Вы учите каждый день по четыре-восемь стихотворных строчек?



Вы развиваете свою память?

Вы обогащаете свой словарный запас?

Вы занимаетесь художественным чтением?

Вы работаете над выразительностью своей речи?

Вы продолжаете анализировать речь людей из вашего окружения?

Вы ведёте дневник своих занятий?

Интересно, сколько раз вы ответите «да» и сколько раз — «нет».

 

Этюд № 38

Вернитесь к первым десяти этюдам. Перечитайте, если даже вы следовали всем моим рекомендациям, ещё раз все эти задания.

Боюсь, что многие из вас выполнили этюды не полностью. Я прав или нет?

Повторяю: чаще при публичном выступлении пользуйтесь вопросительными предложениями. Вопрос побуждает слушателей к обдумыванию, помогает сконцентрировать внимание зала.

Вот и я задал вопрос: я прав или нет?

Каждому необходимо вспомнить, что выполнено, а что нет, и почему. И тут же подготовьте ответ, объясните, почему вы не смогли выполнить этюд или выполнили его не полностью.

Для обдумывания необходимо время, надо сосредоточиться. Возникнут микропаузы. Главное — их не передержать (следует научиться их ощущать, чувствовать; недодержать можно, но вот передержать — опасно; именно эффект «чуть-чуть» делает искусство настоящим искусством) — тогда внимание слушающих вам обеспечено. (Не правда ли, сложная для восприятия фраза? Попробуйте сделать её проще, точнее.) Задали вопрос — пауза («чуть-чуть») — и продолжайте дальше.

Как же достигнуть этого умения? (Опять вопрос!)

Попробуйте, с кем бы вы ни говорили, отвечать на вопросы или вступать в разговор, соблюдая максимально возможную паузу.

Интересуется, скажем, кто-то вашим мнением о той или иной телепередаче, фильме или спрашивает, какой сегодня день недели, а вы, прежде чем ответить, про себя считайте: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь… При этом внимательно смотрите на собеседника, отмечайте его реакцию: в какой момент он начнёт недоумевать, почему вы не сразу отвечаете, через сколько секунд его интерес к вам пойдёт на убыль (вы это обязательно почувствуете)? Или собеседник вдруг забеспокоится о вашем здоровье: мол, я спрашиваю человека, а он молчит, — не случилось ли что с ним, не потерял ли он разум? Вот (кукареку) тут и нужно отвечать. Но обязательно с вопросом.

Что спрашивать? Да что в голову придёт.

У вас интересуются: «Который час?» — а вы: «Куда это ты торопишься?».

К вам обращаются: «Пойдешь ли ты обедать?» — а вы в ответ: «Не знаешь ли, когда начальник в отпуск уходит?».

Постарайтесь так задавать вопрос, чтобы после ответа на него вы смогли задать новый.

Смоделируем эту ситуацию. Вдруг вас спросят: «Что это ты так странно отвечаешь?» — а вы в ответ: «А почему это тебя интересует?». Вас опять спрашивают: «А что, и поинтересоваться нельзя?» — «Тебя это раздражает?». Не исключено, что услышите: «Да, раздражает». Тогда сможете ответить вопросом: «И чего это ты стал таким раздражительным?».

Конечно, в этом этюде жертвой нужно избрать хорошо знакомого вам человека. Если реакция будет негативной, вы в конце эксперимента всегда можете честно сказать: прохожу курс «Учимся говорить публично» и выполняю задание — отвечать вопросом на вопрос.

Сначала этюд пойдёт трудно, но потом вы научитесь вести беседу таким образом, что ваш ответ обязательно вызовет у собеседника вопрос.

А вы с ответом потяните (где поставить ударение — потяните или потянете? От него зависит смысл). Отвечайте только в тот момент, когда почувствуете, судя по реакции (вскинутся брови, человек чуть-чуть приблизится к вам, кашлянёт от нетерпения, переменит позу и т.д.): больше медлить нельзя. Если вы выполните этюд 20—30 раз, а лучше 50, то научитесь чувствовать слушателя; научитесь, как говорят в театре (театральные люди иногда используют старую форму: на театре), держать паузу.


Этюд № 39

Назовем этюд так: «О чём говорить?».

Вам наверняка приходилось наблюдать (или даже быть участником ситуации): сидят два знакомых человека, а говорить им не о чем — и возникает неловкое молчание.

Как заговорить, о чём спросить, что обсуждать, как вести беседу?

На самом деле тем для обсуждений невероятно много. Что волнует (интересует, беспокоит) любого человека?

Почему мы плохо живём?

