Вы придумали оригинальное начало для разговора с теми, кого вы решили увлечь идеей заниматься в нашей школе? Какое оно?
Как прошло выполнение эксперимента с Нянаждихашем? Вы составили список вопросов?
Как вы произносите фамилии, имена и отчества — чётко и спокойно или скороговоркой?
Вы составили список фраз, которые не рекомендуется произносить, начиная разговор, выступление, доклад, сообщение, отчёт?
Сколько времени в день вы тратите на выполнение заданий?
Вы начали вести дневник своих занятий?
Скольким людям из вашего окружения вы рассказали о школе «Учимся говорить публично»?
Вы смогли пересказ первого урока уложить в две минуты? Каким он у вас получился?
Вы молчали два дня?
Вы прочли рекомендованные книги?
11. Вы нашли объяснение слову аргументы? Какими словарями пользовались? Считаете ли вы свою речь аргументированной?
12. Что означает тест Льва Ландау: р, д, т, ч, п, ш, с? Коллеги учёного называли эту задачу загадкой, а журналисты — проверкой на нестандартность мышления. Продолжите этот ряд.
Кстати, вы знаете, как Ландау избавлялся от застенчивости? Если кому-то не знакомо имя Ландау, обязательно найдите сведения об этом удивительном человеке. (Никогда не стесняйтесь признаваться в своем незнании.) Посмотрите в энциклопедиях, в Интернете, в книгах по физике… Мой совет: сначала как можно больше узнайте о Л.Д. Ландау, а уже затем продолжайте чтение этой книги.
Почему Вы носите бороду?
«Что означает тест знаменитого физика Льва Ландау: р, д, т, ч, п, ш, с? Продолжите этот ряд».
|
|
Такое задание было в предыдущей подглавке. (Если вам приходится выступать перед одной и той же аудиторией несколько раз подряд, надо постараться найти переход от темы прошлого выступления к теме настоящего. Вы тем самым и напомните слушателям, о чем шла речь раньше, и дадите понять, что сами тоже об этом помните.)
Вернёмся к задачке Льва Ландау: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь…
Теперь, я думаю, любой сможет продолжить.
Казалось бы, невозможно найти ключ-ответ. Я, например, мучился много дней, но так и не решил задачу. А среди моих студентов всегда находился один, кто, подумав минут пять, выдавал верное решение.
Нестандартность мышления! Увидеть всё по-новому, оригинально — это нужно тем, кто решил овладеть ораторским мастерством.
Приведу любопытный, чуть непонятный рассказ. Непонятный только поначалу. Кстати, если вы захотите его кому-нибудь пересказать (а я советую это сделать), то само повествование у вас должно носить чуть интригующий характер, чтобы слушатели захотели понять, о чем вы ведёте речь.
Втянув голову в плечи, по набережной шагает высокий студент. Щёки втянуты, короткая верхняя губа едва прикрывает зубы, рот полураскрыт. (Что это я рассказываю, уж не детективную ли историю?) Взгляд исподлобья, но внимательный и тёплый. В нём и любопытство, и мучительная застенчивость. (Каждую фразу я произносил бы спокойно и ровно, делая между предложениями паузу чуть больше обычной, чтобы слушатели могли представить картинку, которую пытаюсь нарисовать.)
|
|
Это Лев Ландау. Он невероятно робок, неловок, одет в какой-то серый френч, каких в Северной столице никто не носит. А ему так нравятся сильные, весёлые люди, которые непринуждённо держатся, в разговоре находчивы, остроумны. Он решил пересилить свою робость, пересилить любыми средствами. Но как это сделать? Для начала можно ставить перед собой небольшие задания и выполнять их.
Вот навстречу идёт самоуверенный господин, по виду нэпман. Лев внушает себе: надо к нему подойти. Это трудно, невероятно трудно. Но он должен побороть свою застенчивость!
— Нельзя ли попросить вас ответить на один вопрос? — говорит он громко.
Нэпман останавливается.
— Почему вы носите бороду? — всё тем же любезным тоном продолжает побледневший от напряжения юноша.
На следующий день он даёт себе задание потруднее: прогуляться по проспекту Двадцать пятого октября (так в ту пору назывался Невский) с привязанным к шляпе воздушным шариком.
|
|
Если вы вернётесь к пятому абзацу от той строчки, что сейчас перед вами, то учтите: там должны были быть кавычки, ибо я цитировал фрагмент из книги Майи Бессараб «Ландау».
