Завоевание Северного Китая и других государств



В 1207 г. Чингис-хан направил своего старшего сына Джучи на завоевание племён, обитавших к северу от реки Селенги и в долине Енисея. Есть основание полагать, что главной целью этого похода был захват районов, богатых железоделательными промыслами, необходимыми завоевателям для выделки оружия. Джучи выполнил план завоевания, намеченный Чингис-ханом. В том же 1207 г. завоеватели столкнулись с тангутским государством Си-Ся (в нынешней провинции Ганьсу), правитель которого обязался платить дань Чингис-хану. В 1209г. Чингисхану подчинилась страна уйгуров в Восточном Туркестане. Однако главное внимание Чингис-хана было в это время направлено в сторону Китая. В 1211 г. против чжурчженей, владевших тогда северной частью Китая (государством Цзинь), выступили главные монгольские силы во главе с Чингис-ханом.

Чжурчжени, будучи сами завоевателями, чуждыми китайскому народу и ненавидимыми им, не смогли противостоять монголам. К 1215 г. в руки монголов перешла значительная часть территории Цзиньского государства. Завоеватели заняли, разграбили и сожгли его столицу — китайский город Яньцзин (совр. Пекин). Назначив одного из своих военачальников — Мухули правителем отнятых от чжурчженей областей Китая, Чингис-хан с огромной добычей вернулся в Монголию. В ходе этой войны Чингис-хан познакомился с китайскими тяжёлыми стенобитными и камнемётными орудиями. Поняв значение этих орудий для дальнейших завоеваний, он организовал их производство, использовав для этого вывезенных из Китая и обращенных в рабство мастеров.

Завоевание Средней Азии и государства Си-Ся

Закончив войну в Северном Китае, Чингис-хан направил свои отряды на запад — в сторону Хорезма, крупнейшего в то время государства Средней Азии. Разгромив предварительно эфемерное государство Кучлука найманского, племянника Даян-хана (1218 г ), войска Чингис-хана начали завоевание Средней Азии (в 1219 г ). В 1220 г. завоеватели овладели Бухарой и Самаркандом Хорезмское государство пало. Хорезмшах Мухаммед бежал в Иран и скрылся на островке Каспийского моря, где вскоре умер. Монгольские отряды, преследуя его сына Джелал-ад-дина, проникли в Северо-Западную Индию, однако натолкнулись здесь на сильное сопротивление, остановившее их продвижение в глубь Индии. В 1221 г. завоевание Средней Азии — разоренной и опустошенной, с превращенными в руины и пустыни го родами и оазисами — было закончено

 

Билет 35. Османская империя. Образование и развитие.

Порой рождения государства турок-османов можно считать, конечно, условно, годы, непосредственно предшествовавшие гибели Сельджукского султаната в 1307 г. В последние десятилетия XIII в. на северо-западе Анатолии возник еще один практически самостоятельный бейлик. В историю он вошел под названием Османского, по имени предводителя небольшой тюркской племенной группы, главной составной частью которой были кочевники огузского племени кайы.

Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400—500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства на территории дарованного ему уджа.

Удж Эртогрула в районе Мелангии (тур. Караджахисар) и Сёгюта (к северо-западу от Эскишехира) был невелик. Но правитель был энергичен, а его воины охотно участвовали в набегах на соседние византийские земли. Действия Эртогрула облегчены были немало тем, что население пограничных византийских областей было крайне недовольно грабительской налоговой политикой Константинополя. В результате Эртогрулу удалось несколько увеличить свой удж за счет пограничных областей Византии. Трудно, правда, точно определить масштабы этих захватнических операций, как, впрочем, и первоначальные размеры самого уджа Эртогрула, о жизни и деятельности которого нет сколько-нибудь достоверных данных. Турецкие хронисты, даже ранние (XIV—XV вв.), излагают много легенд, связанных с начальным периодом сложения бейлика Эртогрул. Эти легенды гласят, что жил Эртогрул долго: он умер в возрасте 90 лет в 1281 или, по другой версии, в 1288 г.

Сведения о жизни сына Эртогрула, Османа, давшего имя будущему государству, тоже в немалой мере легендарны. Осман родился примерно в 1258 г. в Сёгюте. Этот горный малонаселенный район был удобен кочевникам: здесь было много хороших летних пастбищ, хватало и удобных зимних кочевий. Но, пожалуй, главным преимуществом уджа Эртогрула и наследовавшего ему Османа было соседство с византийскими землями, что давало возможность обогащаться за счет набегов. Эта возможность привлекала в отряды Эртогрула и Османа представителей других тюркских племен, обосновавшихся на территориях других бейликов, так как завоевание принадлежавших немусульманским государствам территорий почиталось у адептов ислама делом священным. В результате, когда во второй половине XIII в. правители анатолийских бейликов в поисках новых владений воевали между собой, воины Эртогрула и Османа выглядели борцами за веру, разоряя в поисках добычи и с целью территориальных захватов земли византийцев.