Как преодолеть трудности жизни?

Как сделать, чтобы тебя понимали другие люди?

Что в жизни самое важное?

Секс и любовь — отношение к этой проблеме.

Правильно ли выбрана профессия?

Почему так получается, что интересует одно, а всю жизнь занимаешься не тем, что больше всего привлекает?

Как избежать конфликтов?

Как мы тратим своё время?

Как добиться развития компьютерной грамотности?

Почему ссорятся родственники?

Бояться ли смерти?

Справедлива ли жизнь?

Почему мы не соблюдаем законов?

Люди знают, что курить вредно, а курят; почему?

Что нам не нравится на телевидении?

Почему люди матерятся?

Как правильнее воспитывать детей?

Как добиться, чтобы взрослые дети помогали пожилым родителям?

Может ли быть любовь с первого взгляда?

Отчего бывают депрессии?

Почему люди не заботятся о собственном здоровье?

Вопросов можно набрать несколько сотен, а то и тысяч. Стоит лишь задуматься, подумать о жизни и о себе. Вот и обсуждайте их с теми, с кем сведёт вас случай. Составьте список вопросов, которые вас лично волнуют. Я подчёркиваю: лично!

Скажем, вас привлекает тема бизнеса. Почему в нашей стране он развивается так нецивилизованно?

Попробуйте узнать по этому поводу мнение всех, с кем вам придётся встречаться.

Или вас больше всего интересуют проблемы воспитания детей? С кем бы вы ни говорили, постарайтесь обсудить именно эту тему.

Как начать разговор? Очень просто.

Смоделируем ситуацию.

Вы в приёмной ожидаете начальника. Рядом с вами сидит другой человек и тоже его ждёт. А может быть, в приёмной никого нет, кроме секретарши.

Вы начинаете:

— Слышали, в 13 лет один мальчик поступил в МГУ и, говорят, лучше всех сдал вступительные экзамены?

— Сегодня по телевизору говорили: детская преступность возросла. Три девчонки избили одного мальчишку просто за то, что он не дал им жвачку; неужели этому не будет конца?

— Лето, а дети в городе моют машины, стоят целый день на перекрёстках и протирают стёкла, продают газеты, бананы и даже водку — и никому нет до этого дела. Сын моей приятельницы связался с такой компанией, начал курить, наркотики попробовал, она в ужасе, а парню только 13 лет. Как быть?

Или другая тема: армия.

Начинайте рассуждать вслух:

— Вот недавно в газете прочла, что совсем мальчишку, только месяц как в армию попал, довели до самоубийства. А ведь единственный сын у матери…

— По радио опять рассказывали, что борются с дедовщиной. А ей конца и края нет. Как же так происходит, что те, кого год назад унижали, сами теперь унижают таких же, как они? Неужели это в человеке заложено с детства: мстить, издеваться, подавлять других людей? А может, это удобно начальникам: так проще поддерживать порядок?

Пожалуйста, наметьте несколько тем для обсуждения. Если вам так удобнее, то можно и записать свои вопросы.

А потом проведите эксперимент: с кем бы вы ни говорили, задавайте вопросы, а ответы проанализируйте.

Удалось ли вам разговорить человека? Вас выслушали и формально поддакнули: да, мол, всякое бывает, такое время, — или же с вашей подачи продолжили развивать начатую вами тему?

Ваша задача: вовлечь собеседника, чтобы он не просто поддержал разговор, а продолжил его, и в результате общения вы оба узнали что-то новое, полезное, интересное для себя.

Ты и вы!

Как и в прошлой главе, я хочу начать, если вы позволите, наш разговор как устное выступление.

Знаете ли вы…

Этюд № 40

Пожалуйста (нравится мне произносить «пожалуйста», «будьте добры», «если вам не трудно», «буду признателен»), перечитайте первые строчки этой главы. Если бы я именно такими словами начал свое устное выступление, какую бы оценку вы мне поставили?

Совершенно верно: двойку за такое начало, а ещё лучше — единицу.

Почему?

Да потому, что во фразе нет ни информации, ни оригинальности, ни эффектного, пусть и странного, начала — словом, она пуста.

С первых предложений слушателю понятно: выступает пустой человек, которому нечего сказать. Но, увы, подобная фраза типична для многих выступающих.

Не стоит произносить: «Я хочу начать». Хотите — и говорите! (Помните, я об этом уже писал?)

Если вы что-то произносите — вы уже начали говорить. Некоторые ораторы, вроде бы демонстрируя свою воспитанность, прежде чем что-либо сказать, произносят: «Если вы позволите…» — а потом продолжают без паузы своё выступление. Всем слушателям становится очевидно: оратору безразлично, позволят или нет.

