававшиеся по воле феодала, находились под полным его контролем и имели наименее зрелые городские черты. Пик их роста приходился на XV век.

После монгольских нашествий власти страны взяли курс на ликвидацию дипломатической и торговой изоляции страны. Приняв меры против нападавших на Китай и Корею японских пиратов, бакуфу восстановило дипломатические и торговые отношения с Китаем в 1401 г. До середины XV в. монополия торговли с Китаем находилась в руках сёгунов Асикага, а затем стала идти под эгидой крупных купцов и феодалов. Из Китая обычно привозили шелк, парчу, парфюмерию, сандаловое дерево, фарфор и медные монеты, а отправляли золото, серу, веера, ширмы, лакированную посуду, мечи и древесину. Торговля велась также с Кореей и странами Южных морей, а также с Рюкю, где в 1429 г. было создано объединенное государство.

Социальная структура в эпоху Асикага оставалась традиционной: господствующий класс состоял из придворной аристократии, военного дворянства и верхушки духовенства, простой народ – из крестьян, ремесленников и торговцев. До XVI в. четко установились классы-сословия феодалов и крестьян.

До XV в., когда в стране существовала сильная военная власть, основными формами борьбы крестьян были мирные: побеги, петиции. С ростом княжеств в XVI в. поднимается и вооруженная крестьянская борьба. Самый массовый вид сопротивления – антиналоговая борьба. 80 % крестьянских выступлений в XVI в. проходили в экономически развитых центральных районах страны. Подъему этой борьбы способствовало и наступление феодальной раздробленности. Массовые крестьянские восстания прошли в этом столетии под религиозными лозунгами и были организованы необуддистской сектой Дзёдо

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 892; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!