После смерти Эртогрула правителем уджа стал Осман. Судя по некоторым источникам, были сторонники передачи власти брату Эртогрула, Дюндару, но тот не рискнул выступить против племянника, ибо видел, что его поддерживает большинство. Через несколько лет потенциальный соперник был убит.

При Османе в его бейлике еще господствовали социальные отношения, присущие родоплеменному быту, когда власть главы бейлика основывалась на поддержке родоплеменной верхушки, а захватнические операции осуществляли ее военные формирования. Большую роль в формировании османских государственных институтов играло мусульманское духовенство. Мусульманские богословы, улемы, выполняли многие административные функции, в их руках было отправление правосудия. Осман установил прочные связи с дервишскими орденами мевлеви и бекташи, а также с ахи — религиозно-цеховым братством, которое пользовалось большим влиянием в ремесленных слоях городов Малой Азии. Опираясь на улемов, верхушку дервишских орденов и ахи, Осман и его преемники не только укрепляли свою власть, но и обосновывали мусульманским лозунгом джихада, «борьбы за веру», свои захватнические походы.

Осман, племя которого вело полукочевой образ жизни, еще не обладал ничем, кроме табунов коней и овечьих стад. Но когда он стал завоевывать новые территории, возникла система раздачи земель его приближенным в награду за службу. Эти пожалования получили название тимаров. Турецкие хроники так излагают указ Османа относительно условий пожалований:

«Тимар, который я дам кому-либо, пусть без причины не отнимают. А если тот, кому я дал тимар, умрет, то пусть передадут сыну его. Если сын мал, то все равно пусть передадут, чтобы во время войны слуги его ходили в поход до тех пор, пока он сам не станет пригодным». В этом и состоит суть тимарной системы, являвшейся разновидностью военно-ленной системы и ставшей со временем основой социальной структуры османского государства.

Тимарная система обрела законченную форму в течение первого века существования нового государства. Верховное право предоставления тимаров было привилегией султана, однако уже с середины XV в. тимары жаловались и рядом высших сановников. Земельные наделы давались воинам и военачальникам как условное держание. При условии выполнения определенных военных обязанностей держатели тимаров, тимариоты, могли передавать их из поколения в поколение. Примечательно, что владели тимариоты, в сущности, не землями, являвшимися достоянием казны, а доходами с них. В зависимости от этих доходов владения такого рода делились на две категории — тимары, приносившие до 20 тыс. акче в год, и зеаметы — от 20 до 100 тыс. акче. Реальное значение этих сумм можно представить в сравнении со следующими цифрами: в середине XV в. средний доход с одного городского хозяйства в балканских провинциях османского государства составлял от 100 до 200 акче; на 1 акче в 1460 г. в Бурсе можно было приобрести 7 килограммов муки. В лице тимариотов первые турецкие султаны стремились создать прочную и верную опору своей власти — военную и социально-политическую.

В исторически сравнительно короткий срок правители нового государства стали обладателями больших материальных ценностей. Еще при Орхане случалось, что у правителя бейлика не было средств для обеспечения очередного захватнического набега. Турецкий средневековый хронист Хюсейн приводит, например, рассказ о том, как Орхан продал пленного византийского сановника архонту Никомедии, с тем чтобы на добытые таким способом деньги снарядить войско и отправить его против этого же города. Но уже при Мураде I картина резко изменилась. Султан мог содержать войско, сооружать дворцы и мечети, тратить немалые деньги на празднества и приемы послов. Причина такой перемены была проста — со времени правления Мурада I стало законом отчисление в казну пятой части военной добычи, в том числе пленных. Военные походы на Балканы стали первым источником доходов осмайского государства. Дань с покоренных народов и военная добыча постоянно пополняли его казну, а труд населения покоренных областей постепенно начал обогащать знать государства османов — сановников и военачальников, духовенство и беев.

При первых султанах стала складываться система управления Османского государства. Если при Орхане военные дела решались в тесном кругу его приближенных из числа военачальников, то при его преемниках в их обсуждении начали участвовать везиры — министры. Если Орхан управлял своими владениями с помощью ближайших родственников или улемов, то уже Мурад I из числа везиров стал выделять человека, которому поручал управление всеми делами — гражданскими и военными. Так возник институт великого везира, веками остававшегося центральной фигурой османской администрации. Общими делами государства при преемниках Мурада I в качестве высшего совещательного органа ведал султанский совет в составе великого везира, глав военного, финансового и судебного ведомств, представителей высшего мусульманского духовенства.