Когда слышу: «Если вы позволите, я приведу такой факт…» — мне всегда хочется крикнуть на весь зал: «Не позволю!» — и посмотреть, как выступающий отреагирует на реплику.

А выражение «знаете ли вы…»! Что нужно знать? Конечно, никто из сидящих в зале пока об этом не имеет представления.

Когда вы будете слушать тех или иных людей — на совещаниях, собраниях, съездах, заседаниях, симпозиумах, круглых столах или дискуссиях, — пожалуйста, проанализируйте их выступления: верно ли они начинают свою речь (правильно ли с психологической точки зрения, смогли ли они завладеть вниманием зала?), сколько раз они произносили «я хочу сказать», «я должен заметить», «мне необходимо вам сказать», «я хочу остановить ваше внимание»?

Постарайтесь подобных ошибок не делать.

Научитесь слышать сначала других (слышать и слушать!), а потом и себя.

Научитесь контролировать свою речь — быстрее избавитесь от недостатков.

Скорее всего вы, читающий эти строчки, человек воспитанный и вежливый. Помните поговорку: «Ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»?

Вот вам и задание. Станьте на пять-шесть дней сверхвежливым человеком. В беседе с родными, коллегами, в быту, бывая в магазинах, ателье, банках… Ко всем будьте добры обращаться, если это вас не затруднит, подчёркнуто вежливо.

Вы встретите людей, которые вашу воспитанность (вежливость) сочтут за робость. Не обращайте на это внимания. Слова пожалуйста, спасибо, весьма признателен, благодарю вас, почту за честь — произносите чётко.

Как мы обычно говорим слова спасибо и пожалуйста? Заглатываем звуки: спсиб, пжалст

Сначала, когда будете выполнять это задание, вы сами себе покажетесь вычурным человеком. Пусть вас это не беспокоит. Если слова благодарности, признательности, вежливое обращение станут для вас органичными, то вы только выиграете в глазах окружающих. Умные люди начнут воспринимать вас как воспитанного, интеллигентного и доброжелательного человека.

Как у нас порой говорят учителя и врачи? Тоном приказа. Будто это армия.

— Встаньте! Повернитесь! Наклонитесь! Дышите! Не дышите!

— Открыли тетради! Записали! Замолчали! Слушайте!

В школе это происходит все 11 лет. Учитель приказывает — ученик исполняет. Да и дома подобный стиль (приказа) повсеместен между детьми и родителями, родственниками, даже мужем и женой.

Пожалуйста, если это вас не затруднит, буду вам весьма признателен, заранее вас благодарю за верное понимание, прошу простить за повтор — и всё-таки, если вам не сложно, запишите подробно, как вы выполняли этот этюд.

Что, перебор вежливых слов в предыдущей фразе? Сплошная патока? Согласен. А вы проявляйте вежливость без перебора.

Этюд № 41

Никогда и ни у кого не получается всё сразу. Но если вы привыкнете внимательно слушать себя и анализировать чужую речь (заучивание стихов, произнесение их вслух по методике, которую я предлагал раньше, — прекрасное в этом отношении упражнение!), то это 25 процентов успеха.

Четверть, представляете?

Четверть и 25 процентов — это одно и то же, тем не менее я повторил. Повтор нередко помогает лучше усвоить услышанное.

Не бойтесь повторять ту или иную мысль, которую вы считаете для себя главной, дважды, а то и трижды. Расставляйте в своей речи акценты, делая это интонационно. Скажем, слово четверть я бы произнёс с восклицательным знаком, а затем выдержал паузу в две-три секунды и лишь после этого продолжил.

Но и злоупотреблять повторами нельзя. Они хороши в педагогических целях. Повтор — закрепление материала при подведении итогов вашего выступления, при подчёркивании главной мысли.

Естественно, если вы говорите о том, что не очень понимаете сами, то не старайтесь показаться всезнайкой, а честно признайтесь, что в том-то и том-то пока не очень разбираетесь и хотите посоветоваться.

И, конечно, в обыденной жизни постарайтесь избегать механических повторов.

Скорее всего вам приходилось встречать людей, повторяющих всё по два-три раза.

