Одиннадцатое. Никогда не начинайте новую жизнь. Начинать новую жизнь — это самообман. Улучшайте свою старую жизнь, но делайте это постепенно.
А ведь такую ошибку допускают многие: каждый раз дают себе слово начать с понедельника, с Нового года, со дня рождения, с новой должности новую жизнь. Это самообман…
Двенадцатое. Помните: злиться на других — бесполезное дело. Злость лишь испортит ваш характер и помешает вашим делам. Что было, то было.
Злиться на друзей нельзя, а на врагов — бесполезно. Злость и зависть разъедают человека. Кто-то во время вашего выступления сказал обидную для вас фразу. Выступление давно закончилось, а услышанные вами слова не дают покоя. Забудьте, не злитесь, простите этого человека. Простите его невоспитанность и необразованность. Он и сам уже забыл, что сказал. Спит себе спокойно. А вы всё продолжаете переживать. Зачем? Это глупо.
Некоторым злопамятным людям хочется во что бы то ни стало отомстить, и они копят злобу в себе. Но эта злобность давит и мешает жить. Если человек начинает мстить, он перестаёт созидать — он только разрушает, и прежде всего самого себя.
Тринадцатое. Запомните, об этом я уже писал, ваша установка должна быть такой: «Без меня (без вас) мир неполон».
В это трудно поверить. Но это действительно так. Фразу «Без меня мир неполон» любил произносить Ролан Антонович Быков, знаменитый актёр и режиссёр. Теперь его нет с нами, и мир осиротел: мы больше не увидим новых прекрасных фильмов, снятых Роланом Антоновичем, новых ролей, сыгранных им…
Каждый человек уникален! Только почему-то многие никак не хотят это понять. Вас нет, вас не станет — и изменится мир. Появляется новый человек — и опять меняется мир, он становится полнее.
|
|
Как легко это сказать! Как трудно так жить!
Четырнадцатое. Не забывайте о правиле «Тридцатое сентября» (день именин Веры, Надежды, Любови): ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ! Каждый из нас должен знать, во что он верит, на что надеется, кого любит.
Вы должны любить и уважать публику, перед которой выступаете. Иначе в вашем выступлении не будет искренности. Вы же надеетесь, общаясь с другими, что вас правильно поймут.
Почему я называю это правилом «Тридцатое сентября»?
Вера — верить надо прежде всего в самого себя, в то, что тебя поймут другие люди, то есть быть оптимистом.
Надежда — надо надеяться на то, что обязательно найдешь свою любовь.
Любовь — надо любить жизнь.
И вообще жить надо радостно. Не так ли?
Думается, эти правила полезны для любого человека, а не только для тех, кто занимается по курсу «Учимся говорить публично».
Пятнадцатое. Запомните: никто никому ничего не должен.
А как же дети? Разве родители не должны заботиться о детях? Разве дети, когда они вырастут, не должны заботиться о родителях?
|
|
Нет, не должны. Это наше желание — иметь детей. Мы растим их и хотим, чтобы они стали умными, образованными, физически развитыми. И делаем это не для того, чтобы потом получить возврат долга. Разве не так?
Представьте себе: отец лежит в больнице, а сын говорит: «Ах, чёрт возьми, я должен навестить отца в больнице, а у меня билеты в театр!».
Это ужасно. Сын может захотеть — ему это приятно: повидаться с отцом, помочь отцу. Поэтому он и едет. Нельзя любить в долг, дружить, отдавая долг… На эту тему можно говорить очень долго. Надеюсь, что мысль понятна.
Другое дело — обязанности человека.
Вас приняли на работу — и в ваши обязанности входит в определённое время приходить на службу, выполнять те или иные должностные инструкции.
Вам дали в долг деньги. Вы обязались через определённое время их вернуть — вы обязаны это сделать. Но помните: в долг можно давать только тому человеку и только такую сумму, которую вы готовы этому человеку подарить. Тогда кредит никогда не испортит отношений.
Этюд № 34
Наступил переломный момент.
Этюд № 34 — один из самых продолжительных. Но и один из самых эффективных.
