Китай под властью Монгольской империи.



Несмотря на долгое и стойкое сопротивление, впервые в своей истории весь Китай оказался под властью иноземных завоевателей. Более того, он вошёл в состав гигантской Монгольской империи, охватившей сопредельные с Китаем территории и простиравшейся вплоть до Передней Азии и приднепровских степей.

Претендуя на универсальный и даже вселенский характер своей державы, монгольские правители дали ей китайское название Юань, означавшее «первоначальное творение мира». Порвав со своим кочевым прошлым, монголы перенесли свою столицу из Каракорума в Пекин.

Перед новым правительством встала сложная задача утвердиться на троне в стране чуждой монголам древней культуры, веками созидающей опыт государственного строительства в условиях земледельческой цивилизации.

Монголы, завоевавшие великого соседа огнём и мечом, обрели тяжёлое наследство. Бывшая Срединная империя, и особенно её северная часть, переживала глубокий упадок, вызванный губительными последствиями кочевников. Само развитие некогда процветавшего Китая было повёрнуто вспять.

Согласно данным источников того времени, в середине 30-х годов XIII в. народонаселение на севере сократилось более чем в 10 раз по сравнению с началом века. Даже к концу монгольского нашествия население юга по численности в четыре с лишним раза превосходило северян. Экономика страны пришла в упадок. Запустели поля и обезлюдели города. Широкое распространение получил рабский труд.

В этих условиях перед правящими кругами Юаньской империи с неизбежностью встал вопрос о стратегии отношений с покорённым китайским этносом.

Разрыв культурных традиций был так велик, что первым естественным побуждением шаманистов-монголов было превратить непонятный им мир осёдлой цивилизации в огромное пастбище для скота, а местное население поголовно истребить. Однако волею судьбы победители отказались от этих планов. Советник Хубилая, киданин по происхождению, Елюй Чуцай, а затем и китайские помощники убедили императоров династии Юань в том, что традиционные китайские методы управления подданными способны дать значительные выгоды ханскому двору. И завоеватели стали заинтересованно познавать все известные в Китае способы упорядочения отношений с различными категориями населения.

Однако монгольской элите пришлось долго учиться. На политический климат Юаньской империи оказывали влияние всё более обнаруживающие себя две ведущие тенденции. С одной стороны, стремление усвоить жизненно необходимый опыт китайских политиков. С другой, - недоверие к своим подданным, чей образ жизни и духовные ценности были изначально непонятны монголам. Все их усилия были направлены на то, чтобы не раствориться в массе китайцев, и главной доминантой политики юаньских правителей стал курс на утверждение привилегий монгольского этноса.

Юаньское законодательство делило всех подданных на четыре категории по этническому и религиозному принципам. Первую группу составляли монголы, в ведении которых сосредоточилось руководство практически всем административным аппаратом и командование войсками. Монгольская верхушка буквально распоряжалась жизнью и смертью всего населения. К монголам примыкали так называемые «сэму жэнь» – «люди разных рас» – иностранцы, составляющие вторую категорию. Обращение к выходцам из разных стран, по всей видимости, позволяло новым правителям держать в узде многочисленных ханьцев, следуя принципу «разделяй и властвуй». Именно в монгольский период в Китае брали на службу выходцев из Средней Азии, Персии и даже европейцев. Достаточно упомянуть, что в Пекине поселилось 5 тыс. христиан-европейцев. В 1294 г. при юаньском дворе до конца своей жизни находился посол папы монах Джованни Монте Корвино. Особенно известен был венецианский купец Марко Поло (около 1254-1324). Он прибыл на Дальний Восток с торговыми целями и долгое время состоял на высокой должности при Хубилае. Китайская политическая элита была отстранена от кормила правления. Третью категорию составляли китайцы-северяне, а также ассимилированные кидане, чжурчжэни, корейцы и пр.Низший, четвёртый, разряд свободного населения составляли жители Юга Китая. Сам факт деления единого ханьского этноса на северян и южан преследовал цель вбить клин между ними и тем самым укрепить свою власть. Исконное население Срединной империи подвергалось всевозможным ограничениям: им было запрещено появляться на улицах города ночью, устраивать какие бы то ни было собрания, изучать иностранные языки, обучаться военному искусству.