Скажем, фразу «Главный редактор просил этот материал поставить в номер без сокращений» один мой знакомый произнёс бы так:

— Главный редактор, понимаешь, первое лицо в нашей редакции, он главный, и он действительно главный, просил, чтобы этот материал, материал, который я тебе передаю, обязательно без сокращений ты поставил бы в ближайший номер, в ближайший, и без каких-либо сокращений, да, так сказал главный: чтобы в номер и без сокращений поставить этот материал, — значит, я тебе сказал, чтобы этот материал по распоряжению главного был поставлен в номер! (Вы отметили: ни одной точки, всё — одна фраза?!)

В чем истоки механических, бездумных, доходящих до автоматизма повторений?

Прав великий Зигмунд Фрейд: в детстве. Как родители говорят с детьми?

— Саша, принеси газету из почтового ящика, — обращается отец к сыну. (Пауза.)

— Саша, я к кому обращаюсь, мне нужна газета, принеси её! (Пауза. Сын привстает.)

— Сколько раз можно просить? Мне легче самому спуститься вниз… Ты пойдёшь и принесёшь мне газету или мне самому всё-таки спуститься? Я могу! Или ты всё же сам сходишь и принесёшь газету? (Сын приподнимается и медленно идёт к двери.)

— Нет, честное слово, нет терпения, я же сказал: «Саша, принеси газету». Сколько можно повторять?! Сходи и быстро принеси газету, не испытывай моё терпение! Ты слышал?! Принеси газету!

Сын наконец спускается вниз за газетой. Проходят несколько минут. Саша возвращается, но, прежде чем пойти к отцу, он решил попить воды. Открывается кран на кухне.

— Сколько раз можно просить, сколько раз можно говорить: «Принеси отцу газету» — а ты… а ты… делаешь из этого проблему! Саша, я жду газету!!! — уже кричит отец.

Замените просьбу о газете просьбой вынести мусор, сходить в магазин, погулять с собакой, записывать телефонные звонки, мыть руки перед едой… — всё приходится повторять по шесть-семь раз. Ребёнок настолько привыкает к подобному стилю общения, что, став взрослым, он тоже все свои просьбы, указания, советы проговаривает по нескольку раз.

Проанализируйте речь окружающих вас людей: нет ли среди них «повторяльщиков»? Обязательно запишите свои впечатления в дневник. Проконтролируйте себя: нет ли повторений у вас, нельзя ли их избежать?

Возьмите себе за правило: всё говорить коллегам, родственникам, друзьям только один раз.

В свою очередь, попытайтесь, общаясь с людьми, не заставлять их напоминать вам что-либо дважды.

Если вы серьёзно отнесётесь к выполнению этого этюда, то в значительной степени улучшите свой характер, приобретёте привычку всё выполнять с первой просьбы, не обещать того, что не сможете выполнить. Вы научитесь правильно рассчитывать свои силы, а в своём окружении прослывёте человеком обязательным, точным, аккуратным, воспитанным.

Этюд № 42

Старая тема! Заезженная, общеизвестная, набившая оскомину, животрепещущая, как считают одни, не стоящая и ломаного гроша, как утверждают другие. (Какие слова оставить? Пожалуйста, сократите эту фразу до трёх-четырех слов.)

Ваш начальник обращается к вам на ты, а вы в силу субординации обращаетесь к нему на вы. Правильно это или нет? Стоит ли с этим бороться? Нет ли здесь унижения вашего достоинства?

Я, например, всех студентов всегда не только называю на вы, но и обращаюсь к ним по имени и отчеству, считая, что общение должно быть на равных. Многие мои коллеги в университете, кто в открытую, кто за спиной, высмеивают меня, иронизируют по этому поводу. Я проделал эксперимент: попросил одну группу студентов попытаться отучить моего коллегу обращаться к ним на ты и по фамилии. Четыре месяца эксперимент продолжался, и студенты добились своего.

Но проходил эксперимент трудно. Студенты делали вид, что они просто не слышат, когда к ним обращались на ты и по фамилии; как бы невзначай переходили с преподавателем тоже на ты или называли его только по фамилии, а друг к другу на занятиях подчёркнуто обращались по имени и отчеству и сверхучтиво по интонации.

Правда, некоторые из них получили на экзамене заниженную оценку, а одному студенту пересдавать предмет пришлось три раза.

Пожалуйста, составьте список тех, кто обращается к вам на ты, а вы, в свою очередь, вынуждены говорить ему вы. Ваше отношение к этой проблеме?

В Интернете, я знаю, принято всем тыкать и обращаться по имени. В Сети у многих не настоящее имя, а ник (некий псевдоним).

Я против этого. В отчестве — имя отца. Собственное имя дано матерью и отцом. Сегодня, получая паспорт, можно сменить имя. Есть целая теория имени. Издавна у некоторых народов была примета: если ребёнок серьёзно заболевает, стоит дать ему новое имя. Считалось, что это помогает выздороветь.