К сожалению, судя по письмам, которые я получил после выхода первого издания «Учимся говорить публично», к этому заданию многие относятся легкомысленно. Прочитают — и откладывают выполнение на неопределённый срок. А зря.
|
|
Итак, вам нужно взять небезызвестное произведение Александра Сергеевича Пушкина — поэму «Евгений Онегин» — и каждый день учить по восемь строк.
Если заучить восемь строк будет для вас слишком трудно, можете ограничиться четырьмя. А если задание покажется вам лёгким, я советую учить по десять строк. Всё индивидуально.
Слышу голос вечного спорщика (я называю его неисправимым демагогом):
— А две строчки в день можно? У меня плохая память!
Можно и две. Но лучше восемь.
Я мог бы долго объяснять почему, но не хочу злоупотреблять вашим вниманием и убедительно прошу поверить мне на слово.
(Кстати говоря, если вы пользуетесь авторитетом у тех, кто вас слушает, то иногда можете прибегать к этой форме: попросить поверить вам на слово, без доказательств… И вам поверят. Но не злоупотребляйте доверием ваших слушателей!)
Знаю: многие скептически воспримут моё требование учить наизусть по восемь строк ежедневно.
А зачем?
К чему?
Что это даст?
Мы же хотим научиться правильно говорить, убеждать, общаться; при чём тут «Евгений Онегин», который некоторым ещё в школе надоел?
|
|
Всё верно. Вы правы. Но прав и я!
Сознаюсь: редко позволяю втягивать себя в обсуждения. Не люблю спорить. Больше того, уверен, что в споре не рождается истина. В споре могут родиться только вражда, обида, ссора, если угодно, война.
А пока прошу вас подумать над этим вопросом: рождается ли истина в споре? Помните, в этюде № 29 (стр. 143) я писал о том, что надо заранее сосредоточиваться на определённой теме, тогда включается наше подсознание и помогает нам незаметно для нас самих готовиться к будущему выступлению?
Чтобы уметь чётко и ясно, интересно и доказательно говорить публично, необходимо иметь хорошую память. Именно память поможет вам овладеть аудиторией, и слушатели подумают про вас: «Вот это эрудиция, вот это владение словом! Сколько он знает, как легко оперирует цифрами, фактами, как точно и к месту приводит цитаты, как красиво и убедительно звучит его речь!».
Я уже писал о том, как развивать свою память. Но это всё было в дополнение к главному: умению удерживать в памяти всё, что вам нужно, что может пригодиться. Так вот (здесь можно и покукарекать!), заучивание стихов — самое лучшее средство для развития памяти. И самое простое.
Важно не просто запомнить стихи — необходимо произносить их, понимая смысл, читать выразительно, эмоционально.
Нет ничего скучнее монотонной речи бубнящего человека; нет ничего ужаснее рубленой речи, когда каждое слово выделяется, словно рубится; такая речь способна настолько утомить слушателя, что он ощущает физическую усталость, будто тяжёлые вещи перетаскивал на большое расстояние.
Попробуйте читать пушкинские строчки так, чтобы донести до слушателя каждое слово поэта, подчёркивая главное в каждой фразе и давая при этом свою трактовку.
Не забывайте: где запятая и точка — обязательны паузы.
Разберу первые две строчки.
Можно произнести их без паузы, не обращая внимания на знаки препинания:
«Не-мысля-гордый-свет-забавить-вниманье-дружбы-возлюбя». Пропадёт весь смысл.
Или произнести все слова с одинаковой интонацией — опять же трудно уловить смысл.
Нужно выделять, подчеркивать слова интонацией. Но какие слова?
Может быть, не мысля? А если гордый — да ещё произнести это слово с раскатистым р, почти разделяя на два слога: гор-р-р-дый?
Для кого-то важно выделить свет или забавить. Пять слов в первой строке — пять вариантов разных прочтений.
А если после не мысля выдержать небольшую паузу, а само слово подать с подтекстом: мол, бесполезно всё это, не стоит и время тратить (не мысля!).