В годы царствования Мурада I получило первоначальное оформление османское финансовое ведомство. Тогда же возникло сохранявшееся на протяжении веков разделение казны на личную казну султана и государственное казначейство. Появилось и административное деление. Османское государство было разделено на санджаки. Слово «санджак» означает в переводе «знамя», как бы напоминая о том, что управители санджаков, санджак-беи, олицетворяли на местах власть гражданскую и военную. Что касается судебной системы, то она целиком находилась в ведении улемов.

Государство, развивавшееся и расширявшееся в результате захватнических войн, проявляло особую заботу о создании сильной армии. Уже при Орхане были сделаны первые важные шаги в этом направлении. Было создано пехотное войско — яя. Пехотинцы в период участия в походах получали жалованье, а в мирное время жили за счет обработки своих земель, будучи освобождены от налогов. При Орхане были созданы и первые регулярные кавалерийские части — мюселлем. При Мураде I армия была усилена за счет крестьянского пехотного ополчения. Ополченцы, азапы, набирались только на время войны и в период военных действий также получали жалованье. Именно азапы составляли на начальном этапе развития Османского государства основную часть пехотного войска. При Мураде I начал формироваться и корпус янычар (от «ени чери» — «новое войско»), ставший впоследствии ударной силой турецкой пехоты и своего рода личной гвардией турецких султанов. Он комплектовался путем принудительного набора мальчиков из христианских семей. Их обращали в ислам и обучали в специальной военной школе. Янычары были подчинены самому султану, получали жалованье от казны и с самого начала стали привилегированной частью турецкого войска; командир янычарского корпуса входил в число высших сановников государства. Несколько позже янычарской пехоты были сформированы конные отряды сипахи, которые также подчинялись непосредственно султану и находились на жалованье. Все эти военные формирования обеспечивали устойчивые успехи турецкой армии в период, когда султаны все более расширяли завоевательные операции.

Таким образом, к середине XIV в. сложилось первоначальное ядро государства, которому суждено было стать одной из самых крупных империй Средневековья, мощной военной державой, в короткий срок подчинившей себе многие народы Европы и Азии.

Билет 37. Северная Африка в 9 – 13 веках.

К 711 году Северную Африку полностью завоевали арабы, а к X веку большая часть населения приняла ислам[51]. Под конец IX века единство, возникшее после арабских завоеваний, подошло к концу. Шла борьба за право быть продолжателем пророка. Сначала власть в Халифате захватили Омейяды, установив свою столицу в Дамаске. Когда Аббасиды отобрали у них власть, они перенесли центр своего правления в Багдад. Свободолюбивые берберы из Северной Африки, которым не нравилось внешнее вмешательство в свои дела и исключительность арабов в ортодоксальном исламе, приняли ислам шиитского и хариджитского направлений, к которым Аббасиды относились враждебно. На территории Магриба в VIII-м и IX-м веках возникло много хариджитских государственных образований, которые не подчинялись Багдаду. В X веке из Сирии пришли шииты, которые утверждали своё происхождение от дочери Магомета Фатимы и образовали в Магрибе династию Фатимидов. К 950 году они покорили весь Магриб, а к 969 году завоевали Египет[52].

Пытаясь очистить ислам, Абдулла ибн Ясин основал среди объединения племён берберов санхаджа, обитавших на территории современной Мавритании и Западной Сахары, движение альморавидов. Берберы санхаджа, как и сонинке, наряду с исламом исповедовали язычество. Абдулла ибн Ясин легко нашёл последователей среди санхаджского племени лемтунов, которых на юге теснили сонинке, а на севере зената. К 1040 лемтуны полностью приняли альморавидскую идеологию. Лемтунские вожди Яхья ибн Омар и Абу Бекр ибн Омар захватили власть на большой территории, разделив страну на две части, поскольку она была слишком большой для одного правителя. На юге, воюя с сонинке, правил Абу Бакр, в другой — Юсуф ибн Ташфин, который захватил кроме Северной Африки ещё и часть Пиренейского полуострова. Абу Бакр умер в 1087 году, и после его смерти сонинке вернули себе утраченные земли[53].