В связи с осознанным курсом на разделение подданных на различные слои строилась и социально-экономическая политика государства, и прежде всего в аграрной области

В условиях дезорганизации экономики страны монгольские правители совершили поворот к упорядочению управления подвластными территориями. Взамен бессистемных поборов они перешли к фиксированию налогообложения: было создано налоговое управление в провинциях, проводились переписи населения.

Монгольская знать распоряжалась землями в Северном и Центральном Китае. Значительную часть финансовых поступлений монгольские правители получали с удельных владений. Новые хозяева раздавали пахотные поля, угодья, целые селения монгольской знати иностранцам и китайцам, поступавшим к ним на службу, буддийским монастырям. Был восстановлен институт должностных земель, кормивших привилегированную часть общества из числа образованной элиты.

На Юге большинство земель оставалось у китайских владельцев с правом купли-продажи и передачи по наследству. На Юге налоги были более тяжёлыми, чем на Севере.

Политика завоевателей способствовала разорению слабых хозяйств и захвату земли и крестьян монастырями и влиятельными семьями.

В ходе покорения Китая монголами исконное население оказалось на положении невольников, чей труд в сельском и домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских фактически был рабским. Немногим легче оказалась и доля арендаторов частных земель, страдавших от нефиксированных налогов. Они отдавали большую часть урожая хозяевам земли – монгольским и китайским чиновникам, и буддийским монастырям. Тяжёлыми поборами облагались цеховые ремесленники. Нередко их вынуждали дополнительно отдавать часть товара, бесплатно работать на гарнизоны. Купцы и их организации также облагались тяжёлой податью и платили многочисленные пошлины. Китайским торговцам для перевозки товара требовалось специальное разрешение.

Финансовая политика монгольских властей ухудшила положение всех слоёв населения.

Монголы взяли на вооружение китайскую модель развития общества, в частности традиционные представления о сущности власти императора как носителя в едином лице всех функций управления: политических, административных, правовых. В этой связи была создана специальная группа ведомств, состоявшая из 15 учреждений, которые обслуживали потребности императорского двора и столицы. Главным управленческим органом монголов стал традиционный императорский совет – кабинет министров с шестью ведомствами при нём. Мощным средством борьбы с центробежными тенденциями в стране стал цензорат, исконно использовавшийся в Китае для надзора за чиновниками.

Но основой могущества монголов оставалось их преимущество в военной области: они обеспечили себе ведущие позиции в управлении военными делами и в главном военном ведомстве вооружений.

Правительство провозгласило свою власть и над местными структурами, однако полного административно-политического контроля ему достичь не удалось. Под управлением центрального правительства, по существу, находилась лишь столица – город Даду (Пекин) и примыкавшие к столичной области северо-восточные пределы Юаньской державы. Остальная территория была поделена на восемь провинций.

По мере стабилизации и упрочения власти монгольских ханов над Китаем и возникновения потребности в новых сферах управления и административном аппарате начинается процесс их частичного восстановления. Однако характер общения носителей двух культур складывался не всегда гладко. Здесь существовало несколько аспектов. Особенно сложными были отношения монгольских властей с китайскими книжниками на юге, получившими традиционное образование и учёное звание ещё в сунское время. Воцарение династии Юань ознаменовалось отменой института экзаменов, и потому бюрократическая машина, созданная монголами до завоевания южносунского Китая, оказалась заполненной китайцами-северянами и представителями других народностей. В этих условиях южане-книжники, отстранённые от службы, были востребованы главным образом в системе образования. Пытаясь привлечь на свою сторону китайских интеллектуалов и погасить среди них антимонгольские настроения, юаньские власти в 1291 г. издали указ об учреждении публичных школ и академий. Академии выполняли роль собирателя и хранителя книг, а нередко и их издателя. Эти учебные заведения стали пристанищем для многих южносунских учёных, находивших здесь применение своим знаниям. С другой стороны, всякое продвижение монгольских правителей по пути приобщения к китайской культуре встречало противодействие в самой монгольской среде, опасавшейся отхода от племенных порядков.