Но нет ли здесь другого подтекста: произношу не мысля, а на самом деле говорю, что собираюсь гордый свет забавить — удивить, поразить, заинтриговать?
Не прибегнуть ли к небольшой паузе после слов Не мысля гордый свет (пауза) забавить, да и само слово забавить произнести медленнее, чем предыдущие, сделав ударение на втором а чуть нарочитым, немного растянуть букву (заба-а-а-вить)?
Проанализируйте с таких позиций эти две строчки:
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя…
Сколько вариантов для произнесения! Теперь попробуйте обосновать выбранный вами вариант.
Что главное для вас в этих строчках? Слово дружбы или возлюбя? Допускаю, что для некоторых важным окажется слово вниманье. Всё зависит от вашего душевного настроя, от того, как лично вы воспринимаете эти строчки.
Если научитесь произносить каждое слово, каждое предложение эмоционально, со смыслом, ваша речь обретет индивидуальную окраску, вас начнут слушать с вниманием. А следовательно, вы сумеете воздействовать (не это ли цель любого выступления?!) на тех, к кому обращена ваша речь.
Смотрите, как много полезного даёт чтение наизусть для развития навыков устной речи, публичного выступления.
Неужели я вас не убедил?
Не ленитесь, заучивайте текст. Но перед тем, как начать учить, уясните для себя, какие слова вы хотите подчеркнуть, где пауза больше, где меньше, как учесть знаки препинания, как избежать торопливости при чтении.
Чтобы слушатели вас поняли, надо в первую очередь самому чётко понять, что произносишь. Подумайте о жестах. Какие они могут быть? Взмахнуть рукой, вскинуть голову, откинуть голову, сделать шаг вперед, отступить назад… А глаза? Широко открыть, сузить?..
Советы великого К. С. Станиславского, думаю, помогут вам понять, как нужно читать:
Точка, запятая, вопросительный и восклицательный знаки и прочие имеют свои, им присущие, обязательно голосовые фигуры, характерные для каждого из них. Без этих интонаций они не выполнят своего назначения. В самом деле, отнимите от точки её финальное, завершающее голосовое понижение, и слушающий не поймёт, что фраза окончена и продолжения не будет. Отнимите от вопросительного знака характерное для него особое звуковое «кваканье», и слушающий не поймёт, что ему задают вопрос, на который ждут ответа.
В этих интонациях есть какое-то воздействие на слушающих, обязывающее их к чему-то: вопросительная фонетическая фигура — к ответу, восклицательная — к сочувствию и одобрению или протесту, две точки — к внимательному восприятию дальнейшей речи и т. д.
…Но перед ней (запятой. — В. Ш.) на последнем слоге последнего слова вам захочется загнуть звук кверху (не ставя ударения, если оно не является логически необходимым). После того оставьте на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе.
При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую…
Самое замечательное в природе запятой — то, что она обладает чудодейственным свойством. Её загиб, точно поднятая рука, заставляет слушателей терпеливо ждать недоконченной фразы.
Передавайте словами видения, а не текст.
Этюд № 35
Наговорите советы К. С. Станиславского на магнитофон. Для того чтобы пересказ получился полнее, сначала законспектируйте то, что вы решите поведать. Прослушайте сделанную запись. Ещё раз запишите себя на магнитофон, исправляя все недостатки, которые вы заметили. Снова перескажите текст — и опять запишите его на магнитофон, ибо я думаю, что при первой записи вы что-то существенное наверняка упустите (заглядывайте только в конспект).
После этого расскажите текст двум-трём вашим знакомым — при этом попытайтесь объяснить им всё новое, что вы сами узнали. По времени ваша речь не должна занимать более минуты.
И не забывайте продолжать анализировать, как говорят ваши знакомые, начальники, подчинённые, коллеги. Какие ошибки вы замечаете в их речи? Запоминайте хорошие примеры, но не забывайте учиться и на ошибках других.
И, пожалуйста, продолжайте учить наизусть стихи.