 

Альмохадский минарет в Сафи

С X по XIII века значительная часть бедуинов покинула Аравийский полуостров. К 1050 году в Магриб иммигрировало около четверти миллиона арабских кочевников. Тех из них, которые шли вдоль северного побережья Африки, называли бану хилал; тех, кто ушёл к югу от Атласских гор, называли бану сулайм. Благодаря этому движению расширился ареал использования арабского языка, берберский язык стал приходить в упадок, и началась арабизация Северной Африки. Позже одна из арабизированных берберских групп, хаввара, прошла через Египет в Нубию[54]. В 1140-х годах Абд аль-Мумин провозгласил джихад Альморавидам, обвинив их в распущенности и коррупции. Объединив северные берберские племена, он сумел одолеть их и основал новую династию Альмохадов. На то время Магриб уже был полностью мусульманским и стал одним из центров исламской культуры с высоким уровнем грамотности и научных знаний, в том числе математических. К XIII веку государство Альмохадов распалось на три части. Христианские королевства Кастилия, Арагон и Португалия почти полностью вытеснили мусульман с Пиренейского полуострова. В 1415 году Португалия начала отвоёвывать земли в Северной Африке, захватив портовый город Сеута. Вскоре Испания и Португалия захватили ещё несколько портов. В 1492 году Испания захватила Гранадский эмират, последнее мусульманское государство на полуострове, что окончательно положило конец 8 векам мусульманского владычества в Иберии[55].

Португалия и Испания завладели портами Танжер, Алжир, Триполи и Тунис, но их интересы стали пересекаться с интересами Османской империи, и турки отвоевали эти порты, используя тактику пиратских нападений. Из своих северо-африканских портов турецкие корсары осуществляли регулярные нападения на христианские торговые суда. Формально в те времена Северная Африка принадлежала Оттоманской империи, но на самом деле турецкий контроль был слабым и распространялся только на прибрежные города. Продолжалась торговля через Сахару, турецкие паши из Триполи получали из Борну рабов, продавая лошадей, огнестрельное оружие и латы[56].

В XVI веке арабские кочевники, по легенде ведшие свою родословную от дочери Магомета, завоевали и объединили Марокко, образовав династию Саади. Они помешали Оттоманской империи дойти до Атлантического океана и изгнали португальцев с западного побережья. Наивысшего расцвета государство получило при Ахмаде аль-Мансуре. В 1591 году он вторгся в империю Сонгай и завоевал её, захватив контроль над торговлей золотом, которая шла двумя путями — к западному побережью для европейских мореплавателей и на восток, в Тунис. В XVII веке контроль Марокко над Сонгай уменьшился. После смерти Ахмада в 1603 году его государство распалось на две части с центрами в Фесе и Марракеше. Мулай аль-Рашид вновь объединил страну, основав династию Алауитов. В дальнейшем её укрепил Исмаил ибн Шариф, развивая войско за счёт привезенных из Судана рабов[57].

Билет 38. Сельджукский султанат. Политическая история.

Тюркские племена в Малой Азии и на Балканах появились в период т.н. Великого переселения народов. Однако до VII в. массы тюркских кочевников быстро поглощались местным этносом и не оставили заметного следа в этнической истории региона. В VIII-IX вв. начался более значительный приток тюрок из Средней Азии, которых багдадские халифы использовали как военную силу. В IX-н. XI вв. обособились две этнические общности в среде тюрок – западные и восточные огузы, за последними закрепилось название «туркмены». В X в. среди туркменского племени возвышается род Сельджука. В к. X в. сельджукиды приняли ислам и объединили вокруг себя значительные силы. Ко всем, кто признал власть Сельджука, стал применяться термин «сельджуки».

В 1040 г. сельджуки вторглись в Иран, завоевали Ирак, Сирию, Азербайджан, часть Армении и создали новую державу «Великих Сельджукидов». Так они оказались на границе Малой Азии, которая в то время была частью Византии.

Широкое наступление огузо-туркменских племен на Малую Азию продолжалось в XI в. Уже в 30-40 гг.XI в. было совершено несколько военных набегов в Закавказье и Малую Азию. С 60-х гг. нападающие стали захватывать отдельные районы Восточной Анатолии, превращая их в опорные пункты для дальнейших атак. В этих условиях византийский император Роман IV Диоген попытался обеспечить безопасность границ с помощью крупной военной экспедиции против сельджукского султана. Роман Диоген вышел на бой у стен крепости Манцикерт (Маназкерт, Малазгирт) с огромным войском, включавшим разноплеменных наемников (франков, армян, русов, печенегов). Армия сельджукского султана Алп Арслана (1063-1072) оказалась не столь многочисленной и султан отправил посольство с предложением о мире, которое византийским императором принято не было.