Конечно, если бы я выступал, то пересказал бы этот фрагмент близко к тексту, делая фразы ещё короче, а паузы — неожиданнее. Изображал бы, что вспоминаю, — будто сам знаком с человеком, о котором веду рассказ. Слушателям безразлично, знаком я или нет с Ландау, — им в данной ситуации важна информация, как Ландау боролся с застенчивостью, и эмоциональная убедительность.
Этюд № 6
Попробуйте перевести процитированный в пятом этюде фрагмент на язык устной речи. Где вы сделаете паузы? Какие добавите слова от себя? Как подадите текст? Прочтите его два раза и обязательно перескажите своим знакомым, друзьям, коллегам. Только найдите для этого удобный повод.
Допустим, зайдёт разговор о застенчивости или о физиках, может быть, кто-то вспомнит похожий эпизод — и вы как бы случайно спросите: «А знаете ли вы, как боролся с застенчивостью Ландау?».
Отступление. Вы заметили слова а знаете ли вы? Многие люди используют их постоянно, начиная именно с этих слов чуть ли не каждое предложение. Так поступать не стоит. Произносить их нужно только для того, чтобы действительно выяснить, знают или нет то, о чём вы собираетесь рассказать. Если знают, то и рассказывать не надо.
|
|
Знаете — это речевой стереотип, призванный актуализировать внимание реципиента. Так можно сформулировать ситуацию с употреблением этого слова.
Научно звучит, солидно. Но не очень понятно. К сожалению, некоторые книги — правильные, полезные, нужные — бывают слишком наукообразны, заниматься по ним сложно.
Старайтесь, чтобы ваше выступление всегда легко воспринималось слушателями, даже если вы делаете доклад на научной конференции. Если используете термин, то обязательно раскрывайте его смысл.
В редких случаях знаете используют, чтобы подчеркнуть значимость того, что последует за самим словом. Но ведь не в каждом же предложении?!
Как научиться говорить публично? Я могу дать рецепт в нескольких строчках. Вот они.
Хочешь, чтобы твои слова слышали, — говори громко.
Хочешь, чтобы твои слова слушали, — говори по делу.
Хочешь, чтобы твои слова понимали, — говори просто.
Хочешь, чтобы твои слова уважали, — говори честно.
Хочешь, чтобы твои слова не забывали, — говори умно.
А хочешь всего этого сразу — говори с юмором, не забывая о самоиронии.
Всему этому можно научиться, если постоянно делать задания по пересказу, улучшению дикции, развитию фантазии, наблюдательности, чувства юмора…
В школьной программе уже с первого класса предусмотрены занятия по пересказу. А пересказ и есть устная речь. Но как нас учили?
Учительница читала рассказ, потом просила учеников пересказать его близко к тексту — передать не смысл, а форму. То же самое — и с рассказом по картинке.
Нарисовано, к примеру, следующее: ребята купаются в речке, кто-то моет автомобиль, рядом сидит с удочкой человек. Учительница спрашивала: что изображено на рисунке?
Смышлёные ребята начинали сочинять:
— Лето. Так приятно провести его на речке! Каждый сможет получить удовольствие. Если бы мы с семьёй оказались на речке, то машину мыл бы не папа, как нарисовано на картинке, а мама и я, а папа бы отдыхал с дороги, а дедушка мой удил бы рыбу. Только нельзя удить рыбу там, где купаются и моют машину…
И тут, не сомневаюсь, многие учителя не выдержали бы. Они прервали бы малыша, объяснив, что так пересказывать нельзя. Описывать надо непосредственно то, что нарисовано на картинке: речка, около берега дружная семья моет машину, а пенсионер в своё удовольствие ловит рыбу.
Думаю, комментариев не требуется.
А что если попробовать снова поучиться рассказу по картинке?
Зайдите в музей, — это продолжается этюд № 6, — рассмотрите повнимательнее картины, которые вас привлекут, и перескажите их сюжет как можно подробнее.
Ещё лучше, если вы этот пересказ запишете на магнитофон и у себя в дневнике подробно расскажете о картинах, раскрывая сюжет, мастерство художника, композицию, ощущение от увиденного, будь то портрет или батальное полотно, натюрморт или даже пейзаж.
А то и просто выгляните в окно. Опишите увиденное. При всей своей простоте задание достаточно трудоёмкое и потребует от вас внимательности, фантазии, наблюдательности. Вам придётся перебрать множество слов, чтобы отобрать из них самые точные для выражения ваших мыслей, чувств, ощущений при рассказе о том, что вы увидели из своего окна. И обязательно поставьте перед собой вопрос: в чём идея вашего рассказа? О чём вы хотите рассказать?