Если вы не захотите учить «Евгения Онегина», можете взять другие поэтические произведения: Сергея Есенина, Бориса Пастернака, Марины Цветаевой, Николая Глазкова, Александра Твардовского, Дмитрия Кедрина, Беллы Ахмадулиной, Бориса Слуцкого… Поэтов много. Но важно, чтобы вы учили именно стихи.
Каждый день — по четыре-восемь строчек.
Мой совет — остановиться всё же на «Евгении Онегине».
Почему? Во-первых, это классика — и вы в значительной степени пополните свой словарный запас. Во-вторых, легко запоминается. В-третьих, какие-то строчки из поэмы всегда помогут вам при публичных выступлениях лучше преподнести материал. Допустим, вы говорите о моде — и тут же вспомните слова Пушкина: Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.
Или такие строчки:
Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Или такое:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Интересно: сколько раз вам придётся прочесть первые восемь строк, чтобы их запомнить? Лучше всего заучивать, не заучивая, то есть просто несколько раз читать текст вслух… Один раз, второй, третий, десятый, пятидесятый, а может быть, и сотый. Вы автоматически запомните. Сначала вам придётся читать много раз (у кого слабая память), постепенно количество повторов будет сокращаться — и не исключаю, что однажды, прочитав нужные строчки всего два раза, вы запомните их на всю жизнь: они врежутся в вашу память.
Вы знаете, как учат роли артисты? Они садятся за стол, открывают свои тетрадки (роли для актеров переписывают в специальные тетради — там целиком текст их роли и реплики партнёров, после которых артисту надо вступать) и начинают читать пьесу. Один раз читают, заглядывая, второй, третий, четвертый… Потом репетируют, держа в руках тетрадки. Они должны помнить реплики других: последние фразы партнеров, после которых им нужно произносить свои слова. Текст заучивается, как правило, автоматически. Слышится реплика — и тут же всплывают в памяти слова действующего лица, которые требуется произнести. Возникают собственные узелки памяти…
Итак, пожалуйста, начните учить восемь строк.
Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,
Достойнее души прекрасной,
Святой исполненной мечты,
Поэзии живой и ясной,
Высоких дум и простоты…
Каждому, занимающемуся в нашей заочной школе, необходимо понять разницу между речью письменной и устной, публичной. Даже когда составляете текст доклада, выступления, планируете выступить с репликой, заявлением, вы должны обязательно учитывать специфику устного выступления.
Раньше существовало правило: стенограмму публичного выступления всегда давали для исправлений и добавлений выступающему. И не только для того, чтобы он мог исправить ошибки стенографисток, — следовало внести небольшие исправления чисто стилистического характера, ибо одно дело — речь звучащая, когда жест, пауза, интонация могут многое дать для понимания текста, и другое дело — когда текст опубликован: если не сделать некоторых добавлений, то читатель просто ничего не поймёт.
Например, произносится фраза: «Чудиков — замечательный человек» — и при этом делается жест рукой сверху вниз; все сразу поймут: хуже Чудикова нет никого на белом свете. А можно в речи использовать другую форму, сказать: «Чудиков — замечательный человек… в кавычках». И все поймут: скверный человек Чудиков.
Заучивание стихов не только разовьёт вашу память — оно улучшит вашу речь, вы быстрее поймёте разницу между речью письменной (прочитанной по бумажке) и устной, как бы рождающейся на глазах ваших слушателей. Стихи лучше воспринимаются именно на слух.
Не говори, как пишешь
Можно написать хорошую статью, которую с интересом прочтут многие. Но стоит с такой же статьёй выступить (предположим, вы её выучите наизусть) — и речь ваша покажется скучной, слушатели воспримут её плохо. И наоборот: можно произнести блестящую речь, но, если её опубликовать в газете как статью, она не произведёт желаемого эффекта: слабая статья, скажут вам, так не пишут.
Беда многих наших политических деятелей в том, что они выступают с написанными для них речами, и не просто речами, а подготовленными статьями, которые пытаются выдавать за речь. Актёры они чаще всего скверные и читают невразумительно. Отсюда и результат. Если же выступают без бумажки, импровизируя, то опять же совершают типичную ошибку: стараются говорить, как написано (они привыкли к этому), и их выступление напоминает ответ нерадивого ученика, плохо выучившего урок.