Сражение произошло 19 августа 1071 г. и окончилось катастрофой для византийцев, в панике бежавших с поля боя. Одна из причин поражения - измена тюркских наемников, находившихся на правом и левом флангах. Увидев против себя огузо-туркменские войска, услышав их тюркские боевые кличи (ураны), они поняли, что противник близкородственен по языку и перешли на сторону сельджуков вместе со своими военачальниками. Еще одна часть византийской армии под командованием Михаила Тарханиота (Тархан – имя тюркского происхождения) отказалась сражаться на стороне византийцев. Роман Диоген попал в плен и был отпущен на условиях выплаты ежегодной дани в размере 1 тыс. динаров. Алп Арслан при этом гарантировал неприкосновенность восточных границ империи. Мирный трактат не был признан в Константинополе, сам Роман вскоре погиб и уже ничто не могло сдержать тюркских кочевников, которые бурным потоком хлынули вглубь Анатолии. В ближайшее десятилетие они захватили Никею, Измир и ряд других пунктов. Так возник Сельджукский султанат в Малой Азии, который был частью огромного государства «Великих Сельджуков».

Оказавшись у западных границ Малой Азии, сельджуки стали угрожать столице Византии – Константинополю. Однако их дальнейшее продвижение на запад было остановлено крестовыми походами. С одной стороны, походы привели к захвату крестоносцами земель, населенных арабами; с другой – походы спасли Юго-Восточную Европу от вторжения сельджуков и в течение почти столетия вынудили их держаться в пределах границ той территории Малой Азии, куда они были оттеснены. Свою столицу Никею сельджуки потеряли. Лишь в 1116 г. они приобрели новую столицу – г.Конью, который оставался ею до конца существования Сельджукского султаната, т.е. до н.XIV в. По названию этого города Сельджукский султанат именовали также Конийским (Иконийским).

В 1192 г. империя «Великих Сельджукидов» фактически распадалась. Владетели отдельных областей стали объявлять себя султанами и на протяжении всего XII в. положение в Малой Азии оставалось неустойчивым. Соотношение сил менялось, военные столкновения были почти постоянными, но в событиях того времени можно выделить две основные тенденции. Одна была связана с попытками изгнания тюркских завоевателей (это исходило из Византии), а вторая – с усилиями тюрок упрочить свои позиции и объединить захваченные земли под единой властью. К XIII в. вся Анатолия объединилась в единое государство – Румский султанат. Складывание единого государства и прекращение междоусобных войн обеспечивало благоприятные условия для оседания тюркских кочевников на землю, их сближения с местным греческим и армянским населением, обеспечивало условия для восстановления нормальной хозяйственной жизни

Билет 39. Страны средней азии в 5-7 веках.

История среднеазиатских земель: Хорезма, Мавераннахра, Северного Хорасана, Гургана и др. - тесно связана с историей соседних земель (Иран, Сеистан, Дешт-и Кипчак и др.). Общность исторических судеб привела к выработке сходных традиций, но не к их единообразию. Традиции домусульманской старины приспосабливались к государственным и общественным институтам, сформировавшимся на базе мусульманского мировоззрения.

В III-VII вв. южные области Средней Азии испытали на себе влияние сасанидской государственности. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные находки сасанидских монетных кладов в областях современного Южного Туркменистана. Завоевание Сасанидами Хорасана и Гургана относится ко второй половине III в. В IV в. ими предпринимались также завоевательные походы в Хорезм и заамударьинские области, не имевшие, впрочем, решительного успеха.

Средняя Азия была неселена в ту пору преимущественно ираноязычными народностями. Иранцами по языку были как обитатели земледельческих оазисов: хорезмийцы, бактрийцы, согдийцы, - так и кочевники: саки, массагеты и др. К первым векам нашей эры относится проникновение в северо-восточные области Мавераннахра и в Хорезм тюркоязычных групп. В пестрой гамме религиозных верований преобладали близкие к сасанидскому зороастризму дуалистические культы, восходящие своими корнями к древним арийским (индоевропейским) верованиям. Почитанием пользовались также небесные светила (Солнце, Луна), силы природы (огонь, вода, ветер). Значительное место занимали культ предков, вера в таинственные силы некоторых растений ("хаома") и животных (собака, ёж, петух и др.), добрых и злых духов.

Власть на местах принадлежала крупным земельным собственникам - дихканам; руины их многочисленных замков-крепостей до сих пор возвышаются на равнинах Средней Азии (так называемые кешки) как память о господствовавшей здесь некогда политической раздробленности. Сасанидская административная система могла оказать влияние только на те области, которые непосредственно входили в состав империи шаханшахов.

Об устройстве других среднеазиатских областей в III-IV вв. практически ничего не известно.