Впрочем, я отвлёкся от главной темы. Вернусь к ней. Мы говорили о том, как общаться — на ты или на вы. (Замечу: если при выступлении вы вдруг чуть отошли от главной темы, то, возвращаясь к ней, обязательно напомните, о чём шла речь.) Как же отучить других «тыкать» при общении с вами?

Одного своего знакомого, назовем его Николаем Трофимовичем, отучил быстро: как только он начинал тыкать, я тоже переходил с ним на ты и говорил:

— Конечно, Коля, я тебя понимаю. И ты меня понимаешь. Но вот другие люди никак меня понять не могут. Подходят ко мне и спрашивают: «Владимир Владимирович, а верно ли, что вы с Колей (то есть с тобой) близкие родственники?». И сколько бы я ни доказывал им, что мы с тобой всего лишь коллеги, они не верят.

— Ну надо же, чего только не придумают, — произносил Николай Трофимович — и тут же исправлял своё ты на вы.

Трудно ли поставить на место «тыкальщика»? Помню, один из директоров «Мосфильма» тыкал маститым режиссёрам, лауреатам международных премий, а они к нему обращались на вы. Так директор подавлял личность и показывал, кто хозяин на «Мосфильме»: они, творцы, или он, администратор. Но я был и свидетелем, как этот же руководитель заискивал перед вышестоящим чиновником (человеком намного его моложе), который тыкал ему, а директор обращался к нему на вы.

Сегодня мода пошла — обращаться друг к другу только по имени. Мол, так в Англии, в Америке — там все на ты и по имени. Всё так и не совсем так. Во-первых, в английском языке изначально не ты, а вы. Там нет формы ты, и это нужно помнить. Во-вторых, мы живём в России, и у нас есть свои традиции. На мой взгляд, достаточно правильные, если говорить о субординации, об обращении на ты или на вы.

— Лев Николаевич, вставать пора! Умываться быстро и завтракать, всё уже готово. Вы уж пожалуйте, вставайте!

Так говорила пожилая женщина Льву Николаевичу. Он только что проснулся. А было Льву Николаевичу тогда пять лет. А она к нему — по имени-отчеству. Он барин.

Толстой об этом сам писал.

У дворян, аристократов — на вы с детства. А с дворовыми — на ты.

В России в крестьянских семьях, да и в дворянских к маменьке нередко на вы обращались с детства.

Сейчас нет дворян и дворовых, челяди. А может быть, есть — и все мы стали дворовыми? Потому и тыкают нам.

К сожалению, и в армии все тыкают друг другу. А по уставу к солдату полагается обращаться на вы. Культура речи! Культура отношений!!!

Почитайте фразы из армейского юмора. При всем том, что они вызывают иногда смех, на мой взгляд, это грустные фразы.

* * *

Автомат ставь на колено левой руки!

* * *

В роте семь разгильдяев, а ты волосы на пробор носишь!

* * *

В увольнение пойдут только образцовые тумбочки!

* * *

Заглядываю в тумбочку, а там кеды стоят по колено в грязи!

* * *

Кому спишь, проклятая морда?!

* * *

Молчать! Или я тебя сейчас буду зверствовать!

* * *

Молчать, я тебя спрашиваю!

* * *

Рот закpой, язык пpоглоти!

* * *

Рота, шире шаг! Почему зад не поёт?

* * *

Ты зачем сюда лежишь? Твое место здесь — не тут!

* * *

Ты что хpомаешь? Pожать, что ли, собpался?

* * *

Эй вы, трое! Идите оба ко мне!


Этюд № 43

Я хотел бы, чтобы каждый занимающийся понял: ораторское искусство — универсальная дисциплина (да простится мне этот сухой оборот). Психология, актёрское мастерство (дикция, жестикуляция, движение), знание русского языка, овладение приёмами внушения (любая речь — это внушение, близкое к гипнотическому воздействию; к сожалению, многие об этом забывают и, следовательно, не добиваются поставленной цели), знание логики, кругозор, образованность — всё это (назван лишь минимум) необходимо для того, чтобы овладеть мастерством публичного выступления. (Какая тяжеловесная фраза, во закрутил, пожалуйста, разбейте предложение на три-четыре попроще и понятнее.)

Пожалуйста, перечислите, какие качества, навыки необходимы человеку, чтобы уметь хорошо публично выступать.

Скажем, так: нужно обладать хорошей памятью, фантазией, иметь широкий кругозор, научиться профессионально владеть голосом… Продолжите список.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!