Поэтому, когда читаем интервью, записи круглых столов, стенограмму того или иного совещания, мы, читатели, обязательно делаем поправку на то, что это не письменное выступление, а устное.
Нельзя (если это не специальный приём) писать так, как говоришь, и говорить так, как пишешь.
Давайте разберём в качестве примера такую ситуацию.
Вы встретили друга, с которым давно не виделись.
Как вы начнёте рассказ о своей жизни, какой будет ваша первая фраза?
Представьте себе, что вы пишете другу письмо:
Мне приятно сообщить, что из сложных ситуаций, в которые я попал (а кому сегодня легко в нашей стране?), я, кажется, начинаю выходить. Несколько дней волнений, размышлений, а затем я решил, что хватит хандрить, хватит рассуждать о трудностях жизни — нужно просто начинать действовать.
Но я так устал от накопившихся дел (многое сделал, но ещё больше предстоит сделать, и это невероятно давит на меня), что не знаю, как и поступить.
С чего начать распутывать, как найти выход из создавшегося положения, когда всем что-то обещал, а сейчас чувствую, что ничего сделать не могу, кого-то подведу — и этот человек, конечно, обидится?..
Ну вот, начал предложение, такое у меня состояние, а закончить не могу…
Это от усталости. Я и сам чувствую постоянное раздражение. Могу взорваться из-за пустяка. Порой сижу два-три часа просто за столом или полулежу на тахте — и ничего не делаю. Сижу и всё собираюсь начать работать, вместо того чтобы пойти и погулять, почитать книгу, сходить на выставку, в кино, просто лечь и поспать. Мучает бессонница. Ложусь, а уснуть не могу. Вспомнилось: «Если очень хочется работать, ляг, поспи — и всё пройдет». И совсем школьное: «По закону Архимеда после сытного обеда полагается поспать». Но и сытного обеда нет, лень готовить, так, мелкий перекус.
Когда я окончательно понял, что запутался, забегался, издёргался, то пришёл к выводу: надо отдохнуть.
Я отключил телефон. На работе взял на три дня отпуск за свой счёт. А там суббота и воскресенье. Пять дней. Я решил: пусть будет пять дней отдыха. Купил билет в один из городов Поволжья и уехал к друзьям, которых давно не видел. Пять дней прекрасного общения. Волга, лодка, костёр на острове… Я словно окунулся в молодость — и, когда вернулся в Москву, понял: все мои проблемы — обычное раздражение от бытовых неурядиц; всё уладится, не стоит придавать особого значения плохому настроению. Нужно просто встряхнуться, наметить план дальнейших действий и спокойно работать.
А теперь представьте себе, что вы произносите подобное (текст вашего же письма) при встрече с другом. Да он подумает, что у вас нервное перенапряжение и вам пора обратиться в клинику неврозов.
Конечно, вы будете говорить иначе. Пожмёте другу руку и на вопрос «как жизнь?» коротко ответите:
— Устал. Всё раздражает. Запутался в делах. Плохо сплю. Плюнул на всё — и уехал в маленький поволжский городок. Волга, костёр на острове, встречи с друзьями… Вернулся обновлённым. Сейчас нормально работаю. Дураки мы, что не думаем о собственном здоровье, отдыхе. Кому это нужно — два года вкалывать (ишачить, трудиться, трубить…) без отпуска?!
Чтобы всё стало понятнее, представьте себе, что вы меня не читаете, а слушаете. (Как вам это выражение: «меня не читаете»? Попробуйте его исправить.)
Даю вам честное слово, что я действительно не пишу этот материал, а наговариваю на магнитофон, с тем чтобы лучше выполнять правила игры.