В ранней истории Средней Азии исключительно велика роль кочевых племен и объединений. Нашествия "степных варваров" приносили немало бед и разрушений населению земледельческих оазисов и городов. В то же время торговые связи скотоводов-кочевников с горожанами и земледельцами носили взаимонеобходимый и взаимовыгодный характер. Происходившее время от времени полное или частичное оседание номадов на землю приводило к взаимопроникновению элементов традиционных хозяйственно-экономических укладов и этноплеменных особенностей, в результате чего формировался своеобразный тип духовной и материальной культуры.

В V в. в Средней Азии возникла могущественная держава эфталитов, представлявших собой союз ирано- и тюркоязычных племен при значительном доминировании первых как в области социальной, так и культурной. Согласно ранним китайским источникам, эфталитское государство было преимущественно кочевым, а по более поздним, греческим, - оседлым и земледельческим, что отражает, по-видимому, постепенную эволюцию этого государства на протяжении V-VI вв. Эфталиты были могущественными соперниками Ирана на международной арене. В середине V в. им удалось отвоевать у Сасанидов весь Северный Хорасан с Мервом, Несой и Серахсом, а также Дихистан и некоторые другие прикаспийские области. На протяжении целого столетия военные действия между двумя государствами протекали с переменным успехом. В царствование Пероза (456-486) и Кавада I (488-531) эфталиты нередко вмешивались во внутренние дела Ирана и брали с него дань.

Между 563-567 гг. государство эфталитов было разгромлено объединенными силами Тюркского каганата и сасанидского Ирана. При этом Хорезм и Мавераннахр вошли в состав тюркских владений, а земли к югу от Аму-дарьи вновь перешли под контроль Сасанидов. После ослабления Западно-тюркского каганата в 30-х годах VII в. в Хорезме вновь происходит усиление правившей здесь еще до эфталитского завоевания династии Афригидов, представители которой владели Хорезмом во второй половине VII - начале VIII в. как независимые правители.

Социальный строй Средней Азии в VI-VII вв. был сословным. Как и в Иране, здесь существовали сословия жрецов, воинов и земледельцев. Дихкане и торговцы составляли, по-видимому, основное население среднеазиатских городов, крупнейшими из которых были Самарканд, Бухара, Мерв, Балх. Жреческое сословие Средней Азии, родственное по происхождению иранскому, не пользовалось здесь столь же широкими правами и влиянием.

В IV-VII вв. в Средней Азии наряду с зороастризмом существовали другие религии, распространившиеся из соседних стран: христианство, буддизм, манихейство, иудаизм и др. В IV-VI вв. христиане играли большую роль в жизни Мерва и его округи. Уже в 334 г. здесь была создана самостоятельная епископия, преобразованная в 420 г. в митрополию. В V-VII вв. Мерв был одним из важнейших духовных центров Средней Азии и восточноиранских областей. Таковым он остался и в первые века арабского владычества.

Растянувшееся почти на столетие арабское завоевание Средней Азии и последующее включение ее в состав могущественной мусульманской державы - Халифата - является одной из важнейших вех в истории Среднего Востока. Арабское завоевание принесло народам завоеванных территорий новую религию и государственный язык. Мелкие независимые княжества оказались включенными в состав обширного централизованного государства. Установление прочных культурных, экономических и политических связей привело к постепенному изменению всего облика материальной и духовной культуры, способствовало формированию не только политического, но и в значительной мере культурного единства на обширной территории от Малой Азии до Семиречья.

Первым был завоеван Хорасан. В 651 г. арабы захватили Мерв, Нишапур и другие города Хорасана; которые были обложены контрибуцией; пытавшийся сопротивляться Серахс был взят после упорной осады, а жители его большей частью истреблены или обращены в рабство. После завоевания Хорасана Мерв превратился в естественный плацдарм для дальнейших завоевательных походов арабов в глубь Средней Азии, продолжавшихся еще в течение нескольких десятков лет. В 712 г. благодаря внутренним смутам и неурядицам в Хорезме, вызванным борьбой хорезмшаха против одного из своих мятежных родственников-вассалов, войска арабского полководца Кутейбы ибн Муслима практически без сопротивления овладели Хорезмом. В 720 г. завершилось завоевание Гургана, долго и упорно противостоявшего захватчикам. К середине VIII в. завершилось покорение отдаленных северовосточных областей Мавераннахра, находившихся под контролем тюркских каганов.

Билет 40. Уйгурский каганат.

Уйгуры были одним из древнейших тюркоязычных племенных союзов Центральной Азии. Как и тюрки, они генетически связаны йвозДнегуннскими государствами. В III-IV вв. уйгуры входили в племеное объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. "высокие телеги"). В конце V-начале VI в. один из уйгурских вождей, Афучжило, и его наследники успешно соперничали с аварами (жужанами) за власть над оазисами Таримского бассейна.