В целом монголы с трудом привыкали к непривычной для них культурной среде и политическим традициям. Противостояние китайского и монгольского начал, укладов жизни двух этносов, культуры земледельцев и кочевников фактически не прекращалось в течение всего юаньского периода. Однако в условиях первоначального поражения китайской культуры всё более обнаруживалась тенденция к заметному восстановлению и даже торжеству её позиций. Показательно, в частности, учреждение монгольских школ по китайскому образцу и обучение в них монгольской молодёжи на китайских классических книгах, хотя и переведённых на монгольский язык. С 1315 г. была восстановлена, после длительной и упорной борьбы, система экзаменов. Другой очень важной стороной благотворного влияния китайской культуры было историописание. Пытаясь представить себя в качестве законных правителей – наследников предшествовавших китайских династий, монголы много внимания уделяли составлению официальных династийных историй. Так, при их покровительстве были составлены истории династий Ляо (907-1125), Цзинь (1115-1234) и Сун (960-1280). Таким образом завоеватели стремились учесть настроение коренного населения и особенно его культурные традиции и тем самым способствовать политической консолидации своей власти. Побеждённый этнос как носитель древнего культурного субстрата и политической традиции постепенно одерживал победу над формами институтов, привнесённых монголами.

 Билет 26. Китай в эпоху династии Сун.

Особенность сунской эпохи заключается в том, что с самого начала ведущую роль в экономике играл частнопомещичий сектор. Поэтому государство компенсировало слабость своих позиций в экономике целым комплексом мер:

1) превращением буддийских монахов в государственных податных;

2) увеличением налогообложения деревни в 3, 6 раза;

З) введением государственней монополии на производство ряда товаров, прежде всего на добычу соли и руд. Численность работников на некоторых казенных мануфактурах достигала 700 человек. Госмонополия на внешнюю торговлю давала казне солидный доход (13% импортная пошлина, закупка у цехов их продукции по заниженным ценам и продажа ее на экспорт по завышенным);

4) высокое налогообложение торгово-ремесленной деятельности;

5) увеличение добычи железной руды в 12 раз и медной в 30 раз;

6) политика "укрепления ствола и ослабления ветвей", что означало:

- строгое разделение военных и гражданских функций (во избежание самовольства цзедуши по примеру прошлых эпох);

- ограничение самостоятельности местных властей;

- усиление роли контрольной власти;

- усиление роли системы кэцзю;

- увеличение армии в 6 раз до 1, 2 млн. чел. (на нее тратилось 5/6 госбюджета). Однако, опасаясь роста роли военных, предпочитали не столько воевать, сколько по возможности откупаться от кочевников.

Последствия политики Сунов

1) дублирование функций и разрастание госаппарата (не менее 200 тыс. чиновников лишние), некомпетентность, небоеспособность армии;

2) усиление противоречий в правящем классе:

- между бюрократической и частновладельческой частями;

- между верхами и низами чиновничества;

- между Северной и Южной группировками (северяне-суны не допускали в госаппарат "людей с другой стороны реки" Янцзы;

- между гражданской и военной бюрократией.

З) народные восстания - на материале одного из них в романе ХIV в. "Речные заводи" будут описаны события в плавнях Хэнани, где паролем восставших был "Все люди - братья";

4) движение реформаторов, сторонников усиления государственной власти и ослабления налогового пресса на крестьянство.

Наибольшего размаха реформаторское движение достигло после назначения императором Шэнь Цзуном на должность первого министра скромного чиновника уездного управления, писателя и патриота Ван Аньши. Находясь у власти в 1069-85 гг., Ван ставил перед собой две главные задачи: укрепление финансов и обороны. Для достижения этих целей он:

- ввел всеобщую трудовую повинность (или откуп от нее) для укрепления границ и ирригации;

- провел обмер полей и упорядочил налогообложение;

- стимулировал крестьянские хозяйства под контрактацию 20% урожая через Государственный банк;

- добился четкого государственного регулирования торговли, денежного обращения и цен;

- ввел кредитование крестьянства продуктами в государственных магазинах в трудное время накануне сбора урожая, а для этого увеличил государственные запасы зерна;

- не остановился перед налогообложением знати.