Какие возникали ассоциации? Как объединить в рассказе разрозненные детали (не забудьте о начале, кульминации, развязке и финале)? Какую мысль вы решите сделать главной — серость архитектуры, урбанистический пейзаж (если вам не знакомо слово урбанистический, пожалуйста, найдите его в словаре)? А может быть, вам захочется порассуждать на тему одиночества: много домов, люди спешат куда-то, все разрознены, одиноки, сами по себе. Не исключаю, что вы вспомните детство, как играли со сверстниками во дворе. А может быть, вид из окна натолкнёт вас на мысль поговорить о вреде шума в нашей жизни, о необходимости уделять больше внимания экологии…
Этюд № 7
Этот этюд невероятно важен прежде всего для застенчивых людей.
Пройдитесь по оживлённой улице вашего города и каждого третьего человека, идущего вам навстречу, о чем-нибудь спросите: который час, как проехать на вокзал, не видел ли кто-нибудь пробегавшей овчарки по имени Кристоф, мол, куда-то запропастился пес…
Придумайте пятьдесят вопросов. Пусть они будут странными. Это лишь привлечёт к вам внимание. Но спрашивайте так, чтобы на ваши вопросы другому человеку захотелось ответить, — с максимально доброжелательной интонацией.
Считается, что в любой речи последняя фраза запоминается лучше всего. Это верно. В речи важны начало и конец. Ударные фразы — в конце. Как в репризах клоунов, в анекдотах…
Этюд № 8
Общеизвестно: мужчины воспринимают речь иначе, чем женщины. Мужчины внимательнее, они быстрее запоминают услышанное. Женщины эмоциональнее, им всё время хочется прервать слушателя, задать ему вопрос, прокомментировать выступление. Поэтому будьте готовы: если в зале, где вы выступаете, больше женщин, то вполне вероятно, что во время вашего выступления возникнет шумок.
Пожалуйста, проведите эксперимент (он должен длиться семь дней): проанализируйте, сколько раз, общаясь с вами, вас прерывали женщины, а сколько мужчины — задавали уточняющие вопросы, не давали договорить, начинали, не дослушав, рассказывать о себе, просили повторить услышанное, ссылаясь на то, что не смогли запомнить с первого раза…
Думаю, что вы и сами убедитесь: женщины и мужчины слушают по-разному.
Почему это происходит? Мужчины воспринимают звуки левым полушарием мозга, у женщин же задействованы оба полушария.
Мой совет. Когда вам придётся выступать с той или иной речью, оцените зал: сколько женщин и сколько мужчин слушают вас? Если женщин больше, обязательно самые важные положения вашей речи повторяйте два раза, произнося их чуть громче и медленнее.
Не сотвори себе кумира, но имей учителя!
А теперь будет скучно, нудно и противно, ибо вам придётся собрать свою волю и вчитаться, дабы понять, как же необходимо улавливать настроение слушателей, — ибо всегда нужна обратная связь; выступая перед большой или малой аудиторией, каждый из нас улавливает — этому можно научиться, и я буду учить вас — настроение слушателей, быстро внося коррективы в свое выступление, что-то усиливая, что-то повторяя, что-то произнося быстрее, а что-то медленнее: всё зависит от того, кто и как вас слушает…
Этюд № 9
Пожалуйста, прочтите вслух абзац перед этюдом № 9. Прочтите на одном дыхании.
Скорее всего вы испытаете затруднение. Дыхания не хватит. Если вы запишете своё чтение на магнитофон, а потом дадите кому-нибудь прослушать запись, да ещё попросите пересказать услышанное, то заметите растерянность человека, к которому обратились с просьбой. Почему? Да потому, что такое длинное предложение трудно пересказать. Фраза тягучая, путаная; уловить, что в ней главное, что второстепенное, невозможно.
Разбейте предложение на короткие фразы — чем они станут короче, тем лучше. Прочтите абзац с паузами.
Всегда помните об отличии устной речи от письменной.
Прочитать непонятные строчки можно два-три раза — слушатель лишён такой возможности. Читатель может остановиться, поразмышлять, вдуматься, вчитаться. Слушатель — увы… Он что-то не понял в выступлении, задумался, а уже звучат другие фразы, там тоже что-то непонятное… Одно накладывается на другое. И слушать становится трудно, да и не хочется. Мозг слушающего автоматически отключается от восприятия: пусть себе докладчик говорит, а я не буду напрягаться. Мне неинтересно и скучно. Лучше пообщаюсь с соседом, подумаю о чём-то приятном, почитаю газету или книгу, а то и просто подремлю.
Наверняка вам приходилось наблюдать подобные ситуации: человек выступает — а его не слушают.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!