Прочтите первые фразы этюда № 34. Они были написаны. Но если бы я выступал, то, конечно, начал бы по-другому. Вполне возможно, что, оглядев зал, я бы произнёс:
— Наверное, многим известен этот анекдот:
Один профессор жалуется другому: «Ну и группа мне попалась! Раз объясняю теорему — не понимают, второй раз объясняю — опять не понимают, третий раз объясняю — сам уже понял! А они — нет…».
Не исключено, что возникнут смешки и присутствующие в зале сменят недоверие (когда выступающий — новый человек, он всегда вызывает недоверие с примесью любопытства) на доброжелательность. Всё-таки улыбнулись! Контакт есть.
Этюд № 36
А может быть, я начал бы иначе… Помните, на странице 16 я подчёркивал, что хорошее начало — залог успешного выступления, что к началу (и к концу) речи, выступления, доклада, реплики, замечания, вопроса нужно готовиться особенно тщательно.
Даже в обычном вопросе есть своя драматургия. Какими бы словами вы предварили свой вопрос?
— Я хочу вас спросить…
— Я прошу вас ответить на мой вопрос…
— Позвольте задать вам вопрос…
— Возможно, мой вопрос окажется для вас неожиданным…
— Надеюсь, что вы сможете ответить на мой вопрос…
— На свой вопрос надеюсь получить исчерпывающий, искренний ответ…
— Не удивлюсь, если мой вопрос поставит вас в затруднение.
— Я требую точного и подробного ответа на свой вопрос…
Пожалуйста, продолжите этот список. Сначала произнесите вслух тридцать вариантов (с тридцатью разными интонациями) вопросов. А потом запишите их. Для прилежных учеников выполнение этюда не составит труда: они смогут дать и сто редакций. Замечательно!
Кому-то выполнение этюда покажется сложным: не наберется и двадцати-тридцати вариантов. Запишите столько, сколько придумаете.
Постарайтесь всё-таки заставить себя подумать: едете на работу, моете посуду, убираете квартиру, даже смотрите телевизор — вспоминайте об этом задании.
Оно не такое простое, как вам может показаться. Если вы его правильно выполните (а я на это надеюсь), то сможете натренировать свой мозг одновременно придумывать и запоминать. Важно не только придумать сам вопрос, но и запомнить его. Можно, конечно, поступить иначе: придумали — и тут же записали. Можно и не стараться запоминать очередной вариант, а переходить к придумыванию следующего.
Кстати говоря, вы можете себя проверить, если ответите на несколько моих вопросов:
— Как вам легче: думать при ходьбе или же необходимо присесть, взять ручку и бумагу, сосредоточиться и дать себе приказ: думай?
— Обязательно ли вам нужно записывать придуманное или вы способны удерживать в памяти до двадцати-тридцати сочинённых вопросов?
— Представьте себе, что мы с вами встретились. Я выступаю перед вами и в конце спрашиваю, есть ли у вас ко мне вопросы по нашему курсу; если есть, задавайте, пожалуйста, я постараюсь на них ответить. Какие бы вопросы вы задали?
Составьте такой список. Но постарайтесь, чтобы вопрос действительно вас интересовал. Часто на тех или иных собраниях присутствующие задают вопрос не потому, что хотят получить на него ответ, а лишь с целью привлечь внимание к собственной персоне, зафиксировать свое присутствие, «отметиться», продемонстрировать, как им кажется, свои знания, собственную информированность. (Вам приходилось встречаться с подобным типом людей?)
Но вернёмся к теме отличия устной речи от письменной. (Старайтесь после того, как вы закончили отступление от главной темы, вновь напомнить о ней. Как бы дать отбивку. В газете, журнале, в книге для этого используют пробелы, абзацы, главки, подглавки, отмечают переходы цифрами, звёздочками, выделяют первую букву «буквицей» — есть такой термин: первую заглавную букву пишут так, как я начну первый абзац в следующем этюде.)
Этюд № 37
В чём вы видите отличие письменной речи от устной? Сформулируйте ответ в письменной форме и в устной. Сравните магнитофонную запись с письменным ответом.
Каков вопрос, таков ответ!
Если бы наши занятия проходили очно, то, возможно, я начал бы очередную встречу так:
— Продолжаем обсуждение темы отличия устной речи от письменной. Пожалуйста, посмотрите снова этюды № 35 и № 36.