Реформы были прекращены со смертью императора, покровителя преобразований, поскольку они встречали противодействие в самых различных кругах общества, не желавших укрепления государства за их счет. Кроме того, по мере проведения реформ произошел раскол в стане реформаторов по неодинаковой степени их радикализма, вследствие соперничества за власть и влияние и отхода части из них от продолжения преобразований по мере обеспечения личного благополучия. Посягательства Ван Аньши на идеологическую монополию конфуцианства встретили ожесточенный отпор со стороны большинства шэньши всех уровней и положения.

Деятельности Ван Аньши даются самые разнообразные оценки. В трактовке идеологов КПК он "великий политический деятель, чьи интересы были интересами народа". Го Можо утверждал, что КПК взяла у Ван Аньши лозунг "учиться у народа" и приравнял аграрную политику КПК к его политике. Западная историография обращает внимание на стремление Вана к проведению "либеральной" политики создания "банков капиталистического типа", другие считают его "предтечей коммунизма" (В. И. Ленин так не считал, назвав Вам Аньши "преобразователем XI века"). На наш взгляд, нельзя давать оценку этому деятелю на основании выпячивания отдельных аспектов его правления - он был наиболее дальновидным представителем китайского общества, требовавшим от всех его слоев поступиться частью своих интересов во имя общего блага (чистоты принципов АСП и конфуцианства).

Прекращение реформ привело к деградации и политическому вырождению правящего и имущего класса, который забросил не только ратное дело, но и хозяйственное управление, погрязнув в стихах, рисовании, каллиграфии. Следующие 200 лет династии Сун прошли в борьбе за выживание перед лицом нарастающей внешней опасности.

Распад Сунской империи

С 1126 г. империя подвергается все возрастающему натиску чжурчженей. Главком Ли Ган разбил их, но для завершения борьбы потребовал всеобщего вооружения народа, за что был отправлен в ссылку. В результате повторного вторжения чжурчженей в следующем году император был вынужден пойти на переговоры с ними о заключении мира, но самобытный полководец Юэ Фэй нанес поражение кочевникам, готовым пойти на мир, завоевав тем самым уважение в народе. Это ставило двор перед перспективой продолжения опасной войны, в том числе на территориях, где находились земли первого министра Цин Гуя, богатейшего помещика своего времени (по другой версии этот сановник был "агентом влияния" чжурчженей и поэтому проводником капитулянтской линии Сунов перед ними). Цин Гуй обвинил Юэ Фэя в срыве переговоров и вызвал его в столицу для "расследования" его деятельности - по сфабрикованному обвинению в подготовке мятежа полководец был казнен (впоследствии на могиле Юэ Фэя была установлена скульптурная композиция виновной в его смерти "банды четырех" - Цин Гуя с супругой и двух клеветников, оговоривших народного героя).

В результате отказа Сунов от борьбы с чжурчженями в 1142 г. был заключен позорный мир, в соответствии с которым граница между чжурчженьским государством Цзинь и Сунской империей проходила по р. Хуанхэ. С этого времени на территории ранее единого Китая существовали четыре государства: Южное Сун, Цзинь, Си Ся и Наньчжао. Именно с таким раздробленным Китаем столкнется через 60 лет монгольская орда.

Билет 27. Корея в 14-15 веке.

В XIV век Корея вошла обессиленная, в экономике и сельском хозяйстве был полный упадок. Феодалы жестоко эксплуатировали население, которое сильно сократилось. Возросло обезземеливание крестьян. Разорение лично-свободных крестьян сопровождалось увеличением численности крепостных-ноби.