В V в. в китайских источниках появляется новое название племенного 'союза, куда входили и уйгурские племена, - теле (тегрег - "тележники" Их самоназвание было огузы (диалектальная форма - огуры) Значительная группа этих племен мигрировала на запад, в степи Юго-Восточной Европы и на Северный Кавказ, но большая часть осталась в Центральной Азии. После сложения Тюркского каганата племена огузов вошли в его состав, но примерно с 600 г. и до падения Первого каганат (630 г.) огузы находились в состоянии почти непрерывного мятежа против своих сюзеренов. В 605 г., после предательского избиения западнотюркским Каганом нескольких сот вождей огузов, уйгурский вождь, принявший титул иркин, увел часть племен в Северную Монголию, где они создали обособленную группу огузов, получившую в китайских источниках название "девять племен". В орхонских надписях они известны как токуз-огузы (в мусульманских источниках - токузгузы), буквально - "девять огузов". С 630 г. токуз-огузы выступают в китайских династийных историях как заметная политическая и военная сила. В 40-х годах VII в лидерство внутри объединения токуз-огузов окончательно утвердилось за уйгурами, точнее, за группой из десяти уйгурских племен во главе с племенем яглакар.

Вождь токуз-огузов уйгурский эльтебер Тумиду около 647 г. создал свое государство на севере Монголии, со ставкой на р.Тола. Китайские хроники Сообщают: "Тумиду все же самовольно именовал себя каганом, учредил должности чиновников, одинаковые с тюркскими (должностями)". Танское правительство не признало вновь созданное государство. Более того, в 660-663 гг. между токуз-огузами и Танской империей шла война, в которой китайские войска не смогли одержать победы. Конфликт был урегулирован мирными средствами.

В конце 80-х годов VII в. токуз-огузы потерпели поражение в боях с восточными тюрками, возродившими свое государство. Часть токуз-огузских племен, не желая примириться с господством тюрок, ушла в низовья Эцзин-гола и поселилась, признав танский протекторат, в Ганьчжоу и Ланьчжоу (Ганьсу). Эта группа уйгурских племен после 843 г. составила ядро Уйгурского государства в Ганьчжоу. В 727 г. часть токуз-огузов, спровоцированная на мятеж действиями китайского наместника, вынуждена была бежать в Монголию, под власть тюрок. Именно из этой группы племен выдвинулись впоследствии вожди Уйгурского каганата.

В 744-745 гг. объединенные силы уйгуров, басмылов и карлуков, как говорилось выше, сокрушили Второй тюркский каганат. В 746-747 гг. уйгуры нанесли военное поражение своим союзникам и подчинили басмылов. Карлуки по большей части бежали в Семиречье и Джунгарию, где впоследствии (766 г.) они заняли первенствующее положение среди западнотюркских племен.

Образовавшийся Уйгурский каганат стал важной политической силой в Центральной Азии. В 50-60-х годах VIII в. конница уйгуров сыграла решающую роль в разгроме мятежных китайских военачальников Ань Лушаня и Ши Сы-Мина, поднявших восстание против танского императора Сюаньцзуна. Однако это восстание стало началом конца Танской империи.

Вместе с военной добычей и императорскими дарами уйгурский Бёгю-каган увез в Ордубалык, свою столицу на Орхоне, проповедников нового учения - согдийских миссионеров-манихеев, чью веру он принял в Лояне. Забегая вперед, следует сказать, что уйгурское манихейство пережило Уйгурский каганат и создало в оазисах Восточного Туркестана свою культуру и искусство, свою письменную традицию на тюркском и согдийском языках. В этой рукописной литературе сохранилась память о Бёгю-кагане как учредителе уйгурской манихейской общины. В одном из тюркских манихейских фрагментов, найденных в Турфанском оазисе, Бёпо-каган именуется "великим каганом", "мудрым уйгурским каганом", "эманацией Мани". При Бёгю-кагане уйгурское влияние распространилось на северную часть Восточного Туркестана, что не исключало, впрочем, ни китайского присутствия, ни автономии местного самоуправления оазисных государств и кочевых племен.

В 80-х годах VIII в. отношения между уйгурской династией в Монголии и населением Восточного Туркестана резко ухудшились. В ставке кагана Ордубалыке произошел антиманихейский переворот, который был организован влиятельным сановником, отдаленным родственником кагана Тон бага-тарканом, возглавлявшим прокитайскую партию при уйгурском дворе. Бёгю-каган, два его сына, ближайшие советники и множество согдийцев, в том числе и манихейские вероучители из окружения кагана, были убиты. Мятежный вельможа был провозглашен Алп Кутлуг-бильге-каганом (780-789). К власти пришла боковая ветвь династии Яглакаров.