А может быть, я начал бы иначе:
— Коллеги! (Да-да, я обратился бы именно так, ибо считаю всех занимающихся своими коллегами — мы же вместе учимся.) Сколько человек решили пройти нашу школу? Если исходить из тиража книги, которую вы держите в руках, нас более 50 тысяч. Почему я дал такую цифру? Да потому, что одну книгу в среднем читают пять-семь человек. А значит, нас 50 тысяч! Внушительная цифра. Это 50 тысяч учеников.
О если бы все вы могли стать моими единомышленниками! Если бы я всех, читающих эту книгу, мог убедить в необходимости занятий ораторским искусством и пробудить — для начала только пробудить — у них желание выполнять все задания полностью, я был бы счастлив.
Даже если хотя бы один из вас, моих читателей, занимается, я рад. Кто знает, может быть, он станет великим оратором и к его словам прислушаются миллионы? (Выступающего по телевидению сегодня порой видят и слышат миллионы людей одновременно. У кого из древних могла быть такая аудитория?)
Я считаю, что популярные телевизионные ток-шоу, встречи в студии с известными ведущими, выступления политиков — это лучший учебник из всех знакомых мне учебников по ораторскому искусству, когда-либо изданных, а я просмотрел более 300 монографий, книг, пособий и лекций по этой теме.
Как увлечь зал?
Как овладеть вниманием аудитории?
Как сделать, чтобы тебя хотели слушать?
(Эти фразы могут прозвучать именно так, но если бы я их писал, а не давал расшифровку магнитофонной записи, то, конечно, отредактировал бы.)
Как отстаивать свою точку зрения?
И, наконец, как получить само право выступить с трибуны?
Думаю, что многие из вас смотрят телевизионные дебаты и анализируют манеру ораторов, учатся на их ошибках. Анализируйте, запоминайте. Но главное (тут я бы сделал эффектную паузу и, возможно, подчеркнул бы значимость жестом) — всегда оставайтесь самими собой. Не вздумайте подражать (произнёс «не вздумайте» — и тут же засомневался: а почему так резко и категорично, не лучше ли было сказать мягче, например, так: «я не советую вам», «я предостерегаю вас от…») манере других, пусть и близких вам по духу людей. Знайте: притягательная сила талантливых ораторов в том, что они неповторимы. Каждый из нас уникален.
Все мы чем-то похожи друг на друга — и все мы отличаемся друг от друга. Даже близнецы: казалось бы, невозможно их различить, а на самом деле каждый из них ин-ди-ви-ду-а-лен! (Я произнёс слово по слогам, поэтому, расшифровывая запись, и дал его, разбив на слоги.)
У всех разные голоса, разные характеры, разные привычки, своя, присущая только этому индивидууму манера говорить.
Но так сложилось, что с детства и родители, и школа, и общество в целом стараются вытравить из нас индивидуальное и сделать всё для того, чтобы каждый из нас стал таким, как все. Та же мода, призывающая всех причёсываться и одеваться одинаково; та же музыка — все начинают вдруг любить одну и ту же песню; та же литература — все поголовно принимаются читать одну и ту же книгу…
Не высовывайся!
Не выделяйся!
Почему ты хочешь отличаться от всех?
Так не принято себя вести!
Будь как все!
Так постепенно и вытравляется индивидуальность. А полагалось бы, наоборот, в каждом человеке развивать индивидуальное начало.
В устной речи наиболее значимые слова надо время от времени выделять повторением. Этот приём использовал режиссёр фильма «Обыкновенный фашизм» Михаил Ромм: за кадром, в своём авторском комментарии, он произносил слово, фразу, а через секунду-другую повторял их.
Этот приём часто использовал Ф. М. Достоевский в прямой речи своих героев, благодаря чему мы не читаем, а как бы слышим их слова.
P.S. Прежде чем перейдёте к этюду № 38, ответьте, пожалуйста, на несколько сакраментальных вопросов:
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 295; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!