Положение Корё усугублялось активным вмешательством в его внутренние дела Юаньской династии. Начались восстания против Юаней. В 1334 г. происходили волнения в пяти провинциях, в 1361 г. - в ряде уездов на северо-западе страны. В 1356 году корёские войска взяли и разгромили восемь юаньских крепостей на берегу Амноккан. Власти Корё не решались окончательно порвать с Юаньской империей. Это явилось поводом для нападения антиюаньских повстанческих сил Северо-Восточного Китая (в Корё их называли "красноголовыми").

В 1361 году повстанческим силам удалось захватить столицу Корё, но армия под руководством Чхве Ена освободила Кэген и изгнала «краноголовых». В 1365 году Ван Конмин назначил первым министром Синдона. Министр наказал, злоупотребляющих властью, чиновников и начал возвращать владельцам, отнятые у них земли. Так же даровал свободу, незаконно обращённым в ноби, крестьянам. С воцарением в Китае Минской династии, Корё признало свою зависимость.

Синдон был устранён от власти, так как его политика не устраивала интересы знати. К власти пришла «клика Лима-Ема». Эта группировка возвратила знати земли, возвела на престол своего ставленника и разорвала отношения с минским Китаем.

Правители обогащались за счёт простого населения, в 70-80 годы XIV века в Корё нарастал всеобщий кризис. Коррупция и взяточничество, насильственный захват земель и увеличившиеся налоги. Значительно ослабла оборона страны.

В это не простое время появилась опозиционная «партия реформ», которую возглавили полководец Ли Сонге, видные чиновники и конфуцианские деятели Чо Джун, Чон Доджон, Чон Монджу и другие. В начале 1388 года была свергнута «клика Лима-Ема». Взаимоотношения с минским Китаем были восстановлены.

«Партия реформ» шла по курсу возрождения централизованного государства. В середине 1388 году правящему дому возвратили находившиеся в 360 местах участки, некогда пожалованные буддистской церкви. Новая земельная система в 1391 году была представлена законом о кваджон (ранговых наделах). В законе чётко прослеживалось стремление государства обеспечить контроль над земельным фондом страны и использовать его в общих интересах господствующего класса. Закон не коснулся крестьянского землевладения. Упоминались лишь те, кому не разрешалось выдавать землю (казенные и частные чхонины, ремесленники, торговцы). Закон о кваджонг не только сохранил частную феодальную собственность, но и оставил возможности для ее последующего роста.

В 1392 г. Ли Сонге провозгласил себя ваном, положив начало династии, правившей Кореей более 500 лет. Междоусобная борьба, доходившая до вооруженных столкновений, завершилась в 1400 году. Правление занявшего тогда престол Тхэджона (1401-1418) и его преемника Седжона (1419-1450) стало временем активного воссоздания централизованного феодального государства, получившего наименование Чосон. Столицей, в 1394 году, сделали Сеул, построенный на месте городка Ханян.

К началу XV века высшим правительственным органом являлся Ыйджонбу (Государственный совет). Ему подчинялись шесть центральных отраслевых органов: Иджо (Палата чинов), Ходжо (Подворная палата), Йеджо (Палата церемоний), Пёнджо (Военная палата), Хёнджо (Палата наказаний), Конджо (Палата общественных работ) - и еще около 80 больших и малых ведомств.

Буддистская церковь подверглась яростным нападкам "партии реформ". У неё отобрали дарованные земли, запретили жертвовать монастырям земли. Существовавшие тогда 12 буддистских сект в 1424 году были слиты в две: кёджон (секта последователей канона) и сонджон (секта созерцателей, "Дзэн").

Начало быстро увеличиваться население Кореи. Две трети проживали в столичной и трех южных провинциях - главном земледельческом районе страны. Из этих провинций крестьян переселяли в крайние северные провинции. Пахотный фонд страны более чем вдвое превышал уровень конца XIV века. Техника полива осталась прежней - рытье каналов, отводных канав. Распространенное на Востоке водоподъемное колесо не нашло в Корее широкого применения. Потребности основной массы населения в промышленной продукции удовлетворялись главным образом домашними промыслами, изделия которых шли также в уплату податей. Торговля считалась наименее уважаемым занятием, но и она пережила в XV веке существенный подъем.

Билет 28. Корея в эпоху раннего средневековья. Силла.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!