Договорные принципы союза и протектората, благодаря которым Бетю-кагану удалось утвердиться в Таримском бассейне, были нарушены. Выгодам торговли новые уйгурские каганы предпочли прямое налоговое ограбление согдийских и тюркских общин в таримских оазисах, где манихейство было тогда едва ли не господствующей религией. Именно согдийские и тюркские манихейские конгрегации были главными координаторами торговых операций на трассе от Семиречья до Внутреннего Китая, частью этой трассы был путь через Ордубалык, закрытый Алп Кутлугом. Последствия не заставили себя ждать - и горожане, и племена карлуков, поддержавшие их, восстали против уйгуров. Уйгурское войско потерпело поражение, а в 790 г. при поддержке местного населения тибетцы, давнишние соперники уйгуров, овладели Бешбалыком, последним оплотом уйгуров. Новая уйгурская армия в 50-60 тыс. человек попыталась изменить неблагоприятное развитие событий, но также потерпела неудачу (791 г.).

В 795 г. к власти в Ордубалыке пришла новая династия из племени эдизов. Ее основателем был каган Алп Кутлуг (795-805). В Ордубалыке была восстановлена "религия света", и манихейский пресвитер вновь сделал своей резиденцией столицу каганата. Для легитимизации своей власти каган из племени эдизов принял прозвание "Яглакар", отождествив себя тем самым с прежней династией.

Союзные и договорные отношения с главой манихейской церкви на Востоке после 15 лет перерыва были возобновлены. Уйгурская власть над оазисами Тарима вновь обрела опору и действенность. Вероятно, были урегулированы споры о налогах и поборах, и, согласно Карабалгасунской надписи (806 г.), каган повелел подданным "заниматься (своими обычными) делами". Тюркские манихейские общины Восточного Туркестана вновь приняли покровительство и власть ордубалыкских каганов. В городах Таримского бассейна воцарились близкие родичи уйгурского кагана.

В первом десятилетии IX в. главным врагом Уйгурского каганата стали енисейские кыргызы. Долгое время война шла за Туву, где уйгуры создали передовую линию укреплений. После 820 г. кыргызский правитель, именуемый китайскими источниками Ажо, начал войну с уйгурскими каганами за власть в Монголии. Междоусобицы в Ордубалыке способствовали его успехам. В 840 г., объединив усилия с мятежным уйгурским полководцем Кюлюг бага-тарканом, Ажо взял уйгурскую столицу Ордубалык. Уйгурский каган пал в сражении.

Теряя по пути отставших и отчаявшихся, остатки токуз-огузских племен во главе с Яглакаром Панле-тегином (будущим Менглик-каганом), оставив родину енисейским кыргызам, пришли в Восточное Притяньшанье, на свои прежние пограничные земли. Другая уйгурская группа укрепилась в Бешбалыке. Вождь ее, Буку Чин, в 866 г. овладел Турфаном. Разгромив тибетцев, Буку Чин стал господином положения во всем Таримском бассейне. Так было положено начало восточнотуркестанскому уйгурскому государству Кочо

Билет 41. Халифат Омейядов.

При Омейядах центральной областью халифата стала Сирия. В ней расселились те арабские племена, на которые опирались омейядские халифы. Сирия стала опорной базой для возобновления завоеваний, прерванных гражданской войной. В конце VII — первом десятилетии VIII вв. арабы прочно обосновались в Северной Африке. В 711 г. они вторглись в Испанию и завоевали почти всю ее территорию.

Войска дамасских халифов совершали постоянные вторжения в византийскую Малую Азию. Они доходили до Босфора и Мраморного моря, дважды блокировали Константинополь. Однако закрепиться в этом районе они не смогли. К первой четверти VIII в. арабо-византийская граница установилась по горам Киликийского Тавра и верховьям Евфрата.

В начале VIII в. были окончательно покорены Армения, Картли и Албания. Граница халифата проходила в этом районе по Главному Кавказскому хребту до города Дербент. Арабские наместники этих двух районов совершали периодические набеги на земли хазар. В Средней Азии в 705—715 гг. были завоеваны Хорезм и области за Амударьей (по-арабски Мавераннахр — «то, что за рекой»). За обладание среднеазиатскими областями арабам пришлось вести борьбу с тюрками-кочевниками и Китаем, пытавшимися установить свою власть над этими районами. Победа арабов над китайскими войсками в 751 г. закрепила позиции халифата в Средней Азии. В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 382; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!